Выбор Каира

Подписаться
От того, каким будет Египет завтра, зависит будущее всего арабского мира и даже исламской цивилизации. Египетская революция должна дать ответ на главный вопрос – возможно ли сегодня гражданское общество в исламской стране...

ТБИЛИСИ, 16 фев - Новости-Грузия В Каире далеко не все закончилось, более того, там все только начинается. Уход из большой политики "последнего из могикан", не считая полковника Каддафи, оставил больше вопросов, чем ответов. В конечном итоге, сегодня в Египте у власти хунта, но, как справедливо отмечал Наполеон, со штыком можно делать, что угодно, но на нем очень неудобно сидеть. 

Ситуацию вокруг Египта анализирует политолог Гела Васадзе:

От того, каким будет Египет завтра, зависит будущее всего арабского мира и даже исламской цивилизации.  Египетская революция должна дать ответ на главный вопрос – возможно ли сегодня гражданское общество в исламской стране. По сути, первым ответом на этот вопрос был Иран, и ответ был отрицательным.

Вообще, египетская революция в чем то похожа на грузинскую, разве что Мохаммеду Эль Барадею не удалось стать вторым Михаилом Саакашвили. И дело не только в постаревших зубрах большой политики, зависящих от Запада. Итоги египетской революции, так же, как и итоги грузинской, покажут, насколько страна с западной внешнеполитической ориентацией, находящаяся в рамках другого культурно-исторического ареала, способна к восприятию ценностей открытого общества. В Грузии, несмотря на достаточно солидный срок, прошедший после революции, однозначный ответ на вопрос не получен. Да, тренд внушает оптимизм, да, Грузия сумела преодолеть очень многие сложности и внешние угрозы, да, вероятность отката назад сокращается, но о полной победе открытого общества в Грузии говорить пока слишком рано. Ну, а в Египте все только начинается.

Интересная деталь: демократические эксперименты возможны только в странах с прозападными правительствами или, как минимум, с сильным прозападным лобби. В той же Ливии или Сирии любые демонстрации будут жестоко подавлены без оглядки на Вашингтон и Брюссель. В свое время Китай хорошо продемонстрировал это на площади Тяньанмин, заодно ликвидировав прозападное лобби в руководстве страны.
Не хочу быть неправильно понятым, когда говорю о тесте на демократию. Конечно, никто не планировал специально устраивать переворот в Египте, Тунисе или в любом другом месте. Так называемые панарабаские революции, точно также, как и революции постсоветские, объективный результат развития общества, и прежде всего, информационных технологий. Более того, исторически все народы мира обречены на открытые общества в рамках глобализации. Другое дело, что это длительный исторический процесс.

Исламская демократия возможна и она существует в Иране. При всем сочувствии к иранским демонстрантам, я не верю в успех революции в этой стране, по той простой причине, что большинство населения Ирана поддерживает режим. Им просто не нужно гражданское общество в западной трактовке. Конечно, сторонников либеральных ценностей в Иране сегодня немало, и далеко не все из них вышли на улицы. Но власти очень крепко держат руку на пульсе событий и у них достаточно басиджей с топорами, чтобы погасить волну протестов.

Однако, вернемся к Египту. Египетские события - своего рода лакмусовая бумажка, показатель возможности перехода к демократии западного типа в арабской стране. Тунис слишком мал для этого, а вот Египет -  в самый раз. Тем более, что условия почти идеальные, уж очень много египтян завязаны на доходах от туризма, да и общество почти светское. За долгое время стабильности жители Египта привыкли к открытости страны западным ценностям.  Тогда в чем же дело, откуда этот массовый психоз и такая ненависть к властям. Все просто, несмотря на большой потенциал страны, элите не удалось создать не просто общество благоденствия, но и общество потребления. Крайняя нищета превратила огромные массы населения в весьма взрывоопасный материал. Очень удобный материал для любой революции.

Подавляющее большинство людей, собравшихся на площади Тахрир, точно также, как и подавляющее большинство людей, собравшихся на проспекте Руставели, ждали от смены власти только одного – улучшения своего социального положения. Вот тут египтян ждет жестокое разочарование, социальное положение не может улучшиться исключительно со сменой власти. Необходим долгий, болезненный путь модернизации. У Грузии не было выбора -  в сущности вестернизация и открытое общество, единственный шанс на развитие. У народа Египта этот выбор есть. Альтернативой вестернизации вполне может оказаться иранский путь, при котором богатые будут обязаны, делится с бедными посредством заботливого государства. Во время выбора пути мало кто будет задумываться о том, что у Египта нет запасов нефти, как у Ирана, а лозунги социального равенства, с апелляцией к Всевышнему, вполне могут быть подхвачены массами. «Братья мусульмане» уже заявили о своем желании трансформироваться в политическую партию, понимая, что шансы придти к власти легальным путем достаточно велики.

Но, надо хорошо понимать, что в случае свободных выборов необходимо будет уважать выбор египетского народа, даже если он изберет «не тот путь», который может понравится нынешним власть предержащим на Западе. Правда, в этом случае придется увеличить военные расходы в разы, да и играть с ценами на энергоносители уже не получится, вернее, получится в гораздо меньшем объеме. Ну, а как вы хотели, у принципов есть своя цена. Отдельный вопрос по Израилю, впрочем, думаю, израильтяне сами способны о себе позаботится. Кстати, и России при таком раскладе будет уже не до неоимперских замашек и игр в энергетическую империю.

На самом деле все, что ни делается, все к лучшему. Переформатирование мира рано или поздно должно было случиться и оно случилось. После окончания холодной войны казалось, что альтернативы открытому обществу в мире не существует. Ее действительно  не существует, просто каждый народ идет к нему своим путем. Каким путем пойдет народ Египта покажет время.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Лента новостей
0