Итоги года в Грузии: здание грузинской экономики

Подписаться
Строительство отелей, новые дороги, реабилитация исторических частей Батуми, Кварели, Мцхета - отдельные кирпичики в общем здании грузинской экономики. Конечно, проблем больше, чем достижений, это и естественно. Как известно, дорогу осилит идущий, а шаги по этой дороге мы делаем, и это главное...

ТБИЛИСИ, 27 дек - Новости-Грузия. Подводить политические итоги года за несколько дней до его окончания было бы слишком рискованно, Бог его знает, что еще может случиться, а вот экономические – в самый раз. Все, что можно было принять, уже принято, все, что можно было построить, построено или строится.

Гела ВАСАДЗЕ:

Предыдущий, 2009 год, был одним из тяжелейших годов в экономической истории новейшего времени. И Грузия не была исключением: тень кризиса, уныло стоящие скелеты недостроенных домов, остановленные проекты, просроченные кредиты и горящий далеко за полночь свет в окнах офисов, где менеджмент почти истерически пытался найти выход из положения.

В 2010 год Грузия вступила с надеждой и опасениями. С надеждой но то, что хуже быть не должно, и опасениями, что вполне может. Ведь финансовая пропасть - самая глубокая пропасть в мире, в нее можно падать бесконечно. И падали бы, наверняка, падали бы, если бы не одно обстоятельство. Случись подобный кризис лет десять назад, в Грузии наверняка его бы и не заметили. Мы и так находились в состоянии кризиса с 1992 года. Совсем другое дело сегодня, когда, после только начавшегося экономического бума, полет был столь резко прерван.

В сущности, он был прерван не всемирным кризисом и даже не войной. Кризис в экономике Грузии начался с ноября 2007 года, когда попытка дестабилизировать ситуацию в стране  заморозила бизнес-активность. Потом были выборы, еще одни выборы, отказ банков выдавать кредиты и, наконец, война, как квинтэссенция маразма. Весенние волнения 2009 года отсрочили выход страны из состояния нокаута. Но именно то, как власти сумели справиться с этим вызовом, и обеспечило фундамент для возрождения экономической активности.

События весны 2009 года показали, что власти способны адекватно отвечать как на внутренние, так и на внешние вызовы, не вызывая при этом негативной реакции наиболее впечатлительной части цивилизованного мира. И, второе, что, пожалуй, важнее, эти события показали, что никакого серьезного перераспределения собственности в Грузии в ближайшее время не предвидится. Кроме всего прочего, угроза новой российской агрессии, весьма вероятная в 2009 году, постепенно сошла на нет.

Можно ли было ожидать в таких условиях серьезного роста инвестиционной активности в Грузии в  2010 году? Конечно, нет, и тому есть объективные причины. Главная причина в том, что, несмотря на то, что мир выходил из рецессии, дефицит инвестиционных ресурсов все еще ощущался.

В этих условиях власти могли сделать только одно: попытаться улучшить инвестиционный климат в стране и создать необходимую физическую инфраструктуру. Благо, ресурсы для этого были - послевоенная помощь, плюс готовность международных финансовых организаций предоставлять Грузии кредиты, что дало правительству достаточно широкие возможности. Про готовность предоставлять кредиты следует сказать отдельно. Речь не идет о том, что международным финансовым организациям нравятся власти или природные красоты Грузии. Главная причина – Грузия зарекомендовала себя хорошим плательщиком, сокращая размер внешнего долга в период экономического подъема, с 2004 по 2007 годы. На этом фоне страна выгодно отличалась от многих других, и именно это обстоятельство определило готовность к сотрудничеству со стороны международных финансовых организаций.

Начнем с попыток улучшить инвестиционный климат. С этой целью был принят новый Налоговый кодекс. Еще совсем недавно принятие нового Налогового кодекса едва бы заинтересовало и десятую часть населения.  Сегодня можно без преувеличения сказать, что новый Налоговый кодекс интересует всех. Этому есть весьма простое объяснение – население Грузии начало платить налоги. Достигнуто это было путем жесточайшего и даже репрессивного администрирования, но, видимо, эта та плата, которую пришлось заплатить населению за пропуск в цивилизованный мир. Несмотря на формальное сокращение налогового бремени, реально бизнесу в Грузии сегодня приходится платить больше, нежели во времена Эдуарда Шеварднадзе. Ведь в то время налогов никто не платил, а банальная взятка чиновнику заменяла собой все бюрократические формальности.

