Грузино-российская война: 20 месяцев спустя

Подписаться
"Очередная революция закончится потерей государственности. Сегодняшний выбор для Грузии таков: демократические изменения, модернизация и реалистичная внешняя политика", - предупреждает политолог Зураб Абашидзе.

ТБИЛИСИ, 23 фев - Новости-Грузия.  После августовской войны 2008 года прошло к моменту написания этих строк 20 месяцев. Это достаточный период, чтобы по возможности «отложить в сторону» эмоции, провести своеобразную инвентаризацию и попытаться дать ответ на вопросы:

•  Кто что проиграл и кто что выиграл?
•  Как могут дальше развиваться события?
•  Какие выводы можно сделать из этой войны?

Взгляд из Тбилиси: политолог Зураб Абашидзе:

1. Августовская война нанесла Грузии огромный и многосторонний ущерб.

В первую очередь, война унесла жизни многих людей. Это невосполнимый ущерб. К многотысячному составу лиц, вынужденно перемещенных из Абхазии, прибавилось более 50 тысяч беженцев, изгнанных в результате этнической чистки из Цхинвальского региона и Кодорского ущелья.

Восстановление территориальной целостности стало туманной и неопределенной перспективой; мы потеряли контроль над Кодорским ущельем; серьезный ущерб понесла военная, а также экономическая инфраструктура страны; серьезно пострадал международный имидж Грузии, что отрицательно влияет на иностранные инвестиции; замедлился или остановился процесс вступления в НАТО.

Это, можно сказать, отрицательные стороны войны. Но кто мог взвесить разрушительные результаты таких факторов, как психологическое состояние общества, крушение надежд и другое?

Положительным обстоятельством для Грузии можно считать явный рост вовлеченности Евросоюза в дела страны и, в частности, в урегулирование конфликтов. Начало работы с сентября 2008 года Миссии мониторинга Евросоюза (EUMM) превратило в определенном смысле Грузию в проект Евросоюза. Это пыталась делать наша страна на протяжении многих лет. Хотя, конечно, не такой ценой. Августовская война серьезно ускорила разработку новой широкомасштабной инициативы Евросоюза – «Восточного партнерства». Грузии (так же как Украине, Молдове, Белоруссии, Азербайджану и Армении) эта инициатива дает уникальный шанс широкого сотрудничества с Евросоюзом. Война дала также толчок оформлению «Хартии о стратегическом партнерстве» между Грузией и США. Это, наверное, самый важный международный документ в новейшей истории Грузии. Финансовая помощь, выделенная Грузии Западом после войны (примерно 4,5 млрд долларов США) значительно приостановила разрушающую волну глобального экономического кризиса, которая имела драматические последствия во многих странах.

Факт, что в результате войны Россия в значительной степени) достигла своих целей. В частности, после вывода своих военных баз из Грузии, Кремль вновь восстановил и даже усилил свои военные позиции в регионе. Согласно соглашениям, оформленным Москвой с Сухумским и Цхинвальским режимами, российская армия уже «законно» находится в этих регионах, самое близкое в 40 километрах от Тбилиси, а от жизненно важной автомобильной магистрали - в нескольких километрах.
Российская военная интервенция вызвала серьезные разногласия в рядах НАТО в связи с ответной реакцией. Это тоже можно назвать успехом Кремля, так как внесение диссонанса в ряды Альянса видимо до сих пор является одной из стратегических задач Москвы. Москва поколебала имидж Грузии как стабильной страны, что по мнению части аналитиков, серьезно ограничивает перспективу евроатлантической интеграции Грузии и ее транзитной энергетической функции.

Признанием независимости Абхазии и т.н. Южной Осетии Россия отплатила Западу за независимость Косово. Подобный шаг анонсировался Москвой за несколько месяцев до августовской войны и этот аргумент исчез лишь после того, как появился новый – спасение осетин от «грузинского геноцида».
Хоть и деструктивным путем, но Россия все же исполнила свою геополитическую мечту: после войны августа 2008 года мир больше прислушивается к голосу и капризам Кремля. Видно, что в Москве не зря говорили на протяжении лет о необходимости создания многополярного мирового порядка.

