Россия намерена кардинально изменить политику на постсоветском пространстве

Подписаться
Россия намерена кардинально изменить свою политику на постсоветском пространстве, и это касается не только и не столько ее отношений со странами СНГ, сколько с США и государствами Евросоюза.

Россия намерена кардинально изменить свою политику на постсоветском пространстве, и это касается не только и не столько ее отношений со странами СНГ, сколько с США и государствами Евросоюза.

"Суть нового направления политики заключается не в том, чтобы восстановить некое влияние России, якобы утерянное в результате "оранжевых революций". Его и не было, были только зря потраченные деньги и воровство российского газа. Цель состоит в том, чтобы отношения Москвы с Вашингтоном и европейскими структурами на территории бывшего СССР приобрели цивилизованный характер",- заявил РИА "Новости" высокопоставленный источник в Кремле.

Впрочем, заметил собеседник агентства, диалог на эту тему с лидерами СНГ также ведется и, наверняка, будет продолжен на предстоящем 26 августа саммите Содружества в Казани в рамках празднования 1000-летия города.

"У нас хватит терпения, даже если на это потребуются годы, чтобы объяснить своим партнерам по СНГ, что Москва не собирается восстанавливать советскую империю, - отметил он. - Однако Россию не устраивает положение, при котором она фактически субсидирует экономику ряда стран, поставляя им энергоресурсы по убыточным для себя ценам, а народы там по-прежнему голодают. Именно такие ситуации и создают почву для "оранжевых революций", после которых для народа мало что меняется, зато новые правители, по крайней мере некоторые из них, получают - напрямую или скрыто - зарплату от американцев".

В Кремле признают, что Россия сама допустила серьезные ошибки: в 90-е годы не было ни денег, ни времени, ни политической воли, чтобы заниматься укреплением Содружества. Страна тогда была занята собственными проблемами. Но в последние годы ситуация изменилась. Об этом свидетельствует создание ряда серьезных международных организаций, как внутри, так и за рамками СНГ. Это ЕврАзЭс, ОЦАС, ОДКБ, ЕЭП, ШОС.

Но и наши соперники не дремали. Примером тому - ГУУАМ, созданный в противовес альянсам с участием России.

"Почти почившая в бозе после выхода Узбекистана, эта организация потеряла в названии одну букву "У", но сейчас возвращается к жизни благодаря все тем же "оранжевым революциям", при серьезном спонсорстве из-за океана", - сказал РИА "Новости" представитель Кремля.

По его словам, провозглашенное Грузией и Украиной намерение создать так называемое содружество демократий Балто-черноморско-каспийского региона также является очередной попыткой Запада создать противовес российской политике на постсоветском пространстве.

Недавнее заявление ШОС о том, что США пора определиться со сроками пребывания их военных баз в Центральной Азии, явно произвело на американцев сильное впечатление. Однако оно подкреплено только решением Узбекистана освободиться от американского военного присутствия и лишь потому, что президент Ислам Каримов стал объектом жесткого давления Запада после событий в Андижане.

Первые в истории совместные крупномасштабные военные учения России и Китая - аргумент более серьезный, считают аналитики, но главное - впереди. И это переговоры с Западом, прежде всего с США.

"На постсоветском пространстве фактически идет борьба без правил. Россия хочет эти правила установить, причем это должны быть цивилизованные правила игры", - сказал кремлевский источник.

Эти правила сформулировал в недавнем интервью "Российской газете" новый заместитель министра иностранных дел РФ Григорий Карасин, которому поручено заниматься общими вопросами сотрудничества со странами СНГ.

"Мы стремимся превратить это пространство в арену взаимоуважительного и предсказуемого партнерства... Не надо чураться здоровой, с понятными правилами игры конкуренции и на постсоветском пространстве. Мы должны найти баланс, который оздоровил бы атмосферу и характер наших взаимоотношений здесь с нашими западными партнерами", - заявил Карасин.

По его словам, у России есть свои жизненно важные интересы на этом пространстве, и она будет последовательно их отстаивать.

"При этом мы вовсе не считаем, - отметил замглавы МИД, - что у других международных игроков не может быть своих специфических интересов к государствам СНГ. Они, безусловно, есть, а в последнее время проявляются все четче. В принципе, это нормально. Сейчас уже не является какой-то экзотикой участие США, ЕС, других игроков в тех или иных процессах в Содружестве. Налицо и внерегиональное военное присутствие в регионе СНГ, пусть и осуществляемое на сугубо временной основе на период проведения антитеррористической операции в Афганистане".

По словам Карасина, Москва исходит из того, что все стороны должны отстаивать свои интересы и право своего участия в том или ином проекте исключительно на основе честной конкуренции, борьбы идей и концепций, а не силового давления.

"Не можем мы согласиться с методами насильственной "демократизации" всего постсоветского пространства, будь то "цветные революции" или информационно-политическое давление на действующую власть", - заявил замглавы МИД.

Есть и еще один аспект. После встречи в июне с премьер-министром Великобритании Тони Блэром, который в последнее время очень обеспокоен бедственным положением африканских стран, президент России напомнил, что некоторые из республик бывшего Советского Союза также можно причислить к беднейшим странам мира.

"Это и Таджикистан, и Киргизия, и Грузия, и Молдова. И мы не должны превращать это пространство в какое-то поля боя, соперничества. Мы должны превратить его в поле сотрудничества и выработки единых подходов по оказанию содействия народам этих государств в становлении государственности и развитии экономики", - считает Путин.

Многие эксперты расценили слова президента как намерение России привлечь страны "большой восьмерки" к реализации совместных проектов, направленных на содействие экономическому развитию стран СНГ.

"С российской стороны постановка вопроса о помощи очень правомерна. Эта помощь сейчас поступает в виде грантов, займов. Они (западные страны) и так стремятся на постсоветское пространство, действуют самостоятельно, а тут, я надеюсь, будут действовать в международном формате", - заявил в интервью РИА "Новости" глава комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками Андрей Кокошин.

Как считают политологи, Россия уже сейчас будет поднимать этот вопрос на разных уровнях, в том числе на 58-й сессии Генассамблеи ООН, которая пройдет в Нью-Йорке в сентябре, и максимально постарается использовать период своего председательства в "большой восьмерке" в 2006 году.

"Москва хочет выступить в качестве лидера и очень логично, что она привлекает ресурсы "большой восьмерки" для своих соседей. Время ее председательства в этой организации является оптимальным для того, чтобы поднимать вопрос о помощи", - заявил РИА "Новости" директор Института политических исследований Сергей Марков.

Не исключено, что кульминацией станет саммит "восьмерки" летом 2006 года в Санкт-Петербурге.

"На встрече лидеров "восьмерки" у нас столь же пристальное внимание будет уделено продолжению борьбы с терроризмом, нераспространением ОМУ, мировым экономическим проблемам", - сообщил в интервью РИА "Новости" высокопоставленный российский дипломат. "Но не обойти и вопрос о мобилизации содействия отдельным странам СНГ", - заметил он.

Тот факт, что главной темой предстоящего в Санкт-Петербурге саммита "восьмерки" будет проблема энергетической безопасности, эксперты также считают логичным. Хорошо это или плохо, но энергоресурсы остаются одним из самых убедительных аргументов России.

 

Лента новостей
0