Бесплатный сыр

Подписаться
Слышали, наверное, что бесплатный сыр только в мышеловке. "Помощь" Валютного фонда является именно таким "сыром"...Требования фискальной политики Фонда должно выполнить … правительство. Эти требования Фонд весьма скромно называет "рекомендациями"...

ТБИЛИСИ, 27 авг - Новости-Грузия. Слышали, наверное, что бесплатный сыр только в мышеловке. "Помощь" Валютного фонда является именно таким "сыром"...Требования фискальной политики Фонда должно выполнить … правительство. Эти требования Фонд весьма скромно называет "рекомендациями"...

Точка зрения: Миша Тавхелидзе

- Сущность экономики, как научной дисциплины, может быть выражена одним предложением: "Поведение людей обусловливают стимулы". Остальное комментарий, - так начинает свою книгу под названием "Доморощенный экономист" - американец Стивен Ландсбург. В этой книге он рассматривает разные неожиданные эффекты, которые следуют за, с первого взгляда, разумными политическими решениями. Первая глава книги называется "Как может ремень безопасности быть опасным".

То, что вы, наверное, уже подумали, верно: закон об обязательном использовании ремней безопасности в 60-ых годах вызвал в США рост количества дорожных происшествий. Почему? Потому что, перспектива серьезной травмы в случае авто-аварии давала стимул американским водителям более осторожно водить машины. А использование ремня этот стимул уменьшило.

Недавно подобную историю рассказал мне один таксист: в тот год, когда у него была застрахована машина, у него два раза случалась авария. На следующий год он не застраховал ее и ни с кем не сталкивался: никто не заплатит мне за ремонт, поэтому я вожу осторожнее.

"Закон" стимулов Ландсбурга универсален. Он работает всюду и для всех, в том числе, и для нашего правительства, которое также состоит из людей. Ну, вот и я тоже - как типичный "доморощенный экономист", который сидит дома и следит за развитием событий – хочу предложить мой комментарий на некоторые стимулы и их, с первого взгляда, неожиданные результаты. Такие же, как и в случае ремней.

Высокий обменный курс лари и его стабильность важны как зависящей от импорта экономики Грузии, так и для правительства, так как в глазах населения «здоровье» лари отождествляется со здоровьем экономики. Падение курса лари для правительства означает большие политические проблемы.

У нас за лари отвечает Национальный банк Грузии. Когда на рынке есть потребность в лари, он продает лари и покупает доллары, и наоборот, когда потребность в долларах, он с из соственных валютных резервов продает доллары и покупает лари.

До 2008 года, в течение трех лет, проблемы стабильности курса лари почти не существовала. В страну текли иностранные инвестиций, экономика росла быстрыми темпами, Национальный банк покупал  доллары "в избытке" и его валютные резервы также росли.

Результатом этого явилось то, что из Грузии ушла миссия Международного валютного фонда. Фонд, кредитами которого Национальный банк раньше пополнял валютные резервы, попросту перестал быть нужным, и не только в Грузии. В то время у Фонда настолько сократился бизнес в мировом масштабе, что пришлось даже уволить сотрудников.
Августовская война 2008 года и мировой экономический кризис изменили ситуацию. Инвестиции сократились, и удовлетворить потребность в долларах, необходимых на финансирование импорта, Национальному банку пришлось из своих резервов. Валютный фонд не заставил себя долго ждать и, обрадовавшись (у него вновь появилось дело!), предложил Национальному банку "помощь" - сначала кредит в 700 миллионов долларов, затем еще 500 миллионов.

Слышали, наверное, что бесплатный сыр только в мышеловке. "Помощь" Валютного фонда является именно таким "сыром". Следите за руками: для того чтобы Национальный банк получил кредит, требования фискальной политики Фонда должно выполнить … правительство. Эти требования Фонд весьма скромно называет "рекомендациями".

И что же требует (советует) Фонд? Сокращение дефицита бюджета. Это - хорошо, но как?

Думаете, сокращением расходов? Нет. Фонд "рекомендует" увеличить налоги и еще больше зарегулировать банковский сектор! То есть, если Национальный банк хочет иметь достаточные для сохранения курса лари валютные резервы , правительство должно отказаться от либеральной экономической политики прошлых лет  и согласиться  на рост государственной доли в экономике.

И вот, наше правительство, фактически, согласилось: недавно заместитель директора Валютного фонда с удовлетворением отметил, что принятие "Акта свободы", который предусматривает повышение налогов только путем референдума, отсрочено.

Спросите, причем здесь "закон" стимулирования? А при том, что если бы не "помощь" Фонда, для обеспечения (политически важной) стабильности курса лари у нашего правительства был бы стимул поиска других средств. Таким другим средством является сокращение расходов, неповышение налогов и еще большая либерализация экономики, вслед за чем последовал бы быстрый экономический рост (до 2008 года так и было). Но миллиардный "ремень безопасности" этот стимул Фонда уничтожил. Тем самым, Фонд, по-моему мнению, ни то что помог Грузии, а наоборот, нанес ей урон – так же, как и всем другим странам, которым Валютный Фонд когда-либо оказывал "помощь".

 

Перевод на русский язык - агентство "Новости-Грузия".

На грузинском языке опубликовано журналом "Табула"

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Лента новостей
0