Грузинские СМИ и G-MEDIA

Подписаться
На четырехлетнюю программу «Грузинские медиа усиливают демократию, подотчетность и информированность населения» выделено 13 миллионов долларов. Программа G-MEDIA призванна улучшить и усовершенствовать сектор СМИ.

ТБИЛИСИ, 26 апр - Новости-Грузия. В Грузии, при финансировании Агентства международного развития США (USAID), стартовала программа G-MEDIA, призванная улучшить и усовершенствовать сектор СМИ.

Миранда Оганезова, АиФ-Тбилиси

Новая инициатива

В течение последних десяти лет Соединенные Штаты оказали помощь грузинским СМИ в объеме 8 миллионов долларов. «Но мы полагаем, что на данном этапе развития Грузии необходимо осуществление инвестиции в целях усиления местной демократии», — сказал на презентации новой программы Чрезвычайный и Полномочный Посол США в Грузии Джон Басс. На четырехлетнюю программу «Грузинские медиа усиливают демократию, подотчетность и информированность населения» выделено 13 миллионов долларов.

По выступлениям посла США Джона Басса можно судить, что он не поверхностно, а детально знает о положении, в котором находятся грузинские СМИ. Он неоднократно открыто обсуждал с журналистами существующие проблемы, выступал с заявлениями по поводу ситуации в медиа. По его мнению, грузинским СМИ не хватает расследовательского жанра, ведь журналисты должны узнавать, что делает правительство, как оно вмешивается в работу бизнеса в этой стране. «Отсутствие расследовательской журналистики через некоторое время может привести к искажению процесса построения демократического общества. Это те темы, по которым мы будем продолжать работать», — заявил Джон Басс на встрече с журналистами в Гори.

Так сложилось, что в течение моей журналистской деятельности я ни разу не участвовала в проектах, профинансированных USAID, но задачи G-MEDIA настолько актуальны, что недавно впервые, лично проявив инициативу, решила присутствовать на семинаре, организованном одной из грузинских НПО. Хотя принять участие в семинаре так и не пришлось, но факт, что со стороны представителей СМИ (исходя из моих разговоров с редакторами, журналистами местных средств массовой информации) интерес к новому проекту повышенный. К примеру, как заявили в газете «Версия» и интернет-издании журнала «Либерали», они приветствуют американскую инициативу. Так, в газете пытаются и сами вести журналистские расследования, но малые средства не позволяют проводить полномасштабную работу в этом направлении.

В интересах общества

В беседе с нами представитель американского правительства рассказала об основных задачах новой программы G- Media: «Мы начали эту программу, т.к. слышали от многих сторон, в том числе и от самих представителей СМИ, гражданского общества и от населения в целом, что они хотят улучшить медиа, повысить ее уровень и профессионализм журналистов. У программы много целей, но главные из них касаются четырех сфер, которые мы хотели бы обязательно затронуть. Во-первых, мы хотим, чтобы у общества был свободный доступ ко всем видам медиапродуктов, будь то ТВ, радио или печатные СМИ, и контент (содержание) должен быть высокого качества. Говоря об этом, я подразумеваю, что должны быть выражены самые разные мнения, и они не должны быть потеряны, в том числе мнения читателя, зрителя. Должен быть обеспечен плюрализм. И это является одной из главных целей проекта. Также очень важно существование правового поля для СМИ, благодаря которому они смогут иметь больше возможности защищать себя, чем это было раньше.

Один из приоритетов — улучшение медиаменеджмента и бизнеса. Мы также будем работать в том направлении, чтобы медиасредство было одновременно и бизнесом, самосохраняющимся и независимым. Воспринимать медиасредство как бизнес — этот вопрос важен во всем мире, и не только для местных СМИ. Когда мы говорим, к примеру, что реклама должна способствовать сохранению газеты как бизнеса, это понятно. Но сегодня, когда речь идет о каком-нибудь СМИ, то оно уже подразумевает собой мультимедиа. Например, газета «Аргументы и факты», наряду с печатной версией, имеет сайт, мобильные версии и т.д. Тут речь уже о мультимедиа, многоплановом бизнесе, что является сложным направлением, требующим совершенно новых подходов. И это направление требует развития.

