Сванские башни - перед угрозой исчезновения

Подписаться
Знаменитые сванские башни медленно разрушаются...Местные жители хотели бы сами их отремонтировать, но делать это им нельзя – башни значатся государственными памятниками...

ТБИЛИСИ, 23 марта /Новости-Грузия/.

Тея Топурия, Сванети

Многие из древних каменных башен, являющихся символом Верхней Сванетии, находятся на грани разрушения, - говорят местные активисты.

Верхняя Сванетия – изумительной природной красоты долина, прячущаяся высоко в горах, в северо-западной части Грузии – является одним из трех имеющихся в стране объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. С каждым годом она привлекает все больше туристов, которым интересно посмотреть на ее башни и горные вершины, чья высота достигает 5,000 метров.

Башни строились в Сванетии с девятого века. Они служили здешнему населению жильем, а также выполняли функцию оборонительных сооружений. Но теперь они медленно разрушаются. Многие местные жители хотели бы сами подремонтировать башни, но делать это им нельзя – башни значатся государственными памятниками. А министерство культуры заявляет, что на реабилитацию этих построек могут уйти годы.

Статус объекта Всемирного наследия, присуждаемый Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, обязывает страну, на территории которой расположен этот объект, следить за его сохранностью. Если она этого не делает, статус может быть отменен.

Проблема сохранения башен обсуждалась 18 февраля на проходившей в поселке Местия встрече представителей Сети природоохранных НПО Кавказа (CENN) с местным населением.

«Один местный житель начал ремонтировать крышу, но к нему пришли какие-то люди и остановили его. Он так и не понял, из какого они были ведомства», - сказала Лонда Хоргуани из деревни Бечо.

Приютившиеся среди крутобоких холмов села Сванетии - одни из самых высоких населенных точек Европы. Климат здесь суров, и сельчане говорят, что, если не починить крыш, дождь и снег разрушат башни. Попадающая внутрь построек вода, бывает, замерзает. Тогда, расширившись в объеме, она начинает давить на стены, расшатывая каменную кладь.

По словам местных жителей, за последние лет сто в руины превратились 200 башен, а из сохранившихся двух сотен большинство нуждается в ремонте.

С разрушением башен меняется облик сел.

«Я помню семь башен в нашем селе. Сегодня осталась только одна, - сказала пожилая жительница села Бечо Кето Квициани. - В ней раньше хранили иконы, но потом их перенесли в церковь».

«Башня треснула от самого основания, и нужно починить крышу. Таких башен много, а главное – в селе нет внутренних дорог, поэтому даже если решат ремонтировать, машины не смогут подъехать к башне».

Вдобавок ко всему, находящиеся в аварийном состоянии сооружения создают угрозу населению. Башни, чья высота составляет от четырех до 20 метров, стоят посреди сел, часто - совсем рядом с домами, и осыпающиеся с них камни могут травмировать сельчан. Сами сельчане говорят, что пока никто из них не пострадал, однако были случаи, когда камнем убивало проходившую под башенными стенами скотину.

По словам заместителя главы местной администрации Вахтанга Пилпани, «одна из таких башен подвергает опасности сразу четыре многодетные семьи, поскольку стоит между четырьмя домами».

Владельцы башен подумывают о создании ассоциации, которая бы представляла их интересы перед правительством. Если сегодня не позаботиться о спасении башен, то завтра спасать будет нечего, - говорят они.

«В селе Лехта сровнялся с землей комплекс семьи Хергиани. Там же расположен еще один дом, который разрушится со дня на день», - сказал Хвича Чартолани из Местия.

Отсутствие надлежащего ухода сказалось и на башнях, расположенных в селе Чажаши. По словам сельчан, местные власти ограничились косметическим ремонтом сооружений.

«Отдельные постройки там покрасили в какие-то яркие цвета, которые вообще не подходят этому горному поселению», - сказала руководитель Местийского ресурс-центра организации СТС (Центр тренингов и консультаций) Софико Лобжанидзе.

«Когда в Местия красили дома, осталась лишняя краска. Ее решили использовать и покрасили постройки в Чажаши».

В Национальном агентстве защиты культурного наследия говорят, что государство решит проблему башен, но сделать это быстро не удастся.

«В прошлом году мы перекрыли одиннадцать башен, в этом планируем перекрыть еще пятнадцать, в бюджете на это предусмотрено 100 тысяч лари. Ремонт крыши башни обходится в среднем в 12 тысяч лари», - сказала представитель Агентства Диана Болоташвили.

«Кроме того, планируется реабилитация одного из исторических районов поселения Местия, где также есть башни и мачубы [пристроенные к башням жилые помещения], и они тоже будут реабилитированы. Так, постепенно, мы будем восстанавливать там все. Нам не отремонтировать всех башен за два-три года, это будет происходить постепенно».

Коллеги Болоташвили говорят, что местные жители вправе самостоятельно ремонтировать башни, только прежде они должны согласовать свой проект ремонта с Агентством.

Сельчане, однако, не имеют никакого понятия о том, как надо составлять такие проекты. Незнакомы они и с правилами, регулирующими пределы использования памятников культуры, коими являются их башни. Эксперты полагают, что было бы правильным провести для сельчан тренинги – помочь им разобраться в своих правах.


Материал представлен к публикации Кавказской службой Института войны и мира.

 

Лента новостей
0