ТБИЛИСИ, 11 авг – Новости-Грузия. Спустя два года после августовской войны, которая привела к разрыву дипотношений между Грузией и Россией, зарубежные СМИ анализируют сложившуюся ситуацию.
«Голос Америки» Алексей Малашенко, эксперт Московского центра Карнеги, отмечает, что Россия, хотя и выиграла войну, не добилась дипломатического мира. За исключением самой России, ни одна из бывших советских республик не признала официально Абхазию и Южную Осетию. По словам Малашенко, это отражает нежелание пересматривать установленные после распада СССР границы и слабость российского влияния на постсоветском пространстве.
Что касается Грузии, то Саакашвили удалось удержаться у власти после военного поражения, – несмотря на прокатившуюся по улицам грузинских городов волну акций протеста.
Заглядывая вперед, ключевой датой в кремлевском календаре станет февраль 2014 года, когда Россия будет принимать Зимние Олимпийские игры в Сочи. Учитывая, что некоторые из олимпийских объектов находятся в пределах видимости от Абхазии, аналитики прогнозируют, что к этому времени Москве будет необходим мир с Грузией. В настоящий момент, однако, никакой разрядки напряженности в отношениях двух стран не наблюдается. Российские СМИ продолжают демонизировать грузинского президента и его правительство.
Тбилиси также не демонстрирует никаких признаков готовности к компромиссу. Премьер-министр Ника Гилаури заявил на днях в интервью Франс Пресс, что Грузия использует право вето против вступления РФ в ВТО, если Москва не позволит грузинским властям назначить своих сотрудников на КПП на российской границе с Абхазией и Южной Осетией.
«Голос Америки» Глава Информационно-аналитического центра по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве Алексей Власов считает, что все страны СНГ проводят многовекторную политику, балансируя между разными центрами сил – Брюсселем, Пекином, Вашингтоном и Москвой. Поэтому, на его взгляд, в нынешних условиях у Кремля нет возможностей «принуждать или побуждать какими-то преференциями даже своих ближайших партнеров – таких, как Казахстан – к однозначному признанию Южной Осетии и Абхазии. Поэтому список стран, которые признают Южную Осетию и Абхазию, в ближайшее время не сильно расширится».
Это слишком принципиальный вопрос для конкурентов Москвы на международной арене, полагает Власов, а потому «играющие на противоречиях великих держав страны СНГ не торопятся примыкать к кому бы то ни было, полагая, что в данном случае протянуть с окончательным решением, промолчать – более выгодная позиция, чем становиться на сторону Москвы».
Польское радио «Ни одна страна ОДКБ не признала независимость Абхазии и Южной Осетии. И Лукашенко может спокойно использовать этот факт как право тоже не признавать их. Думаю, Белоруссия продолжит тянуть с признанием. С одной стороны, большого давления Москвы на Минск в этом вопросе нет. Кроме того, Евросоюз поддерживает в этом Белоруссию. Если бы Лукашенко признал эти республики, это изменило бы внутриполитическую ситуацию в Белоруссии, а также ее международное положение. А в преддверии президентских выборов Лукашенко невыгодно портить отношения с ЕС, чтобы быть уверенным, что Запад закроет глаза на политические процессы в его стране.
Между тем Белоруссия все еще, несмотря на информационные и энергетические конфликты, остается самым важным партнером РФ. Кроме того, она принимает участие во всех геополитических проектах, которыми руководит Москва. Для самой же России это признание сейчас уже не имеет никакого значения, так как мир привык к ситуации на Кавказе».