Давид Гареджи – неотделимая часть грузинской духовной культуры

Подписаться
Насколько реальны доводы азербайджанских ученых, утверждающих, что Давид Гареджи имеет албанское происхождение? - Мнения представителей научных кругов Грузии.

ТБИЛИСИ,  6 апреля /Новости-Грузия, Циция Мамулашвили/. 

Комплекс пещерных монастырей Давид Гареджи начинается в 60 км юго-западнее от Тбилиси и тянется еще приблизительно на 60 км. Комплекс включает в себя более 20 монастырей, основанных в период VI-XII веков (Лавра Св. Давида – VI в., Додос Рка – VI, Натлисмцемели – VI, Удабно – IX, Бертубани – VI, Берта Мта – VI, Цамебули – VI, Мравалцкаро – VI, Тетри Удабно – VI, Чичхитури – VI, Саберееби – IX, четыре комплекса Беребис Сери – IX, Цинцкаро – VI, Колагири – XII, два комплекса Пирукугма – IX., Диди Квабеби – IX, Патара Квабеби – IX, Саторге – X, Коцахура – IX, Верангареджи – IX). Главным монастырем комплекса Давид Гареджи считается Лавра Св. Давида, основанная в середине VI века преподобным отцом Давидом Гареджинским, в честь которого и назван весь комплекс.

Грузинские ученые подразделяют историю комплекса на несколько этапов. 

VI-VIII вв. - образование монастырского объединения, когда Гареджи становится одним из значительных очагов грузинской христианской духовности, что подтверждают старейшие христианские памятники. В первую очередь,  это могила Святого Давида, которая становится центром паломничества для всей Грузии, начиная с шестого века.

Следующий этап начинается с IX-ого века и связан с деятельностью преподобного Иллариона Картвели, когда началась новая эра возрождения в истории монастырского объединения.

Начиная с царствования Баграта IV (1027-1072) Гареджи находился под покровительством правителей единого Грузинского царства. Однако нашествие турок-сельджуков частично затормозило развитие комплекса. Хотя позже, в царствование Давида Строителя (1089-1125) после присоединения к грузинскому царству Кахети и Эрети (1104) и победы над турками Гардежи окончательно перешел под покровительство царского двора. Помимо письменных источников, об этом свидетельствует целая галерея фресковых изображений грузинских правителей в росписях главной церкви монастыря Натлисмцемели (Баграт IV /1027-1072/, Давид IV /1089-1125/, Дмитрий I /1125-1156/, Гиорги III /1156-1184/, Царица Тамар /1184-1210/, Давид Сослан /…1207/ и отрок Лаша-Гиорги /1210-1223/; в главной церкви монастыря Бертубани /Царица Тамар, Лаша-Гиорги/; в церкви Благовещения монастыря Удабно (Деметре II Самопожертвователь – 1271-1289); в церкви монастыря Колагири (представители царского двора, а также высшей церковной власти, правителей и дворянства).

Монастырская жизнь в Гареджи достигает вершины своего развития на рубеже XII-XIII вв, когда он становится важнейшим духовным и культурно-просветительным центром.

Нашествия монголов с третьего десятилетия XIII в. привели к разорению монастырей и окрестностей. Позднее царь Деметре II освободил Гареджи от монгольских налогов и дал возможность монастырю вести прежнюю жизнь. В первой половине XIV века, в период царствования Гиоргия V Блистательного (1314-1346) Гареджи все еще представляло собой сильное объединение в политическом и экономическом отношении.

В конце XIV в. нашествия Тамерлана вновь нарушили монастырскую жизнь. Но, несмотря на это, сохранить комплекс удалось. В 1424 году Александр I Великий передал монастыри Гареджи грузинской патриархии. В это время Гареджи вновь становится влиятельным, богатым и хорошо организованным монастырским комплексом.

В начале XVII века Шах Аббас I разорил монастырский комплекс и истребил братию.

Важную роль в восстановлении разоренных персами монастыря сыграли Теймураз I /1606-1648/ и Арчил II /1664-1675/. В конце XVII и первой трети XVIII века Гареджи переживает новый расцвет, связанный с именем настоятеля Лавры Cвятого Давида -  Онуфрия Мачутадзе (1690-1732).

Еще один этап жизни монастыря связан с царствованием грузинских царей - Ираклия II (1762-1798) и его сына Гиоргия XII (1798-1800).

В начале XIX века, вслед за упразднением  грузинского государства и автокефалии Грузинской Церкви,
монастырские владения и церковное имущество перешли в ведение государственного казначейства.

