Три миража Томаса де Вааля

Подписаться
Взгляд из Тбилиси: "Проблемы кавказских народов созданы «великими» державами, и разрешение этих проблем до тех пор, пока они выгодны «великим» державам, практически невозможно..."

ТБИЛИСИ, 22 фев - Новости-Грузия. Для нас, живущих на Южном Кавказе, и на всем постсоветском пространстве, в силу многих причин не совсем понятна мотивация многих поступков Запада. Поэтому иногда бывает полезно прислушаться к мнению западных экспертов, какими бы неприемлемыми для нас они не казались.

Взгляд из Тбилиси - политолог Гела Васадзе:

- Сразу же оговорюсь, прислушаться - не значит согласиться. Конечно, можно встать в шестую позицию и объявить: есть два мнения – одно мое, другое неправильное. Или просто высокомерно промолчать. Но молчание вряд ли выход, ибо, как правильно отметил  известный грузинский публицист Темо Степанов-Мамаладзе, мрачные короли молчуны, как правило, короли голые.

Впрочем, мы отвлеклись, мираж - достаточно хорошо изученное явление природы, при котором человек видит иную реальность, оптический обман. Понятно, что  находясь вне процессов, происходящих на Южном Кавказе, многие исследователи воспринимают события со своей точки наблюдения, и Томас де Вааль не исключение. Отсюда и пресловутые три миража.

Итак, мираж первый: Кавказ рассматривается как огромная «шахматная доска», на которой великие державы передвигают местные «фигуры», словно пешки, в собственных интересах и по своему усмотрению. На самом деле, это не так. Напротив, как бы ни менялась геополитическая «погода», местные силы манипулируют великими державами, как минимум, не меньше, чем сами подвергаются манипуляциям.

Что ж, трудно не согласиться с господином де Ваалем, местные силы действительно оказывают определенное влияние на «великие» державы, или,  как он говорит, заключают пакты с дьяволом, но…

И тут начинается мираж. Томас де Вааль видит только то, что он видит, к сожалению, не особо углубляясь в причинно-следственную связь этого явления. Действительно, грузины, как в начале двадцатого века, так и в начале нынешнего, пытались найти поддержку у западных стран, тогда как абхазы и осетины (компактно проживающие в Цхинвальском регионе Грузии) апеллировали к русским. Однако, корни конфликта отнюдь не в биологической ненависти грузин к абхазцам или осетин к грузинам. Причина достаточно банальна, а именно - имперская политика самой «великой» державы, а именно России. То есть, как справедливо пишет де Вааль, в период Советского Союза конфликты действительно подавлялись. Но, подавление видимых конфликтов было только частью советской национальной политики. Вторая, не менее важная составляющая заключалась в моделировании этих самых конфликтов.

Рассмотрим простой пример: кадровую политику. На территории автономий первым лицом всегда должен был быть представитель титульной нации (абхаз или осетин), ну а его заместителем, соответственно, грузин. Казалось бы, при объявленном курсе на создание новой общности – советского народа, данный принцип должен был восприниматься всеми как анахронизм. Однако, ничуть, более того, многие воспринимали этнические ограничения социальных лифтов как само собой разумеющееся. Причем, речь шла далеко не только о системе партийного руководства, национальные квоты пронизывали всю систему управления в обществе.

Как итог, постоянное напряжение среди элиты, ибо каждый из представителей этой самой элиты хорошо помнил о своей национальности и о том, на что он может претендовать. О каком интернационализме могла идти речь, впрочем, о советской национальной политике можно говорить бесконечно долго.

В данном случае, я всего лишь привел один из примеров  мин конфликтов по этническому принципу.  Таких примеров можно приводить множество. Когда империя рухнула, рухнула изнутри, в виду несостоятельности самой модели, мины были задействованы на полную мощность. У конфликтов в Грузии, как и у всех других конфликтов, есть вполне практическая причина, а именно желание половить рыбку в мутной воде перераспределения собственности. Учитывая тот факт, что все националистические движения управлялись в советское время из одного места, а именно с Лубянки, запустить механизмы этноконфликтов было не столь уж сложно.

Конечно, после августа 1991 года у Российской Федерации был шанс стать подлинным миротворцем на Кавказе, однако, воспользоваться этим шансом и Россия и страны Кавказа могли только в случае реальной победы демократии в Москве. Этого не произошло, не произошло в силу того, что случайные люди, вынесенные на вершину власти в Кремле, предпочли пойти по пути наименьшего сопротивления, а именно опоры на сильно мифологизированные спецслужбы. Новая Россия в лучших советских традициях стала фактической стороной конфликтов на Кавказе, не оставив выбора тем, против кого данная сторона выступала.

