ТБИЛИСИ, 28 дек - Новости-Грузия.
оригинал статьи - "Frankfurter Allgemeine Zeitung", Германия
автор - Хольгер Штельцнер (Holger Stelzner)
источник - Иносми.ру
Экономический бум в странах с развивающейся экономикой вкупе с быстрым ростом численности их населения изменяют картину мира. В ближайшее время количество людей на планете увеличится и достигнет девяти миллиардов.
В этом отношении есть только два исключения – Европа и Япония. Европа в течение ближайших 40 лет потеряет 50 миллионов человек и станет своего рода лабораторией по трансформации, которая будет заниматься проблемой расставания с принципом роста. Речь больше не будет идти о том, чтобы с большим количеством людей достичь большего результата в экономике, а задача будет состоять в том, чтобы с меньшим количеством людей добиться, по крайней мере, такого же результата и поддержать таким образом имеющийся уровень благосостояния. Эта перестройка наложит свой отпечаток на экономику стран Европы, и особенно она окажет влияние на стратегию и бизнес-модели предпринимателей.
Во всем мире отмечаются тектонические сдвиги в структуре власти. Финансовый кризис ускоряет переход власти к странам с развивающейся экономикой. В промышленно развитых странах этот кризис обнажил структурные слабости, скрывавшиеся долгое время за потоками производимых эмиссионными банками дешевых денег.
В Соединенных Штатах, Японии и Европе большие государственные долги, завышенные требования к социальной системе и стареющее общество ограничивают в долгосрочной перспективе потенциал роста. По прошествии двадцати лет после падения железного занавеса между Востоком и Западом, в течение которых рыночная экономика и глобализация предоставили миллиардам людей возможность стремительного экономического развития, происходит понижение уровня благосостояния во многих промышленно развитых странах. Этому соответствует и существующая в западных демократиях большая неуверенность, свидетельствующая даже о некоторой потере ориентации.
Финансовый кризис представляет собой определенную веху. Его причины кроются в безответственном накоплении долговых обязательств на Западе, который теперь и страдает от его последствий. В отличие от предыдущих послевоенных финансовых кризисов Запад сегодня не может выступать в качестве учителя. Ему противостоят теперь такие страны как Китай, Индия, Бразилия, Индонезия и даже Турция, которые на основе растущей и структурно обновленной экономики могут теперь отстаивать свои интересы.
Новый мировой экономический порядок проявляется в реформе Международного валютного фонда (МВФ). В будущем к традиционным участникам группы G-7 присоединятся еще четыре страны БРИК – Бразилия, Россия, Индия и Китай, - и таким образом у МВФ будет 11 главных акционеров.
Вновь увеличивается влияние государства на экономику.
Промышленно развитые страны при помощи свободной торговли и либерализованных финансовых рынков создали предпосылки для мощного роста мировой экономики. Теперь затягиваются регулировочные болты, а также вновь начинает увеличиваться влияние государства в экономике, и это происходит даже там, где оно всегда было сильным.
Вновь вошли в оборот такие протекционистские боевые термины как валютная война или гонки по обесцениванию валют. Это свидетельствует о том, что новый многополярный мир не будет простым. На Западе следствием кризиса стало повторное открытие государственного капитализма. В управляемых государством экономиках Востока он и раньше присутствовал. Государственные фонды Китая, России и нефтедобывающих стран инвестировали в разных частях света 3 триллиона долларов, и они управляют большим количеством денежных средств, чем все хедж-фонды вместе взятые. Государственные портфельные управляющие утверждают, что они вкладывают деньги совершенно без учета политики. Но можно ли этому верить?
В мире происходит соревнование экономических систем. Успешная китайская модель, в которой впервые капиталистическая экономическая система соединена с коммунистической диктатурой, выступает в качестве конкурента финансово-капиталистической рыночной экономики англо-саксонского типа в Европе и Японии.
Исход этой борьбы пока не ясен. Какую модель выберут для себя другие государства? Самые большие по количеству населения страны - социалистический Китай и демократическая Индия, представляя интересы и других государств, ведут в Азии борьбу за мировой порядок будущего.
Тем временем супердержава недавнего прошлого кажется парализованной. Соединенные Штаты бессильно наблюдают за тем, как в Южной Америке Китай играет ведущую роль как инвестор и покупатель сырьевых товаров. В Африке также растет влияние Китая, и его связи с большим количеством богатых ресурсами стран лучше, чем с Соединенными Штатами. В центре находятся нефтедобывающие страны Ближнего Востока. Тот, кто контролирует имеющиеся там природные ресурсы, обладает решающим влиянием в мире.
Уже сегодня большую часть своей нефти Саудовская Аравия поставляет в Азию. То же самое может произойти в Ираке, когда эта страна, обладающая вторыми в мире запасами этого вида энергетического сырья, восстановится после войны. Соединенные Штаты при помощи санкций хотят поставить Иран на колени, но этого не удается сделать, поскольку такие страны как Пакистан и Турция ведут с этой страной оживленную торговлю.
Если судить по покупательной способности, то экономика Китая уже в 2012 году может оставить позади Америку. В таком случае срединная империя - с учетом ее доли в мировом социальном продукте, превышающей одну пятую - вновь окажется там, где она уже была в доколониальную эпоху и где она, по ее собственному убеждению, и должна быть – на вершине мировой экономики.
источник - Иносми.ру