США поддались на шантаж России

Подписаться
С тех пор, как президент Обама начал свою кампанию по разрядке напряженности в отношениях с Москвой, Вашингтон постоянно «прогибается» перед Россией, стараясь заручиться ее поддержкой в насущных вопросах безопасности.

ТБИЛИСИ, 15 дек - Новости-Грузия.

оригинал статьи - "The Washington Times", США, автор - Януш Бугайский (Janusz Bugajski).

источник - Inosmi.ru

      С тех пор, как президент Обама начал свою кампанию по разрядке напряженности в отношениях с Москвой, Вашингтон постоянно «прогибается» перед Россией, стараясь заручиться ее поддержкой в насущных вопросах безопасности. Теперь хозяева Кремля считают себя незаменимыми и хотят извлечь максимум пользы из своего выгодного положения. В первую очередь Россия стремится нейтрализовать НАТО и минимизировать влияние США на мировом уровне.

С точки зрения Кремля НАТО остается угрозой, но не потому, что оно дестабилизирует Россию, а потому, что препятствует реализации ее имперских амбиций. Президент Дмитрий Медведев шантажирует НАТО, заявляя, что в случае расширения альянса в восточном направлении прекратит всякое сотрудничество с Западом. Несмотря на прозвучавшие на недавно прошедшем саммите в Лиссабоне возвышенные заявления, расширение НАТО застопорилось на неопределенный период, застыв на восточных границах Польши.

Вдобавок к этому Москва стремится получить право вето на размещение войск в новых странах НАТО. Москва хочет, чтобы НАТО обязалось не размещать в них более чем по 3 тысячи солдат, а в случае необходимости выслать подкрепления в кризисной ситуации чтобы требовалось специальное разрешение России. По сути дела — альянсу придется спрашивать разрешения Москвы на вмешательство в случае, если Россия нападет на страну НАТО.

Кроме того, Москва получила приглашение участвовать в программе противоракетной обороны НАТО и воспользовалась этим, чтобы посеять раздор на континенте. Медведев предложил разбить Европу на два сектора «военной ответственности» с целью защиты их от ракетного удара, и чтобы один сектор контролировался НАТО, а другой — Россией, причем в этот сектор входили бы все бывшие советские республики. В этом контексте сотрудничество с Россией по Афганистану, Ирану и режиму нераспространения ядерных вооружений будет зависеть от того, пойдет ли Запад на стратегические уступки России и признает ли за ней право иметь сферу влияния в Евразии.

Однако, покуда Москва пытается нейтрализовать НАТО, Республиканская партия в США набрала немало голосов на выборах в Конгресс и начала вставлять ей палки в колеса. Вне зависимости от того, ратифицирует ли уходящий состав Сената новый договор СНВ о ядерном разоружении, примирение между США и Россией уже разоблачено — это неравное партнерство, основанное на шатком фундаменте.

СНВ, как предполагается, должен символизировать превращение России в ответственного участника мировых процессов, но республиканцы утверждают, что заключение договора осложнит для США процессы развития противоракетной обороны и модернизации ядерных войск. Российское руководство тоже не улучшает ситуации, грозя «значительными последствиями» и новой гонкой вооружений в случае, если СНВ не будет ратифицирован. Откровенно признавая, что Москва шантажирует Белый дом, министр обороны Роберт Гейтс сказал, что Россия может перерубить канал снабжения войск НАТО в Афганистане, проходящий через ее территорию, если договор не пройдет ратификации. Также Россия может отомстить, отозвав свое согласие на санкции в отношении атомного проекта Тегерана.

Но стратегическое партнерство не может строиться на шантаже и бахвальстве. Широкие дебаты, начавшиеся с обсуждения договора СНВ, проливают новый свет на амбиции Кремля. Безусловно, Москва воспользовалась моментом примирения между США и Россией и добилась от Вашингтона уступок по стратегическим вопросам, в частности, сокращения участия США в процессах, происходящих в тех регионах, где Россия претендует на наличие у нее «привилегированных интересов», в частности, в черноморском, закавказском и среднеазиатском регионах.

Медведевский «империализм с человеческим лицом» — это улучшение отношений с Западом, но только ради того, чтобы Запад поделился технологиями и сделал инвестиции, нужные для модернизации и экономического развития страны. Ведь в этом случае Россия сможет более успешно преследовать свои трансрегиональные амбиции. Заблуждения Запада ведут к покорности. Москва манипулирует стереотипами об исламских террористах и убеждает всех, что борется с джихадизмом на Северном Кавказе и возле своих границ. В результате этого имеют место многочисленные нарушения прав человека службами безопасности России, и страны Запада их по большей части игнорируют, что позволяет Кремлю безнаказанно бороться с движениями за независимости внутри Российской Федерации.

В случае с Ираном Москву не удовлетворяет перспектива примирения между США и Ираном, так как это уменьшило бы влияние России на Ближнем Востоке. Для России Иран — это не только тактический союзник в игре против США, но и потенциальный соперник (в случае, если США и Иран помирятся). Россия пользуется экспортом энергоносителей как оружием в политической борьбе против соседних государств, но если Запад снимет санкции на экспорт иранской нефти, то это частично свяжет ей руки.

В случае с Афганистаном Россия не хочет победы США. Успех НАТО даст США большое влияние по всей Средней Азии. Чем основательнее Вашингтон увязает в Афганистане, тем меньше ресурсов ему удастся выделять на размещение в соседних с Россией странах, и тем настойчивее Медведев будет предлагать выстроить новую схему обеспечения безопасности в Евразии, которая дала бы Кремлю право накладывать вето на решения, принимаемые НАТО.

Также мы должны пересмотреть общепринятое убеждение, что улучшение отношений между США и Россией выгодно для всех постсоветских республик. На самом деле, примирение между нашими странами может повлечь за собой две негативных тенденции. Во-первых, они может возникнуть серьезное беспокойство, что Вашингтон бросил на произвол судьбы национальные интересы незащищенных соседей России. Из-за того может произойти либо ухудшение их отношений с Россией из-за эскалации страха перед установлением ее господства, или, как произошло, например, на Украине, увеличение степени покорности властей Москве и поляризация и радикализация внутриполитического процесса.

Во-вторых, Москва может осмелеть, сочтя, что Вашингтон игнорирует интересы безопасности своих союзников и партнеров ради сотрудничества c Россией. Кремль уже испытал терпение Вашингтона, совершив ряд самоуверенных шагов, в частности, построил военные базы на оккупированной территории Грузии, продлил срок присутствия российского военного флота на Украине и заставил Белоруссию и Азербайджан подчинить свои экономические интересы интересам России. Так что надо не проводить очередные «перезагрузки», а, возможно, сделать «апгрейд», чтобы лучше понимать мотивы Москвы.

Автор статьи Януш Бугайский заведует кафедрой имени Лаврентиадиса в Центре стратегических и международных исследований. Недавно он опубликовал книгу «Грузинские уроки, или Конфликт интересов России и Запада в Большой Европе» (изд-во CSIS Press, 2010)

оригинал статьи - "The Washington Times", США.

Лента новостей
0