ТБИЛИСИ, 13 июл - Новости-Грузия. Что соответствует национальным интересам Грузии – неприватизируемый Север-Юг или передача этого газопровода в частные руки с целью фундаментального расширения его политической составляющей?
Габриэл Намталашвили
- Историческое пристрастие российского Газпрома к "коллекционированию" газо и нефтетранспортных систем соседних – и не только! – стран сегодня вновь, после продолжительного перерыва, стало актуальным и обсуждаемым в Грузии. Иницировало эту тему принятие в первом чтении в Парламенте Грузии законопроекта о государственной собственности, согласно которому в число возможных приватизируемых объектов вносятся и магистральные газопроводы.
Причем накал общественного и политического интереса оказался настолько высоким, что фонд "Открытое общество – Грузия" решил провести специальные общественные слушания с участием неправительственных организаций, политических партий, медии, представителей исполнительной и законодательной властей. Они состоялись в гостинице "Марриотт".
Я собрал наиболее интересные выдержки из прозвучавших заявлений и постараюсь поделиться своими наблюдениями.
Почему этот вопрос парламент начал рассматривать в экстренном порядке? Каков экономический, фискальный эффект? Почему в законопроект не вносится хотя бы оговорка, что приватизации не подлежит контрольный пакет акций? Просчитаны ли все риски?
Отвечать приходилось депутату Лаше Тордия, одному из авторов законопроекта и помощнику премьер-министра Вахтангу Лежава.
- Конкретно экономический эффект не просчитывался. Вопрос рассматривается в концептуальном плане. Прецеденты есть. Почему ГЭС можно приватизировать, а газопроводы нет? Передав трубу, или ее часть частному сектору, одновременно передадим ему и все риски по управлению газопроводом. Труба существует, но она может остаться просто никому не нужной трубой, газ-то ведь российский, перекрыть его поступление могут в любой момент.
У меня осталось впечатление, что эта аргументация не полностью удовлетворила присутствующих. Об этом, кстати, говорили и депутаты из парламентской оппозиции – Леван Вепхвадзе и Гурам Чахвадзе.
Эксперт Гия Хухашвили считает, что с передачей газопровода Север-Юг страна потеряет свою геополитическую функцию. Не получив, по его мнению, должного ответа на свое предостережение, он даже в знак протеста покинул встречу.
Лаша Тугуши, редактор газеты "Резонанси", предложил присуствующим вспомнить о новой военной доктрине России. Получив в свои руки этот газопровод, она одновременно "получит легитимное право вновь вторгнуться в Грузию, если посчитает, что ему что-то угрожает", сказал он.
Часто упоминались США, которые, по словам Шорены Шавердашвили, редактора журнала "Либерал", всегда советовали Грузии не передавать в частные руки газопровод Север-Юг. Известно, что именно на деньги американских налогоплательщиков – около 40 миллионов долларов - в последние несколько лет были реабилитированы наиболее "узкие" места этого газопровода.
-Не пытаемся ли мы этим активом торговаться с США? - приблизительно так можно сформулировать заданный ею вопрос.
И Лаша Тордия, и Вахтанг Лежава ответили, что "нет".
По моим личным наблюдениям, вряд ли Тбилиси пойдет на такую открытую конфронтацию со своим главным союзником. Хотя грузинские министры и политики утверждают, что вопрос газопровода с Вашингтоном не обсуждался, такое рассмотрение рано или поздно состоится. Если уже не состоялось. Вопрос намного глубже, чем это кажется на первый взгляд. Но об этом ниже.
Лаша Тордия и Вахтанг Лежава, отвечая на вопросы о возможных покупателях, четко повторили, что пока лишь концептуально рассматривается возможность передачи магистральных газопроводов – подчеркивалось, что речь идет вообще о газопроводах, а не конкретно о Севере-Юг – в частные руки. Последний, естественно, не включен пока в приватизационный список.