После установления в Грузии советской власти в 20-х годах XX века жизнь в монастырском комплексе замерла, пещерные комплексы разорялись. В соответствии с административным делением, граница между Грузией и Азербайджаном была проведена через монастырь Удабно, а другой монастырь Бертубани полностью оказался на территории Азербайджана.

С конца 1940-х годов Гареджи подвергается новой опасности - на территории комплекса был размещен военный полигон. Пострадали и полностью были разрушены высеченные в скале церкви и другие помещения, повреждены или же полностью уничтожены уникальные фрески.

Именно вопрос спасения Давид Гареджи в конце 80-х годов был поднят в Грузии представителями национально-освободительного движения, которые протестовали в связи с размещением полигона и уничтожением исторического памятника.

С начала  90-х годов, после обретения Грузией независимости, наступила новая эра в жизни Давид Гареджи и монастырский комплекс вновь возрождается. В настоящее время в монастырском комплексе Гареджи  четыре действующих монастыря…


Общественность Грузии хорошо помнит, как 80-х годах прошлого столетия грузинские студенты, ученые, общественные деятели выступили с требованием упразднения военного полигона, расположенного в окрестностях исторического комплекса Давид Гареджи, чтобы защитить грузинские исторические и духовные памятники от разрушения при ведении военных учений. Тогда это было непросто – выступить против Закавказского Военного Округа. Однако, по настоятельному требованию общественности Грузии, полигон был упразднен.

В последнее время, спустя много лет после указанных событий, в СМИ Азербайджана появляются удивительные для грузинской общественности статьи, в которых, со ссылкой на азербайджанских ученых, утверждается, что происхождение Давид Гареджи - "албанское", комплекс является культурным наследием Азербайджана и в Азербайджане называют его "Кешишчидаг". В этих же статьях говорится о стратегическом значении этой местности, отмечается, что «для Баку участок имеет важное военное значение…».

Официальный Тбилиси очень сдержанно относится к вопросу и практически воздерживается от каких- либо комментариев. Официальный Баку порой дает свои комментарии, но при этом тоже проявляет максимальную корректность. Это понятно, стратегическое партнерство между двумя странами -с лишком ценно. Но остается фактом, что речь идет о претензиях на принадлежность памятников, которые до сих пор бесспорно считались в Грузии историческим, культурным и духовным наследием народа.

Насколько реальны доводы азербайджанских ученых? Ведутся ли обсуждения, или научные споры о происхождении исторического культурного комплекса Давид Гареджи? На какие исторические факты и документы ссылаются стороны? Что послужило основой тому, что название монастырского комплекса Давид Гареджи, происходящее от имени святого отца Давида и местности (Гареджи), в Азербайджане получило иное название - "Кешишчидаг"? Если кто-то в Азербайджане действительно считает эти христианские памятники культурным наследием Азербайджана, то как объяснить высказывания о военно-стратегическом значении участка?

С этими вопросами корреспондент агентства обратился к председателю комиссии истории, археологии и этнологии Академии Наук Грузии, академику Давиду Мусхелишвили и профессору Тбилисского Государственного Университета,  руководителю Центра по исследованию Гареджи, доктору искусствоведения Зазе Схиртладзе.

Давид Мусхелишвили:

- Монастырский комплекс Давид Гареджи представляет собой высеченные в скалах свыше 20 монастырей, он протянулся на расстояние 60 км и охватывает территорию приблизительно в 150 кв.км, в четырех районах Грузии  - Гардабанском, Сагареджойском, Сигнахском и Дедоплисцкаройском.

- Согласно историческим источникам, первый монастырь комплекса - «Давитис лавра» (Лавра Давида) был основан в VI веке преподобным Давидом Гареджийским, в честь которого и назван весь комплекс - «Давид Гареджи».

- С деталями хронологии по строительству монастырей, обустройства комплекса, а также развития событий, можно ознакомиться в Православной  Энциклопедии (том X) или в исторических справках. Однако, сразу же следует отметить, что вопрос религиозно-этнической принадлежности монастырского комплекса Давид Гареджи неоспорим, комплекс является памятником духовного искусства Грузии. Об этом свидетельствуют архивные документы, надписи, фрески и так далее.

- Что  касается территориальной принадлежности, опираясь на грузинские, римские и греческие источники совершенно ясно, что пустынный монастырский комплекс изначально входил в царство Картли и до XX-го века полностью был в границах Грузии.

- В 1921 году большевики передали Азербайджану территорию площадью более 3 600 кв.км. К сожалению, большевики не считались с религиозными ценностями, в результате в переданной Азербайджану территории полностью оказался один из монастырей комплекса «Бертубани», а монастырь «Удабно» и высеченные в скалах кельи оказались на линии новоустановленной административной границы.

