Абхазы и осетины отвергали предложения Тбилиси - Якобашвили

Подписаться
Якобашвили рассказал в частности, что грузинская сторона предлагала ввести переговорный формат «2+2+2» для урегулирования конфликта в Южной Осетии.

ТБИЛИСИ, 27 октября /Новости-Грузия/  Грузия предпринимала активные шаги для мирного урегулирования конфликтов, но Сухуми и Цхинвали отвергали все предложения Тбилиси. Об этом заявил в понедельник госминистр по реинтеграции Темур Якобашвили на заседании временной парламентской комиссии по расследованию событий августа 2008 года.

«Когда вместо аппарата госминистра по урегулированию конфликтов было создан госаппарат по реинтеграции, это означало четкий ориентир властей Грузии на мирное урегулирование конфликтов и категорический отказ от применения силы», - сказал Якобашвили, который стал в составе правительства первым госминистром по реинтеграции. 

«Но, несмотря на неодноратные попытки грузинской стороны, с абхазской стороны последовал отказ от переговоров и требование о выводе грузинских полицейских сил из Кодорского ущелья, а Цхинвали потребовал восстановить недееспособный формат СКК», вспомнил Якобашвили и отметил, что вместе с тем и Сухуми, и Цхинвали настаивали на подписании соглашения о неприменении силы как с  равноправными субъектами.

Якобашвили рассказал в частности, что грузинская сторона предлагала ввести переговорный формат «2+2+2» для урегулирования конфликта в Южной Осетии.

В частности, первая двойка, по его словам, это должны были быть де-факто власти Цхинвали и представители временной администрации Южной Осетии под руководством Дмитрия Санакоева, во вторую двойку должны были войти Грузия и Россия, как стороны конфликта. И к переговорам должны были быть привлечены две международные организации - ОБСЕ и Евросоюз, который на тот момент финансировал только экономические проекты в Цхинвальском регионе, сказал Якобашвили.

«С переходом на данный формат должны были начаться переговоры по реальному урегулированию конфликта. Немногим раньше событий августа со стороны ЕС было предложение провести переговоры в Женеве, но осетины категорически отказались, и затем российская сторона их поддержала», - напомнил госминистр.

Что касается Абхазии, ситуация по этому конфликту изменилась после решения вопроса о независимости Косово – подчеркнул Якобашвили. По его словам, «последняя встреча до признания Косово состоялась в Женеве. И там грузинская сторона, несмотря на ожесточенное противостояние с абхазской и российской стороны, в итоговый документ внесла пункт о территориальной целостности Грузии».

«Несмотря на такое развитие событий, президент Грузии предложил абхазам мирную инициативу урегулирования конфликта, где содержались твердые гарантии участия абхазского населения в государственном управлении Грузией, а также гарантии сохранения и развития абхазского этноса в грузинском государстве. Абхазская сторона проигнорировала этот документ, хотя мы дважды его предлагали», отметил Якобашвили.

«Мы также предлагали открыть свободную экономическую зону в Гали и Очамчира абхазской стороне и свободную индустриальную зону - близ Цхинвали. Мы считали, что основную роль в урегулировании конфликтов должно сыграть само население регионов, а не представители правительства с обеих сторон», добавил госминистр.

«Параллельно мы вели активные консультации с ЕС, международными организациями, четыре центра представили конкретные проекты, и их направили в ЕС. Были интенсивные контакты с США. Но на тот момент это не дало никаких результатов», - заметил он.

«После событий в Косово с российской стороны появилась попытка дублировать эту модель. Россия заявила,  что у нее есть своя модель урегулирования конфликтов, и затем Путин предпринял ряд шагов в отношении Абхазии и Южной Осетии, упразднив экономические санкции против сепаратистских режимов и приняв решение об оказании сепаратистским республикам «предметной помощи», рассказал Якобашвили.

«Мы объясняли нашим западным партнерам, что мы не против упразднения экономических санкций против Абхазии и Цхинвальского региона, и мы за их интеграцию в остальную Грузию, но предложения российской стороны предполагали усиление и военного присутствия в этих регионах», - сказал госминистр.
Якобашвили в своем выступлении особо отметил, что Россия заранее готовилась к тем событиям, которые произошли в августе 2008 года.

Лента новостей
0