Многим показалась эта информация "свежей".Но я вспомнил подозрительно схожие слова, прозвучавшие за несколько дней до этой встречи: "Как внесут Север-Юг в приватизационный список, мы приступим к конкретному рассмотрению этого вопроса...". Принадлежат они представителю российского Газпрома .
По словам Кети Хуцишвили, возглавляющей фонд "Открытое общество – Грузия", неправительственный сектор намерен обратиться со специальным обращением к прзиденту, премьер-министру, председателлю парламента страны с просьбой приостановить принятие этого законопроект, так как не проссчитаны все возможные риски, с которыми может столкнуться Грузия в условиях функционирования подобного закона.
Народ в неправительственном секторе – въедливый и дотошный. На эту встречу его представители пришли, вооружившись цитатой из выступления президента Грузии аж в 2002 году, когда он был председателем тбилисского сакребуло. Тогда Михаил Саакашвили, оказывается, заявлял, что, продав газопровод Север-Юг, Грузия может навсегда распрощаться с НАТО, да и со своей независимостью.
-Что изменилось с тех пор? -интересовался ехидно неправительственный сектор.
У правительства были свои аргументы. Помощник премьер-министра Грузии Вахтанг Лежава перечисляет: решена проблема энергообеспечения страны, в энергобалансе 84 процента занимают гидроэнергоресурсы, по газу же мы больше не "привязаны" к этой трубе, располагаем тремя альтернативными источниками поставок природного топлива.
Конечно, это не может служить исчерпывающей аргументацией. Изменения –значительно глубже. Одна только война августа 2008 года и ее последствия чего стоят…Поэтому мне лично очень интересным показался вопрос-комментарий, принадлежащий Давиду Гамкрелидзе, лидеру оппозиционных "Новых правых".
Самую большую заинтересованность, говорит он, в газопроводе Север-Юг может проявить именно российский Газпром, который посредством манипуляций энергетическими активами практически реализует политику Кремля. Причем неважно, кто приобретет газовую магистраль. Через два-три года она может оказаться все равно в руках русских. Вспомните историю компании ТЭЛАСИ, которую приобрели американские инвесторы. Через пару лет они преспокойно продали ее российскому бизнесу.
Однако Давид Гамкрелидзе не ограничился этими словами, развив тему в соответствии с уже известным нам вопросом "Что изменилось с тех пор?"
Политик назвал газопровод Север-Юг "последним серьезным активом, который мы можем использовать в разговоре с русскими".
Если власть думает, что это поможет решить ей проблемы территориальной целостности страны, возвращения беженцев в родные места, то на этой основе мы можем стать ее сторонниками, сказал оппозиционер Давид Гамкрелидзе.
Только процесс этот должен быть открытым, у общественности не должно оставаться сомнений, что вопрос решается в интересах Грузии, а не какой-либо отдельной группы, заявил лидер "Новых правых".
Ладо Папава, эксперт, бывший министр экономики, дополнил точку зрения Давида Гамкрелидзе. В Армении есть газопровод, в настоящее время в эту страну тянется "нитка" из Ирана. Для Газпрома остается нерешенной "малость" - грузинский газопровод. Приобретая его , российская монополия одним ударом решит две геостратегические задачи – экономические и политические.
Должен согласиться, что с политической точки ситуация складывается довольно щепетильная. На грузинской трубе сомкнулись интересы многих «игроков» присуствующих в регионе – России, США, Азербайджана, Армении, Ирана, Евросоюза, да, наверное, и Турции. Причем в ряде случаев они имеют прямо противоположный характер.
Факт, что эту геостратегическую задачу следует решать на супер-гроссмейстерском уровне. Вопрос, думается, стоит так: "Что соответствует национальным интересам Грузии – неприватизируемый Север-Юг или передача этого газопровода в частные руки с целью фундаментального расширения его политической составляющей?"
Между прочим, такая деталь: на встрече присутствовали представители трех посольств – Азербайджана, Армении и Ирана...
Габриел Намталашвили, заслуженный журналист Грузии