- Теперь отвечу на поставленные вопросы… Какие либо обсуждения между грузинскими и азербайджанскими учеными об этнической или культурной принадлежности комплекса Давид Гареджи не ведутся. Мне неизвестно на какие исторические факты и документы ссылаются лица, говорящие об албанском происхождении памятников комплекса.

- Причисление комплекса к албанским памятникам без серьезных доказательств можно считать курьезом с научной точки зрения, и, мне кажется, что весомые ученые Азербайджана не имеют отношения к таким высказываниям. В архивах имеются исторические источники, опираясь на которые можно вести научные беседы о действительном месторасположении Кавказской Албании и ее наследии – это совершенно другая тема и не имеет никакого отношения к Давид Гареджи.  В любом случае мы, ученые Грузии, готовы выслушать аргументы, просмотреть представленные документы и вести научные дискуссии, если у кого-то возникнет такое желание.

- Насколько реальны доводы авторов высказываний в СМИ Азербайджана - можно только судить, комментируя некоторые моменты. С 1921 года в границах Азербайджана оказалась не более 1-2 процентов территории Давид Гареджского комплекса – это исторический факт. Следуя логике авторов статьей, выходит, что памятники, оказавшиеся в пределах этих 1-2 процентов, имеют так называемой «албанское происхождение», а подавляющая часть – грузинское. Сразу видно, что указанная логика не выдерживает никакой критики. 

- Мое удивление вызывает, что в статьях подчеркивается, что в Азербайджане Давид Гареджи называют "Кешишчидаг. Скорее всего, некоторые приверженцы теории так называемого  «албанского происхождения» постарались подобрать для комплекса азербайджанскую топонимику (в качестве аргумента своей позиции) и использовали с этой целью название горы, находящейся на территории Азербайджана, на расстоянии приблизительно 3,5 км от границы.

- Также в статьях приводятся совершенно противоречивые аргументы, с одной стороны говорится о памятниках, как о важном культурном наследии Азербайджана, а с другой стороны их месторасположению придается важное военно-стратегическое значение. Налицо очевидная противоречивость приведенных рассуждений.

- В заключение хочу подчеркнуть, что Давид Гареджи - это историческая, культурная и духовная ценность грузинского народа. Всякие необоснованные обсуждения и высказывания о его албанском происхождении следует расценивать как попытку искажения истории.

Заза Схиртладзе:

- Давид Гареджи - один из главных религиозно-культурных очагов Грузии. Монастырский комплекс - неотделимая часть грузинской духовной культуры. На протяжении  веков он является неотделимой частью грузинского сознания, так было всегда и невозможно представить иначе.

- О принадлежности Давид Гареджи к грузинской культуре свидетельствуют все первоисточники. Это – памятники агиографической литературы, исторические хроники и документы, произведения искусства - архитектура, фрески, рукописи, лапидарные и фресковые надписи… В Гареджи с раннего периода сформировались значительнейшие школы живописи, книжного дела, здесь создавались оригинальные грузинские фрески, литературные сочинения.

- Как архитектурный облик, так и живописное украшение гареджийских монастырей на всех этапах истории монастырского объединения не только соответствовал общей для всей Грузии художественной тенденции, но являлся ее важнейшей и неотъемлемой частью. Древние росписи отображают исторические, культурные и социальные реалии Грузии… Кроме этого, в архивах и музеях хранятся более 600 оригинальных исторических документов, связанных с жизнью монастырей комплекса.

- Фрески имеют грузинские пояснительные и исторические надписи, также сохранены тысячи надписей, сделанных паломниками. В Гареджи множество изображений грузинских царей, вельмож, духовных лиц и святых Грузинской Православной Церкви. В письменных источниках, связанных с Гареджи, топонимика, начиная с древнейших времен, полностью грузинская.

- Я лично, и насколько мне известно, другие ученые никогда не дискутировали по этому вопросу с азербайджанскими коллегами. Для меня вопрос происхождения Давид Гареджи не вызывает сомнений, и как ученый, я не вижу тему для серьезной дискуссии.

- Что же касается некоторых размышлений в  СМИ Азербайджана о якобы албанском происхождении памятников комплекса, можно ответить коротко – доводы авторов безосновательны, размышления противоречивы и не корректны с научной точки зрения.  Считаю, что проблема связана не с наукой, а с политикой. Очевидно, кто-то весьма нелепо старается утвердить мысль о том, что якобы ведутся научные споры, тревожа при этом духовные чувства грузинского народа. Не берусь судить кому это выгодно, но когда наука связана с политикой, очень трудно вести обсуждения в поисках истины.

Лента новостей
0