ТБИЛИСИ, 30 мар - Новости-Грузия. Близкий к ажиотажному спрос на подержанные автомобили из Европы наблюдается в Белоруссии, передает РИА Новости.
Белоруссия с 1 июля, выполняя договоренности в рамках Таможенного союза, намерена повысить ввозные пошлины на автомобили для физических лиц до уровня российских. В настоящее время белорусские пошлины ниже российских в несколько раз.
Как сообщил мэр Минска Николай Ладутько, ежедневно только в белорусскую столицу из-за границы доставляется около 800 автомобилей.
Кроме того, ситуацию с очередями на границе подстегивают нелегальные торговцы топливом, которые зарабатывают на том, что в Польше и Литве автомобильное топливо значительно дороже, чем в Белоруссии. Некоторые из так называемых "бензовозов" пересекают границу несколько раз в день, зарабатывая на одном баке несколько десятков долларов.
Как сообщили РИА Новости несколько "автоперегонщиков", люди стоят в очередях на польско-белорусской границе на въезд в Белоруссию до 12 часов. Кроме того, белорусские граждане достаточно долго ожидают очереди на доставку выбранного в Европе автомобиля автовозом, чего раньше не наблюдалось.
По свидетельству представителей нескольких компаний, занимающихся поиском и доставкой автомобилей в Белоруссию из Европы и США, на ближайшие месяцы фактически зафрахтованы все автовозы. В настоящее время компании, индивидуальные предприниматели и нелегальные "перегонщики" ищут возможности доставки автомобилей в Белоруссию европейскими компаниями, стоимость услуг которых значительно выше белорусских.
Кроме того ситуация осложнилась дефицитом иностранной валюты в Белоруссии. "Потенциальные покупатели предлагают продать автомобиль за белорусские рубли, но я им предлагаю сделать это по курсу 3800 за один доллар, поскольку белорусские рубли можно конвертировать за границей по близкому к этому курсу", - рассказал индивидуальный предприниматель, специализирующийся на автобизнесе.
На 30 марта Нацбанк Белоруссии установил курс доллара в 3038 белорусских рублей. При этом внебиржевой курс может отличаться от курса Нацбанка на 10%, а курс обменных пунктов - на 2%.
ногие белорусы взяли кредиты на приобретение автомобилей в белорусских рублях и теперь озадачены их конвертацией в валюту. Кроме того, в настоящее время ряд белорусских банков ограничили выдачу кредитов на покупку автомобилей.
С 1 июля минувшего года белорусы уже ожидали повышения таможенных ставок на автомобили. Многие мелкие предприниматели, ожидая больших прибылей, купили автомобили на все имеющиеся деньги, взяли кредиты, продали недвижимость, и оказались под угрозой значительных убытков, так как после несостоявшегося увеличения таможенных ставок авторынок Белоруссии на некоторое время замер.
Аналогичное замирание рынка прогнозируют эксперты и после 1 июля текущего года, когда в связи с увеличением таможенных пошлин цены на автомобили значительно вырастут на фоне того, что практически все, кто хотел купить авто в Белоруссии, уже сделал это.
Ажиотаж на белорусском автомобильном рынке также подстегивают граждане России. Они могут вывозить в Россию из Белоруссии без таможенной очистки автомобили, ввезенные в Белоруссию до 1 июля 2010 года, соответствующие экологическому стандарту "Евро-4".
Тем не менее, некоторые эксперты сомневаются, что высокие ставки таможенных пошлин на автомобили продержатся в Белоруссии долго. Это объясняется тем, что Россия намерена в ближайшее время вступить во Всемирную торговую организацию, а значит, будет вынуждена резко снизить автомобильные пошлины. Белоруссия, вероятно, будет вынуждена сделать то же самое, так как пошлины в Таможенном союзе должны быть одинаковыми.