Августовская война была жестким посланием непокорным соседям, в первую очередь Украине: осторожно, или вас ждет та же участь!

Военная акция частично была мотивирована внутриполитической конъюнктурой и была нацелена на местного потребителя – общество/население России. Факт, что авторитет тандема Путин-Медведев значительно усилился в результате войны. Победоносная война над «марионеточным режимом» Саакашвили была представлена российскими СМИ как чуть ли не победа над США.

Все это Москве дорого обошлось. В результате войны Россия фактически оказалась в международной изоляции. Государство с глобальными амбициями в признании независимости Абхазии и т.н. Южной Осетии поддержали такие страны с международным престижем, как Венесуэла, Никарагуа и Науру.

Военная интервенция и последующие шаги представили Россию в глазах мирового сообщества как агрессивную и ревизионистскую державу, с которой считаются только потому, что у нее есть грубая сила и энергоресурсы. Коэффициент привлекательности «мягкой силы» России оказался очень низким. С такой репутацией конкурентность России в желаемом многополярном мире вызывает большие сомнения.

Война и признание независимости территорий Грузии принесла дополнительную нестабильность в такой чувствительный регион, как Северный Кавказ. Сами руководители автономных регионов признают, что явный рост насилия за последние полтора года - частично результат августа 2008 года. Хотя, у этого насилия есть и много других причин.

Москва не смогла осуществить смену власти Грузии; важность Грузии в маршрутах будущих транзитных энергетических проектах, также как интерес Запада к нашей стране, в принципе сохранаяется.

Так же надо отметить, что одним из компонентов тяжелого экономического кризиса в России была российско-грузинская война.

Авторитету США августовская война нанесла серьезный ущерб. Выяснилось, что у Вашингтона нет сил в период кризиса защитить партнерскую страну и оказать ей реальную помощь в преодолении агрессии. На бытовом уровне возникло чувство, что у России оказалось больше возможностей для защиты осетин, чем у Америки – грузин. Россия максимально муссировала это ощущение. Чего стоит хотя бы факт реквизиции из порта Поти «Хаммеров», предназначенных для американских военных, что российские телеканалы демонстрировали с особым удовольствием.

То же самое можно сказать о Североатлантическом союзе, новые члены которого из Восточной Европы и Балтийского региона серьезно задумались о том, насколько защищена их безопасность согласно 5-му пункту основополагающего документа НАТО – Вашингтонского соглашения.

Неожиданно для многих, в период августовской войны и непосредственно после нее, Евросоюз проявил обычно несвойственную ему оперативность и эффективность, как при принятии политических решений, так и в их осуществлении. Николя Саркози, как президент страны – председателя Евросоюза, сыграл очень важную роль в драматические дни августа, а в сентябре Евросоюз быстро принял решение о беспрецендентной мирной операции – отправке в Грузию Миссии мониторинга Евросоюза (EUMM).

Вместе с тем, стало предметом острой дискуссии то обстоятельство, что Евросоюз, как и НАТО, быстро преодолели синдром августовской агрессии и всего через несколько месяцев снова вернулись к обычному режиму сотрудничества с Москвой. Пессимисты считают, такое всепрощение Запада в Москве посчитали за зеленый свет, что в будущем увеличивает возможность повторения подобных событий.

В Москве видимо также считают проявлением слабости Запада дебаты в Совете Европы в связи с августовской войной, которые так и не смогли установить, какие меры необходимо принять в отношении агрессора. Это обстоятельство ставит под вопрос престиж и будущее этой авторитетной организации.

Будущее Грузии во многом будет зависеть от того, насколько принципиальными будут отношения США, НАТО, Евросоюза с Россией и насколько стойко и бескомпромиссно они будут защищать суверенитет и территориальную целостность Грузии.

