ТБИЛИСИ, 8 авг – Новости-Грузия, Наталия Смольникова. Урегулировать конфликт могут только участники конфликта - Грузия, Россия, Абхазия и Южная Осетия, но не миссия наблюдателей Евросоюза. Об этом говорится в статье руководителя Миссии наблюдателей ЕС в Грузии Хансйорга Хабера, опубликованной на сайте civil.ge к двухлетней годовщине августовской войны.
"Евросоюз, и в частности Миссия наблюдателей ЕС может лишь создать среду возможностей для урегулирования конфликтов на территории Грузии. Урегулировать сами конфликты она не может, и сделать это могут лишь участники конфликта. Поэтому они должны подготовиться, чтобы взять полную ответственность за устойчивое и долгосрочное урегулирование ради благополучия и мирных перспектив всех людей, проживающих в регионе", - говорится в статье.
Хаббер отмечает, что после размещения Наблюдательской миссии ЕС ситуация на прилегающих к административным границам Абхазии и Южной Осетии территориях в большей степени стабилизировалась.
"Однако, у нас нет иллюзий, что стабилизация равносильна урегулированию конфликта. Население Грузии имело возможность испытать это, начиная с 1993 г. и до 2008 г., когда, несмотря на соглашения о стабилизации ситуации и присутствие на месте международных организаций, боевые действия все равно разжигались", - отмечает он.
Руководитель миссии наблюдателей ЕС подчеркивает, что наблюдательская миссия ЕС остается верной своим обязательствам и удвоит попытки, чтобы подключить стороны к мероприятиям по восстановлению доверия.
"Хотя я твердо убежден в том, что, несмотря на наилучшие намерения международного содружества, задача решения коренных причин конфликта, в первую очередь, возложена на стороны конфликта. Кроме того, Тбилиси, Москва, Цхинвали и Сухуми должны учесть интересы граждан и принимать свои решения в соответствии с этим", - заявляет Хаббер.
Хаббер в своей статье также оценивает работу Мисии. "Нормализация была первой и самой важной задачей, которая стояла перед миссией. В начале своей деятельности попытки миссии были направлены на то, чтобы жизнь населения, проживающего на прилегающих к административным границам Абхазии и Южной Осетии территориях, и перемещенных в результате боевых действий людей, вернулась в нормальное русло", - отмечает он.
Как заявляет Хаббер, выход российских вооруженных сил с прилегающих территорий (к административным границам) спустя восемь дней после начала патрулирования наблюдателями ЕС позволил около 30 000 вынужденно перемещенным лицам вернуться в свои дома.
"Хотя их уход с мест временного проживания не решает давнюю проблему в Грузии с вынужденно перемещенными лицами, так как кроме перемещенных в результате предыдущих конфликтов людей, на сегодняшний день 30 000 вынужденно перемещенных лиц (ВПЛ) по-прежнему не могут вернуться в свои дома в Южной Осетии – с большой вероятностью большинство из которых (домов) были уничтожены во время августовской войны 2008", - подчеркивает он.
Руководитель МНЕС положительно оценивает работу правительства Грузии по отношению к беженцам.
По словам Хаббера, Миссия ЕС стремится играть беспристрастную роль в тех конкретных вопросах, которые оказывают влияние на обстановку с точки зрения безопасности на прилегающих к административным границам территориях, а также на жизнь рядовых граждан по обеим сторонам разделительной линии.
Руководитель МНЕС отмечает также, что Грузия выполняет все обязательства Меморандума взаимопонимания, подписанного 26 января 2009 года, согласно которому Грузия в одностороннем порядке берет на себя ограничение на размещение, как вооруженных сил, так и тяжелой техники вокруг Южной Осетии и к югу к Абхазии.
"Осуществляя постоянный мониторинг той грузинской военной инфраструктуры и военных сил, которые расположены в масштабах страны и особенно вблизи с административными границами, как это предусмотрено по меморандуму, МНЕС имеет возможность подтвердить, что Грузия выполняет взятые обязательства. Огромная ценность этого меморандума четко проявилась весной и летом 2009 г., когда Миссия Евросоюза, благодаря собранным на месте наблюдениям, смогла постоянно опровергать обвинения со стороны России и Южной Осетии, якобы Грузия производила мобилизацию своих Вооруженных сил вдоль административной границы", - заявляет Хабер. При этом он отмечает, что Меморандум о взаимопонимании является сильным доказательством желания Грузии следовать принципу неприменения силы, как это предусмотрено в Шестипунктовом соглашении.
Положительный пример Меморандума о взаимопонимании демонстрирует важный принцип, в частности, то, что в такой ситуации, когда стороны конфликта не могут достичь формального или неформального соглашения, односторонние уступки одной стороны могут оказаться единственным путем достижения прогресса. "В результате, та сторона, которая пойдет на такие уступки, не только не получит ущерба, но и фактически сможет воспользоваться этим", - отмечает Хансйорг Хабер.