"Прислуживающая" нация

Подписаться
Сегодня сотни тысяч грузин за рубежом обслуживают иностранцев, выполняя тяжелую физическую работу. Многие из них на такую работу, даже по соответствующей цене, не согласились бы на родине...

ТБИЛИСИ, 7 ноя - Новости-Грузия.

Бесик Намчавадзе,  Azrebi.ge

Если бы Нино Бурджанадзе была единственной, которая заявила, что "грузинскую нацию хотят превратить в прислугу", и эту фразу я не услышал бы от других людей, в том числе от друзей, если бы духовные лица не употребляли ее во время проповедей перед многочисленной паствой, я бы не написал эту статью.

Те, кто повторяют эту фразу, видят большую опасность в туризме, в том, что грузин должен будет обслуживать иностранцев.

Сегодня сотни тысяч грузин за рубежом обслуживают иностранцев, выполняя тяжелую физическую работу. Многие из них на ту же работу, даже по соответствующей цене, не согласились бы на родине, так как это  "не соответствует", "стыдно" и "не приличествует грузинам".

Любители теорий заговоров забывают, что в странах с высоким уровнем доходов, где туризм хорошо развит, так называемую "черную работу", в основном, выполняют эмигранты из развивающихся стран (в том числе и грузины), которые сбежали от безработицы или низкооплачиваемой работы в своих странах. Когда в Грузии значительно вырастут доходы, эмиграция занятых "на черной" работе, сократится, а внутри страны будут созданы новые, высокооплачиваемые рабочие места.

Сейчас разберемся,  чем вызвано превращение наций в  "обслуживающие".

В 2009 году 63,4% произведенной в мире продукции было создано в сфере обслуживания, тогда как в промышленности – 30.6%, а в сельском хозяйстве – 6%. В странах Евросоюза доля сферы обслуживания составляет до 73%, в США – 77%,  в Японии – 76%, в Канаде – 71%.

С ростом уровня жизни и развитием в экономике сокращаются доли сельского хозяйства и промышленности, но растет доля сферы обслуживания.

В экономике развитых стран доля промышленности колеблется от 20 до 30%, а сельского хозяйства – от одного до пяти процентов. Противоположная картина - в бедных странах. Например, в Либерии доля сельского хозяйства в экономике составляет 77%, а в Сомали – 65%.

Удельный вес промышленности сравнительно высок в богатых природными ресурсами странах. Например, в Ливии – 83%, Катаре – 78%, Азербайджане – 63%.

Соответствующее распределение и на рынке труда. В высокоразвитых странах в сельском хозяйстве трудоустроены 3-5% трудоспособного населения, а в сфере обслуживания – 60-80%. В странах с низким и средним уровнем доходов преобладает показатель трудоустройства в сельском хозяйстве и промышленности.

Интересное положение сложилось в Грузии. На сферу обслуживания приходится 75% экономики, 15% - на промышленность и 10% - на сельское хозяйство. А по количеству трудоустроенных 40% приходится на сферу обслуживания, 7% - на промышленность и 53% - на сельское хозяйство. Это означает, что продуктивность рабочей силы в сельском хозяйстве очень низкая, и этим обусловлен уровень бедности в селах Грузии.

Потребность на продукты сельского хозяйства имеет свой естественный лимит. Рост доходов не означает пропорционального роста расходов на продукты питания.

Что касается промышленной продукции – тут есть прямая зависимость от того, каковы доходы у населения.  Обеспеченные приобретают больше промышленных товаров.

Еще более тесно связан с экономическим благосостоянием сектор обслуживания. Население стран с высоким уровнем доходов тратит огромную их часть именно на приобретение услуг, например, на здравоохранение, образование, индустрию развлечений, туризм...

Технологический процесс легче заменяет человеческий труд в сельском хозяйстве и промышленности, чем в сфере обслуживания. Поэтому, наряду с развитием страны растет количество трудоустроенных именно в сфере обслуживания, за счет сокращения доли в других секторах.

Сфера обслуживания производит такие высоковостребованные продукты, как здравохранение, образование, менеджмент, современные коммуникационные и информационные технологии, бизнес-обслуживание.

Производство услуг требует все меньше природного капитала и больше человеческих ресурсов, чем сектора сельского хозяйства и промышленности. В результате, растет спрос на образованных людей, что повышает привлекательность инвестиций в сфере образования.

Второй положительной стороной развития сферы обслуживания является все меньшая зависимость от природных ресурсов, и, соответственно, нанесение меньшего вреда окружающей среде. Развитие, в большей мере зависящее от образования, и в меньшей – от природных ресурсов, является современной концепцией устойчивого развития.

Как бы ни старалось правительство субсидиями и другой поддержкой сохранить неэффективные отрасли и предприятия сельского хозяйства, этим оно добьется только того, что зависимые хозяйства не будут развиваться. А развивающийся на конкурентной основе сектор обслуживания будет расти и развиваться, если только не будет облагаться слишком высоким налогом, необходимым для субсидирования того же сельского хозяйства, или не столкнется с другими непреодолимыми дискриминационными условиями.

Может быть, спорно, есть ли у Грузии такой туристический потенциал, чтобы сделать эту сферу основным источником обогащения страны, но, из-за теорем искусственного, непонятного высокомерия, фашистского настроя, заговора, оказание сопротивления в этой сфере станет основой тому, что намного больше людей покинут Грузию. И еще большему количеству грузин придется выполнять тяжелую и низкооплачиваемую работу за пределами, или в пределах страны.

А в развитой и богатой стране будет создано намного больше рабочих мест, будут трудоустроены  высококвалифицированные и хорошо обученные специалисты, и большая часть этих рабочих мест будет именно в сфере обслуживания.

И под конец хочу напомнить тем, кто высокомерно относится к слову "слуга": в сфере обслуживания трудоустроены как люди с хорошим, так и средним образованием, и разница между ними - в зарплате, в рабочих и жизненных условиях, а не в достоинстве.

Перевод: Миранда Тавадзе

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Лента новостей
0