Сегодня бюрократических формальностей почти нет, но бизнесу приходится платить все, что установлено законом, до последнего тетри. Не доплатить - себе дороже. Необходимо также иметь в порядке всю финансовую и иную документацию, на случай проверки компетентными органами. Конечно, Налоговый кодекс мог быть и гораздо лучше, однако, важно другое. Сегодня мы имеем четко установленные правила игры, остальное - дело наживное. В конечном итоге, в Грузии сложились все предпосылки для выхода на политическую арену силы, добивающейся снижения налогового бремени и увеличения свободы предпринимательства. Уверен, что появление такой силы - вопрос ближайшего времени.

Теперь подробнее об инфраструктурных проектах. Их было много, останавливаться подробно на каждом невозможно, и все-таки не сказать об экономическом эффекте наиболее главных нельзя. Помнится, Роберт Рождественский мечтал о “пятилетке дорог”, не абстрактных, вполне конкретных, прямо говоря, что в державе бездорожье безнравственно. Прошедший год в Грузии стал Годом дорог.

Наконец-то был построен двухсоткилометровый отрезок автомагистрали Тбилиси – Ахалкалаки, связавший сельскохозяйственный регион Джавахети со столицей Грузии. Вопрос не только экономический, без этой дороги ни о какой интеграции региона в социально-экономическую жизнь страны не могло быть и речи.

Не менее важна автодорога, связавшая административный центр Самегрело с горной Сванетией, где совсем недавно открылся современный горнолыжный курорт. Кстати, эксперты британской компании НОК, работавшие над планом создания подобного курорта в высокогорной Аджарии, были в восторге от трасс в Сванетии, прямо сказав, что аналогов им в мире очень немного.

Новая дорога связала Тбилиси с Телави. Винные туры становятся  традиционными для Грузии, что абсолютно естественно.

И, конечно, продолжается строительство главного инфраструктурного проекта Грузии – автобана Тбилиси – Батуми, он уже подошел к границе Восточной Грузии, так что через пару лет доехать из Тбилиси в Батуми за пару часов будет вполне реально. По крайней мере, строительство дороги с западной стороны также начато.

Отдельная тема:  спасение девелоперского сектора в Грузии. Именно этот сектор был локомотивом экономического подъема в докризисные годы, и именно на него оказал наибольшее негативное воздействие кризис. В 2009 году тысячи и тысячи людей, купивших квартиры в Грузии, отчаялись, понимая, что свои деньги они, скорее всего, потеряли и вряд ли в ближайшее время дождутся ввода в строй купленных площадей. Ситуация реально грозила социальным взрывом, и в этих условиях  местные власти в Тбилиси и Батуми пошли на меры поддержки строительного сектора страны.

Про программу “Новое лицо старого Тбилиси” написано много, и нет смысла на ней останавливаться подробно. Что касается батумской схемы, то она была еще проще тбилисской. Между девелопером, банком и муниципалитетом заключался трехсторонний договор гарантии по кредиту, выданному банком. Сумма гарантии сокращалась пропорционально погашению кредита девелопером, то есть пропорционально сумме проданных квартир. В случае, если кредит не покрывался,  муниципалитет получал в собственность нереализованные квартиры по их себестоимости. К слову сказать, из звершенных проектов, таких случаев не было.

Долгое время таможня была самым болезненным вопросом. Устаревшая инфраструктура не позволяла эффективно обслуживать клиентов. Предпринимателям приходилось носиться по всему городу, как в Тбилиси, так  в Поти и Батуми, от декларантов к таможенникам и обратно. Открытие новых современных таможенных терминалов позволяет решить эту проблему.

Конечно, в рамках одного материала невозможно описать все проекты, осуществленные в Грузии в первый посткризисный год. И строительство отелей крупнейших мировых сетей, и реабилитация исторических частей Батуми, Кварели, Мцхета и многое другое - это лишь отдельные кирпичики в общем здании грузинской экономики, которое получается весьма привлекательным.

Конечно, проблем больше, чем достижений, это и естественно. Сравнительно низкая оплата труда, высокий уровень безработицы и многое другое -  все это идет в пассив. Но, как известно, дорогу осилит идущий, а шаги по этой дороге мы делаем, и это главное.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

Лента новостей
0