Радиоперехват: Зачем Минску конфликт с Москвой?

Участок газопровода - Sputnik Грузия
Подписаться
Газовый спор между Минском и Москвой достиг своей кульминации и стороны заговорили на языке ультиматумов. Зарубежные СМИ пытаются разобраться в подоплеке "газовой войны".

ТБИЛИСИ, 24 июн - Новости-Грузия. Газовый спор между Минском и Москвой достиг своей кульминации и стороны заговорили на языке ультиматумов. Зарубежные СМИ пытаются разобраться в подоплеке "газовой войны":

Радио "Свобода"   Политолог Александр Федута  считает, что президент Белоруссии осознанно пошел на обострение конфликта с Кремлем: "В данном конфликте Россия пытается определить те рамки, в которых дальше будут развиваться отношения между Кремлем и белорусским руководством. А Александр Лукашенко решал собственную политическую задачу – он заинтересован в перераспределении электоральных слоев. И новый его электорат, более национально настроенный, более агрессивный по отношению к России, должен увидеть, что Лукашенко весьма агрессивен в отстаивании интересов Белоруссии".

Телевидение "Дойче Велле" Эксперт по странам Восточной Европы Александр Рар:
"Нельзя исключать того, что Россия будет упорно и настойчиво требовать от Минска 100-процентного вступления в Таможенный союз. Тем  самым Кремль будет консолидировать свою реинтеграционную политику. До последнего времени у Москвы для этого не было возможностей. Сейчас же наступил удобный момент: ЕС ослаблен и занят собственными внутренними проблемами. Другими словами, можно предположить, что Москва в этот раз будет действовать жестко. Президент Медведев четко выбрал момент: сейчас лето, от перебоев с поставками газа никто не замерзнет. И Россия может спокойно закручивать газовый кран, не опасаясь того, что тысячи белорусов ощутят это политическое давление на своих кошельках".

 "Немецкая волна" По мнению политолога Владимира Мацкевича, выкручивая руки Беларуси, Россия добивается углубления военно-стратегического сотрудничества, все более привязывая Беларусь к себе в стратегическом плане. Но и у Беларуси против такой политики есть контрмеры, считает политолог. Одной из них является программа перехода на цены на энергоносители, близкие к общеевропейским, поскольку это послужит реструктуризации и реформированию белорусской экономики. Кроме того, в качестве альтернативного варианта следует рассматривать выход Беларуси из военно-стратегического союза с Россией и сближение с НАТО.
Впрочем, как полагают эксперты, время на поиск разрешения сложившейся конфликтной ситуации у президента Лукашенко ограничено. На взгляд руководителя Научно-исследовательского центра Мизеса Ярослава Романчука, эскалация напряженности между Минском и Москвой может продлиться максимум до начала отопительного сезона.

BBC Яна Литвинова спросила руководителя департамента стран СНГ Центра политических технологий Сергея Михеева: можно ли назвать то, что сейчас происходит в отношениях между Москвой и Минском, системным кризисом?

Михеев: Лукашенко фактически поддерживает в стране полусоциалистическую модель экономики, и существовать она могла только при наличии достаточно большого количества всевозможных преференций и дотаций со стороны в том числе российских поставщиков. Долго существовать в окружении рыночных экономик ей достаточно сложно. Сейчас Минск столкнулся с рядом неразрешимых для себя проблем. Наверное, это системная проблема. В связи с этим и не происходит продвижения по многим экономическим интеграционным проектам, потому что фактически в Белоруссии одна модель экономики, а в России – другая.

Литвинова: Белоруссия совершенно явно смотрит не только на Россию, но и в другую сторону, а Россия продолжает настаивать на каком-то сближении. Получается, ошибка двусторонняя?

Михеев: Я что-то не заметил, чтобы Лукашенко явно смотрел в другую сторону. Если бы он захотел, он давно бы развернулся «к лесу задом, а к полю передом». На самом деле, для Лукашенко отношения с Россией жизненно важны. «Жизненно» в данном случае ключевое слово. Кроме всего прочего, помимо экономики, есть политика. И в политическом смысле, несомненно, у нас с Белоруссией особые отношения, поэтому мы им предоставляем преференции. Но преференции тоже имеют свои границы, они не могут быть бесконечными и всеобъемлющими.

