Грузия, итоги года: "Отцепленные вагоны"

Подписаться
И все-таки, несмотря ни на что, это был успешный год для Грузии...В марте 2010 года нам, жителям Грузии, удалось отцепить от себя темный вагон страхов, доставшийся нам от жаркого августа 2008 года...

ТБИЛИСИ, 9 дек – Новости-Грузия.  В классической физике время - непрерывная величина, ничем не определяемая характеристика мира. Для нас события, происшедшие в прошлом, являются теми маячками, с помощью которых мы можем почувствовать время. И,  хотя повод чисто хронологический, то есть формальный, еще один год ушел в историю, - желание оглянуться и вспомнить есть ни что иное, как попытка почувствовать ничем не определяемую характеристику мира, называемую временем.


Человек чем-то похож на этот поезд. Он точно так же обречен вечно тащить за собой из прошлого цепь темных, страшных, неизвестно от кого доставшихся в наследство вагонов. А бессмысленный грохот этой случайной сцепки надежд, мнений и страхов он называет своей жизнью. И нет никакого способа избегнуть этой судьбы.
(Виктор Пелевин. Чапаев и Пустота).

Гела ВАСАДЗЕ:

В марте 2010 года нам, жителям Грузии, удалось отцепить от себя темный вагон страхов,  доставшийся нам от жаркого августа 2008 года. Шок от августовской войны был столь велик, что весь следующий год Грузия жила в напряженном ожидании повторения событий. Всем было понятно, что Кремль не достиг желаемого результата в той войне. Слишком слабой в Грузии была надежда на адекватность российской политики на Южном Кавказе. Даже визит вице-президента США и клятвенные уверения Запада в том, что он не допустит полной оккупации и смены власти в Грузии, мало утешали.

Синдром страха был снят сюжетом телекомпании "Имеди". Не думаю, что авторы сюжета, поступившие столь некорректно со своими зрителями, рассчитывали именно на такой результат. Цель была, конечно, совсем другой, в период предвыборной кампании напомнить избирателям мрачноватую перспективу российской оккупации. Но реальным итогом  шока, который в очередной раз испытали люди, узнав о “новой агрессии” Кремля, было излечение от шока,  пережитого в августе 2008 года. Все остальное, возмущение некорректным поведением канала, пляски на костях “Имеди” основных конкурентов из телекомпании “Рустави 2 “, и даже извечный вопрос - кто виноват, сегодня, спустя почти год, не актуальны.

Сюжет телекомпании “Имеди”, как и многое другое, что предшествовало выборам в местные органы власти, можно назвать платой за демократию. В свое время Уинстон Черчилль заметил по поводу демократии, что это достаточно плохая форма организации общества, но, к сожалению, лучшая из известных. Насчет того, лучшая ли, ничего не могу сказать ни за, ни против. Но, негативные стороны демократии, как формы выбора элит, Грузия ощущает уже не один год. Попробую остановиться на этой весьма спорной мысли подробнее.

Во-первых, выборы - это колоссальное напряжение сил и ресурсов всего общества. Не стали исключением и выборы в местные органы власти. Почему то мало кто задумывался, почему действующий мэр Тбилиси заправляет машины и разгружает какие то ящики, уйдя в вынужденный отпуск, когда такой сложный организм, как миллионный город, нуждается в постоянной работе по решению его проблем. Но даже не это главное. Сами по себе выборы - замечательный инструмент, который используется в борьбе как оппозицией, так и внутри самой правящей команды.

Например, одним из результатов триумфальной победы Гиги Угулава, сумевшего победить в городе, который еще совсем недавно был настроен оппозиционно к действующей власти, стало резкое сокращение финансирования столь необходимой для города и вообще экономики страны программы “Новое лицо старого Тбилиси”. Если бы это сокращение было предпринято с целью сокращения дефицита бюджета, можно было бы только приветствовать разумную политику центральных властей. Однако, к сожалению, общий тренд был прямо противоположным, государственные расходы росли как на дрожжах, и только на программу, которая во многом обеспечила победу кандидата от правящей партии на прямых выборах мэра Тбилиси, денег почему-то не нашлось.

Впрочем, издержки издержками, а результаты местных выборов крайне интересны с точки зрения психологического состояния грузинского общества. Выборы показали, что несмотря на то, что население не испытывает нежных чувств к власти, большинство вполне здраво оценивает плюсы и минусы правящей команды и не доверяет существующей оппозиции. Властям удалось стабилизировать отношения с населением, причем на сугубо практическом фундаменте обещаний продолжить то, что уже сделано, и, возможно, исправить минусы, вызывающие недовольство. Население не поверило в исправление минусов, но вполне здраво рассудило, что плюсов все-таки больше, и  проголосовало за команду Михаила Саакашвили.

Что касается пятой колонны, то эти ребята весь год зализывали раны, и только к концу года, в результате бурных процессов переформатирования и создания различных конфигураций, схлестнулись в последнем и решающем бое. Бой этот был не с существующей властью, все те, кто принадлежит к пятой колонне в Грузии, прекрасно понимают, что с их политическим капиталом тягаться с правящей командой бессмысленно и глупо. Яблоком раздора между командой Нино Бурджанадзе и так называемой “Грузинской партией” стали симпатии и, что греха таить, финансирование Кремля. Каждый из них уже один раз выступал локомотивом новой “революции” в Грузии: в ноябре 2007 и в апреле 2009 года. До неприличия публичная и ожесточенная борьба за то, кому достанется кусок, брошенный из Кремля, со всей очевидностью иллюстрирует  обстоятельство, что товарищам абсолютно все равно, что думает о них грузинский электорат. В конечном итоге, для того, чтобы получить власть путем агрессии со стороны иностранного  государства, электорат не нужен. Ну а если не будет агрессии, а вместе с ней и власти, тоже не беда. Ведь важно получить финансирование здесь и сейчас, доказать преданность и нужность хозяину, а дальше жизнь покажет.

И тем не менее, главным событием прошедшего года были не выборы, и уж конечно, не тщетные потуги пятой колонны заработать себе на хлеб насущный. Так уж получилось, что в 2010 году власти осчастливили нас новой Конституцией. Если честно, это могло бы стать главным событием, если бы не  одно обстоятельство. Новая Конституция Грузии представляет собой поразительный образец компромиссов и уступок, как интересам различных групп внутри существующей власти, так и нашим европейским союзникам. Причем вторым в значительно большей степени, нежели первым. И ведь был абсолютно логичный проект Конституции, разработанный Институтом Свободы. Однако, вместо абсолютно трезвого проекта, обеспечивающего четкое разделение властей, усиление института исполнительной власти и фискального федерализма, нас осчастливили странным гибридом, очень похожим на системы, существующие во Франции и России. Главная угроза подобной Конституции в том, что в ней изначально заложен конфликт внутри исполнительной власти. Каким образом и удастся ли его избежать, покажет время.

И все-таки, несмотря ни на что, это был успешный год для Грузии. Тбилиси наконец  удалось добиться от мирового сообщества признания  факта, что невыполнение Кремлем соглашения Саакашвили - Саркози – Медведев есть ничто иное, как оккупация. Бесконечные уступки Европейскому Союзу также имели свои плоды, а вереница высоких зарубежных гостей, как и историческая встреча грузинского президента с большим вождем с той стороны Большой Лужи добавила оптимизма и надежды, на то, что август 2008 года не повторится. Как минимум не повторится в ближайшее время.

Вот, пожалуй, и все, что заслуживает внимания в прошедшем году. В целом год удался и слава Богу.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции



Лента новостей
0