В течение последних 10 лет благосостояние и экономическое развитие Азербайджана были тесно связаны с энергетическими транзитами через территорию Грузии. Августовская война серьезно ограничила возможность маневрирования Баку с Москвой и вынудила его подумать о более лояльных шагах. Для Азербайджана стали серьезной диллемой попытки урегулирования отношений Армении и Турции, чему дала сильный импульс августовская война.

Эта война оказалась серьезным ударом и для Турции, так как с точки зрения Анкары, усиление военных позиций Москвы в Южном Кавказе несомненно вызовет ослабление влияния Турции в регионе. Частично именно этим объясняют активные контакты Анкары с Москвой сразу же после войны и разработка новой мирной платформы, в которой распределились ведущие роли между Турцией и Россией в регионе Южного Кавказа. Для Турции стало частично вынужденным шагом восстановление дипломатических отношений с Арменией, что вызвало отрицательную реакцию Азербайджана.

Война еще раз напомнила Армении то обстоятельство, что транзитный коридор через Грузию во внешний мир является носителем серьезных рисков. Последующие шаги Еревана с точки зрения двухстороннего урегулирования отношений с Анкарой являются отголоском именно этого явления.

Таким образом, пятидневная «маленькая» августовская война действительно вызвала тектонические изменения.

2. Непосредственно после августовской войны рассматривали несколько сценариев развития событий.

Часть экспертов не исключала возможности силовой смены власти и прихода к власти пророссийской политической силы, и в результате этого возвращение Грузии в сферу влияния России. Но власти Грузии на протяжении 20 месяцев смогли значительно повернуть в свою пользу внутриполитические процессы в стране. Этому способствовала четкая позиция Запада, и в первую очередь США, по поддержке независимости Грузии и ее территориальной целостности. Кроме этого, нужно учитывать, что в Грузии не существует такой пророссийской политической силы, которая пользуется поддержкой значительной части населения.

После того, как Москва оформила соглашения в сфере безопасности с Сухумским и Цхинвальским режимами, в Грузии появилось определенное ожидание, что США, независимо от НАТО, возьмут на себя ответственность за обеспечение безопасности Грузии и оформят с ней примерно такое же соглашение, какое существует у Вашингтона, например, с Израилем, распространив таким образом на Грузию «зонтик безопасности» США.

Но политика «перезагрузки» отношений с Россией, провозглашенная администрацией президента Обамы, практически исключает такую возможность. Ясно, что сотрудничество Грузии и США в сфере безопасности будет развиваться согласно Хартии о стратегическом партнерстве, оформленной в январе 2009 года, что само по себе - важный механизм взаимодействия.

Видимо, для части европейских партнеров будет вполне приемлемо, если Грузия частично пересмотрит свой стратегический курс на вступление в НАТО, сделает акцент на расширение отношений с Евросоюзом в рамках инициативы «Восточного партнерства», а также на региональное сотрудничество. Частью этой политики предполагается поэтапное восстановление отношений с Россией, в первую очередь экономических и параллельно, при поддержке западных партнеров, активизация роли международных организаций (в первую очередь Евросоюза) в Абхазии и Цхинвальском регионе. Такой подход, по мнению части европейцев, даст возможность Грузии выиграть время, чтобы направить свои ресурсы и помощь партнеров на экономическое усиление страны и усовершенствование демократии.

Однако приматом внешней политики Грузии остается категорическое требование, что должны быть исполнены все пункты соглагашения Саркози-Саакашвили-Медведева, должна произойти деоккупация Абхазии и т.н. Южной Осетии и денонсирование признания их независимости. Только в этом случае официальный Тбилиси видит возможность восстановления политических отношений с Россией. Эту позицию и тупиковое состояние обуславливает и категорический отказ российского руководства вести диалог с властями Грузии.

3. Какие выводы можно сделать из августовской войны?

