"The Washington Post": Как не допустить новой войны на Южном Кавказе

Подписаться
"Мы не должны заблуждаться по поводу того, что конфликт между Россией и Грузией якобы исчерпан. Москва решительно настроена на то, чтобы сломить волю Тбилиси присоединиться к Западу", - пишет Роналд Асмус.

ТБИЛИСИ, 6 июл - Новости-Грузия. После недавнего визита российского президента Дмитрия Медведева администрация Обамы желает доказать, что по-прежнему придерживается своей стратегии по углублению связей с союзниками, такими как Польша, не прекращая при этом политики перезагрузки отношений с Москвой. Для этого госсекретарь Хиллари Клинтон отправилась в блиц-турне по странам Центральной и Восточной Европы и по Южному Кавказу...

How to prevent another war in the Southern Caucasus

Точка зрения: Роналд Асмус (Ronald D. Asmus), заместитель помощника госсекретаря в администрации Клинтона, исполнительный директор брюссельского Трансатлантического Центра Фонда Маршала в США:

Одна из целей поездки – притупить критику консерваторов в адрес Вашингтона, за то, что он якобы жертвует союзниками ради примирения с Москвой.

Администрация попыталась идти по пути стратегии двойных решений: вступила в новые отношения с Россией, не отказываясь при этом от своего основного принципа, заключающегося в том, что страны Центральной и Восточной Европы имеют право на самостоятельный выбор внешней политики и на отпор Москве в её притязаниях на сферу влияния. Однако реально вопрос не сводится к красноречию американской администрации, а заключается в том, подкрепляются ли её слова политическими шагами, приводящими к содержательному взаимодействию. Пока что таких политических шагов не было заметно. Именно этот дефицит, как можно надеяться, и начнёт заполняться визитом Клинтон.

Администрация уже вернула отношения с Центральной и Восточной Европой на путь решения ключевых вопросов, таких как противоракетная оборона. Переговоры по новой стратегической концепции дают возможность предоставить какие-то гарантии в подтверждение американских и натовских обещаний заняться планированием и осуществлением оборонных мер и созданием соответствующей инфраструктуры. Сложнее обстоит дело с Южным Кавказом. Два года назад Запад был захвачен врасплох войной, разразившейся между Россией и Грузией и угрожавшей стабильности в регионе. Нельзя исключить риск подобных конфликтов и в будущем. Администрации приходится иметь дело с тремя совершенно реальными опасностями.

Первая состоит в ухудшении отношений между Азербайджаном и Арменией в связи с конфликтом вокруг спорной территории Нагорного Карабаха. Недавняя стрельба и человеческие жертвы лишний раз продемонстрировали растущее напряжение в этом районе. Коллапс (будем надеяться, временный) турецко-армянского сближения тоже способствует нарастанию напряжения. В отсутствие значительного взаимодействия международным сообществом и с Западом эти эмоциональные перестрелки могут выти из-под контроля и перерасти за лето в настоящую войну.

Второе: мы не должны заблуждаться по поводу того, что конфликт между Россией и Грузией якобы исчерпан. Москва решительно настроена на то, чтобы сломить волю Тбилиси присоединиться к Западу. Возможно, она переждёт, пока кончится президентский срок Михаила Саакашвили, прежде чем сделать следующий шаг, но её цели неизменны. Хотя Грузия перенесла войну и мировой экономический кризис лучше, чем можно было ожидать, нерешенные вопросы со статусом отделившихся провинций, Абхазии и Южной Осетии, присутствие в них российских вооружённых сил – фактически, оккупация – препятствуют попыткам стабилизировать и реформировать Грузию. Приграничный режим, за которым следят безоружные наблюдатели от Европейского Союза, слаб. Перед лицом сохраняющейся нестабильности и роста напряжённости возникают сомнения в адекватности этой миссии.

Однако самой большой опасностью, пока ещё полностью не раскрытой, в этом регионе может стать Северный Кавказ, где продолжается опасное брожение сил радикализации, дестабилизации и мятежа. Предстоящие в Сочи в 2014 году Олимпийские игры, престижный для Москвы проект, угрожают стать одним из факторов в динамике происходящих процессов. Российское правительство, вероятно, чувствует необходимость, выражаясь словами Путина, «очистить» регион, ликвидировав опасность, что мятежники осуществят теракты во время проведения Олимпийских игр. Иными словами, Москва может принять крутые меры заранее, так что худшие проявления жестокости завершатся задолго до того, как западные журналисты начнут уделять особое внимание этому району, или первые спортсмены начнут прибывать со всего мира в Сочи в 2014 году. Но такого рода профилактические меры могут только ухудшить ситуацию.  

Своего рода отдача, с которой сегодня столкнулась Москва, в течение многих лет поддерживавшая сепаратистские силы в регионе – это навязчивый кошмар не только для российских лидеров, но и для Запада. Представьте себе, что сторонники джихада в регионе упрочат свои связи с одноимёнными группировками, которые мы раздразнили на Ближнем Востоке, в Афганистане и Пакистане. Если даже эта пагубная тенденция не распространится настолько далеко, она может привести к дестабилизации на Южном Кавказе. Исторически Россия часто стремилась использовать Южный Кавказ для контроля над Северным.  Если она поступит так же и сегодня, затребовав право преследования преступников «по горячим следам» (с нарушением границ другого государства), с использованием воздушного пространства или территории Грузии, мы можем стремительно оказаться на грани нового нежелательного конфликта.

Что ещё могут сделать США и Запад? У администрации и так хлопот полон рот в области внешней политики, однако это классический случай, когда небольшое вложение сейчас может предупредить или ограничить гораздо более значительные проблемы позже. Вашингтону следует попытаться вступить во взаимодействие с Москвой на Северном Кавказе. У нас, вероятно, немного рычагов влияния на политику России в этом районе, однако мы в состоянии ограничить сопутствующие потери и возможное распространение подобных методов на Южный Кавказ. Такого рода долгосрочный выигрыш потребует усилий по налаживанию более эффективных механизмов пограничного контроля с участием международного сообщества, наращиванию усилий по формированию политической и экономической стабильности и определённой подстраховки, которая позволила бы этим странам устоять перед подобным штормом.

Скромные вложения сейчас могут предупредить намного более значительные проблемы, поджидающие нас в будущем. Будем надеяться, что госсекретарь Клинтон сумеет достигнуть консенсуса в регионе по этому вопросу.

Оригинал публикации: How to prevent another war in the Southern Caucasus

Перевод: ИноСМИ

Лента новостей
0