Так что мираж о том, что кавказские народы используют «великие» державы для решения своих проблем, не более чем мираж. Сами проблемы кавказских народов созданы «великими» державами, и разрешение этих проблем до тех пор, пока они выгодны «великим» державам, практически невозможно.

Перейдем к следующему миражу Томаса де Вааля, а именно к тезису о том, что опасность русского медведя (выражение автора), готового в любой момент обрушиться на кавказские народы, преувеличена. Мол, географические факторы, в совокупности со слабостью России, делают практически невозможным экспансию, а война августа 2008 года еще раз подтвердила этот тезис.

Действительно, опыт августовской войны показал, что при условии жесткой позиции Запада Кремль не способен сменить власть в Тбилиси. На самом деле мало кто обратил внимание на тот факт, что Кремль «признал независимость Абхазии и Южной Осетии» только тогда, когда стало ясно – в Тбилиси власть сменить не удалось. Если бы не жесткая позиция Евросоюза и, что еще важнее, не начало военно-гуманитарной операции Соединенными Штатами, штурм Тбилиси с последующей сменой власти стал бы реальностью. Конечно, никто при таком раскладе никого «признавать» не собирался, а существование  сепаратистов, было бы тем коротким поводком, на котором Кремль держал бы марионеточное правительство во главе с Георгадзе, или кем-нибудь еще.

История, как известно, не терпит сослагательного наклонения, но в будущем сослагательное наклонение вполне возможно. Реальность такова, что Россия в сегодняшнем виде действительно не представляет угрозу для Запада, ибо целиком и полностью зависит от него экономически, да и не только экономически. Однако, в Грузии слишком хорошо помнят как располагались блок-посты оккупационной армии в августе 2008 года на западе страны. А располагались они по административной границе Мегрелии, думаю, понятно почему.

Из офиса Карнеги фонда в Вашингтоне можно не обращать особого внимания на такую мелочь, как танки в 40 километрах от Тбилиси. Мы же себе такую роскошь позволить не можем. А посему, вполне возможно, что сегодняшняя российская власть и не представляет глобальной угрозы для Запада, однако, переносить этот тезис на грузинскую почву не совсем корректно.  Именно поэтому Томасу де Ваалю и непонятно стремление Грузии в НАТО. Для него это - попытка решить свои проблемы за счет Запада, для нас - жизненно важный вопрос, обеспечивающий безопасность страны и ее граждан.

И наконец, третий мираж Томаса де Вааля, а именно мираж о том, что на Кавказе существует преувеличенное представление о своем значении для «великих» держав. Что ж, возможно это и так. Как то я и сам присутствовал на лекции одного нашего ученого, доказывавшего, что Кавказ - пуп Земли. Получилось смешно. Впрочем, все-таки не стоит и преуменьшать роль Кавказа в глобальной геополитике, по той простой причине, что регион граничит с действительным центром Земли, а именно - с Ближним Востоком. Более того, очень может быть,  что в свете последних событий роль Кавказа возрастет многократно, а это значит, что «великие» державы, те самые, которым, по мнению Томаса де Вааля нет особого дела до региона, вступят в решающую стадию борьбы за Кавказ.

Впрочем, тут у Томаса де Вааля есть очень интересное предложение о необходимости заключения «перемирия» в большой кавказской игре. Вполне возможно, что сама жизнь заставит «великих» придти к подобному соглашению. Понятно, что позиция Грузии в данном случае должна быть проста  - максимальное сотрудничество со всеми игроками при условии деоккупации страны. По сути, условие деоккупации Грузии, вместе с решением проблемы Нагорного Карабаха, единственное, что может обеспечить не просто мир на Кавказе в целом, но удовлетворение потребностей «великих» держав. А сегодня у «великих» держав реально есть только одна потребность, и это - стабильность.

В этом случае будут рассеяны все три миража Томаса де Вааля, впрочем, думаю, он и сам будет очень рад этому обстоятельству.

 

Томас де Вааль - старший научный сотрудник Фонда Карнеги за международный мир (Carnegie Endowment for International Peace), и автор книги «Знакомьтесь: Кавказ» (The Caucasus: An Introduction), опубликованной издательством Oxford University Press.

Продолжение полемики с Томасом де Ваалем - в четверг, 24 февраля, в 22.35, на телеканале "ПИК" , в программе "В узком кругу"

 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Лента новостей
0