С глобальной точки зрения, самым важным результатом этой войны явяется то, что созданная шаг за шагом со второй половины ХХ века архитектура безопасности Европы оказалась под сильнейшим, возможно, смертельным ударом. С правовой точки зрения, Европа частично вернулась в ту эпоху, когда по собственному желанию, под тем или иным предлогом, можно было «оседлать коня», пересечь границу и завладеть территорией соседней страны.

Инициативу президента Медведева - «Договор о европейской безопасности» - многие в мире оценили как попытку похоронить старую архитектуру европейской безопасности и создать новую, основанную на интересах России.

Для Грузии важным уроком должно стать то, что несмотря на российскую военную агрессию, новая «холодная война» не началась. Как сакрастично отметил один европеец, США и Европа оказались не готовыми к защите от России родного города Сталина – Гори.

Из августовской войны следует и тот вывод, что в нашем регионе изменение стратегического курса страны и евроатлантическая интеграция может стать результатом долгосрочного и хорошо продуманного процесса. Быстрые телодвижения на этом пути - рискованное дело.

Факт, что даже члены самого совершенного клуба безопасности – НАТО - не защищены полностью от внешних опасностей. Исходя из этого, часть европейских стран пришла к выводу, что альтернативы нахождению общего языка с соседом, особенно с большим и опасным государством, нет.

Повторю, что несмотря на острейшую реакцию международного содружества на действия России в Грузии, Запад и Россия в конце концов найдут общий язык. Этот процесс уже идет.

Поэтому, Грузия не должна оказаться в таком положении, когда только ей придется вести с Россией «холодную войну». Долг маленькой страны максимально избегать разрушительных противостояний, находить общий язык с оппонентами. Предметом обсуждения может стать все, кроме свободы и территориальной целостности.

Грузинский философ Мераб Мамардашвили сравнивал Россию с огромной  каменной глыбой, которая висит над головой Грузии. Грузия должна сделать все, чтобы глыба ее не раздавила – говорил он.

Еще один вывод: нам еще абхазская война показала ту горькую реальность, что для возращения мирным путем территорий, потерянных во время войны, нужно пройти трудный и долгий путь. Другого пути нет! Поэтому и советуют нам наши западные партнеры проявлять «стратегическое терпение».

Вместе с тем, в сегодняшнем мире самым эффективным оружием и механизмом защиты маленькой страны является демократия. Вацлав Гавел назвал этот феномен «силой бессильных». Демократия и благосостояние народа – именно та сила, которая дает маленькой стране моральное преимущество. Притеснять такую страну в XXI веке очень сложно. Поэтому к восстановлению территориальной целостности Грузию приведет путь демократии и экономического развития.

Но не менее важна политическая стабильность. Демократические изменения в Грузии должны произойти при сохранении стабильности в стране. Очередная революция закончится потерей государственности. Сегодняшний выбор для Грузии таков: демократические изменения, модернизация и реалистичная внешняя политика.

 

*Зураб Абашидзе – доктор политических наук. В 1978-1980 гг. служил в Генеральном Консульстве СССР в Индии. 1984-1988 – советник при Посольстве СССР в Испании; 1993-2000 - посол Грузии в странах Бенилюкс, НАТО и Евросоюзе; в 2000-2004 - посол Грузии в РФ. Автор ряда публикаций, а также монографий «НАТО и Грузия: от утопии к реальности» и «Холодная война: прошлое или настоящее?».

Данная статья подготовлена в рамках так называемого "Стамбульского проекта", поддерживаемым Глобальным партнёрством по предотвращению вооружённых конфликтов (координируется в Гааге, Нидерланды), который ставит целью способствовать встречам независимых российских и грузинских экспертов с целью совместного обсуждения различных аспектов российско-грузинского кризиса и выработки видения путей выхода из него.

Статья Зураба Абашидзе вошла в книгу "Россия и Грузия: пути выхода из кризиса", изданную по итогам встреч политологов.

Материал предоставлен к публикации Международным центром по конфликтам и переговорам. 

В ближайшие дни на сайте будут представлены точки зрения и других авторов, как из Грузии, так и из России.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Лента новостей
0