BBC: Александр Баранов говорит с Натальей Лещенко, директором по исследованиям Института государственных идеологий в Лондоне.

Лещенко: Белорусский президент пошел ва-банк. Если все предыдущие годы он играл в игру «младшего брата», то теперь можно сказать, что «младший брат» вырос и требует такого же уважения, как и «старший».

Баранов: А какова сейчас ситуация у Лукашенко?

Лещенко: Лукашенко сейчас может выступать как жертва российского давления. Ведь предыдущие газовые конфликты, которые имели место и с Белоруссией, и с Украиной, были достаточно справедливыми со стороны России, то есть просто требовались деньги за газ. Сегодня связь между отказом Белоруссии делать уступки по Таможенному союзу и выставлением счета за газ – практически неприкрытая. То есть мы в первый раз имеем совершенно конкретный пример того, о чем в западных медиа говорят уже давно, – что Россия решает свои внешнеполитические задачи «методом вентиля». Соответственно, Лукашенко и Европе может заявлять, что он действует как нормальный лидер государства, защищая интересы своего народа.

Баранов: Действительно ли Москва хочет, чтобы Лукашенко ушел?

Лещенко: Москве нужен надежный партнер в Минске, с которым можно работать, который будет платить за газ, который будет создавать хорошие условия для российского бизнеса. Если Лукашенко это сможет сделать, Кремль будет работать с Лукашенко. А если найдется другой человек, который убедительно докажет, что он способен привлечь белорусский народ и стать президентом, Кремль наверняка его также будет поддерживать и посмотрит, что получится на президентских выборах.

Баранов: Но Россия еще надеется на партнера, который согласится на реинтеграцию или на этом проекте уже поставлен крест?

Лещенко: России сейчас важнее иметь Таможенный союз – амбициозный политический и экономический проект, значимость которого многие недооценивают. Это альтернативный путь поставки товаров из Китая в Европу, он может перекроить очень значительные финансовые потоки. На этом фоне проект Союзного государства меркнет в своей значимости.

"Голос Америки"  Желание официального Киева предоставить транзитное плечо для российского газа вызвано зависимостью нового руководства Украины от Кремля. Такое мнение высказал Игорь Тышкевич, белорусский общественный деятель, эмигрировавший в Украину по политическим причинам: "Украине, как воздух, нужны живые деньги. С этой точки зрения, Украина поступила цинично, но вполне оправданно. Она не заработает на этом транзите, но продемонстрировала Москве, что готова ее по-дружески поддержать".

Правда, как отмечает Игорь Тышкевич, белорусские власти, понимая политический подтекст заявлений Украины в конфликте с Россией, не были в обиде на позицию официального Киева:

"Да, Украина играет на российской стороне в вопросе перекачки газа, но она также признала свой долг перед Беларусью, накопившийся с 1994 года. К тому же Украина не отказывается обеспечить Беларусь транзитом нефти из Венесуэлы, Ирана и, возможно, Азербайджана. Благодаря этому Беларусь сможет в будущем наполовину уменьшить свою нефтяную зависимость от России".

Морально-этическая сторона участия Украины в газовом конфликте между Беларусью и Россией играет важную роль, считает президент Киевского международного энергетического клуба, бывший глава "Укртрансгаза" Александр Тодийчук: "Не хотелось бы, чтобы Украина выступала в роли штрейкбрехера по отношению к Минску. Желание играть в политических и экономических играх не принесет больших выгод ни "Укртрансгазу", ни стране".

По мнению директора аналитического центра «Стратагема» Юрия Романенко, уровень доверия отношениях между Киевом и Минском ниже, чем в отношениях между Киевом и Москвой. Это позволяет Украине занять нейтральную позицию и заработать на конфликте двух соседних стран. Романенко считает, что главная интрига нынешнего противостояния белорусского президента Александра Лукашенко с Кремлем заключается в том, как долго он сможет сопротивляться Москве: "Думаю, что он продержится недолго и пойдет на уступки России. Играть против России можно на согласованных позициях, а любой односторонний демарш закончится провалом", – подчеркивает Юрий Романенко. Эксперт уверен, что уже прошло время, когда Киев и Минск могли совместно действовать против Москвы в геополитических и экономических вопросах.

Лента новостей
0