Мы знаем, что доступ к Интернету возрастает, а не уменьшается. Тут могут сказать, что доступ есть у одних, примерно 26 или 27 процентов населения, и может возникнуть мнение, а хотят ли люди, чтобы медиа развивалась в этом направлении. Я однозначно говорю, что, безусловно, необходимо, т.к. число интернет-пользователей постоянно растет, и СМИ надо идти в ногу со временем.

Мы хотим, чтобы эта была долговременная инвестиция, и планируем привлечь студентов, которые в будущем будут вовлечены в медиа. Желательно, чтобы повысился уровень образования журналистов. В период студенчества у них должна быть возможность печатать статьи, готовить телерадиопрограммы, интернет-публикации. Очень часто студенты имеют доступ лишь к теоретическим знаниям и не могут приобрести практические навыки».

На вопрос, насколько активно смогут участвовать в новом проекте представители региональных СМИ, наш респондент ответила: «Это зависит от них самих, но, надеюсь, что активно. Неслучайно открытие программы состоялось в Батуми. Мы специально провели презентацию там, дабы подчеркнуть значимость роли представителей региональных СМИ в этом процессе, и, что для нас очень важно, их участие. Будет объявлено несколько конкурсов для создания контентов для радио, телевидения и т.д. Мы понимаем, что интерес будет разный, соответственно, и конкурсы. Будет дифференциация, будут проводиться отдельно конкурсы для региональных журналистов и отдельно для тбилисских. Планируется пригласить тренеров не только из США, но и из других стран, международных организаций. Хотя сами эксперты не будут участвовать в создании контента».

Мы поинтересовались у нашего респондента, что, на ее взгляд, необходимо для того, чтобы добиться максимально положительного результата? Бытует мнение, не только в случае получения грантов от USAID, что кандидаты порой апеллируют к системе ценностей (перед объявлением конкурса особо активно звучат речи о демократии, либерализме, о проблемах национальных меньшинств), а после получения финансирования результаты их дальнейшей деятельности не столь заметны… Представитель USAID считает так: «Посмотрим на этот вопрос с нескольких сторон. Как правило, чтобы судить, насколько хорошо выполняется программа (в данном случае речь о G-MEDIA) и достигнуты ли ожидаемые результаты, мы создаем также план мониторинга. В нашем проекте будет профессионал, который постоянно, в течение всего проекта, будет измерять действие программы и то, на какие результаты она выходит, проводить исследования. Для мониторинга предусмотрены разные механизмы — опросы, работа с фокус-группами, после чего ожидается более тщательный, масштабный опрос… Все это будет зависеть от того, что мы хотим измерить, изучить. Если смотреть с другой стороны, то, когда мы финансируем проект в целях получения высококачественного продукта, встает вопрос, как этого достичь.

При объявлении конкурса на получение грантов мы хотим также обучить его участников тому, чтобы они сами стремились к получению как можно более качественного медиапродукта. Одни будут нуждаться в большей помощи, в случае улучшения, скажем, технических условий, иные — в специфической поддержке. Участники сами смогут определять, что для них важнее. В получении положительных результатов наша помощь должна быть целенаправленной. Я считаю очень важным, чтобы мы вышли на результаты. Хочу еще раз отметить, что, говоря об измерении результатов, имею в виду, что это будет проводиться на протяжении всей программы, а не по ее окончании. Если на определенном этапе мы не достигнем нужного результата, то постараемся изменить механизмы, тактику. В течение четырех лет многое может измениться, например, сама среда для медиа. Поэтому мы должны быть очень гибкими в процессе достижения результатов».

Представитель USAID, принимающая участие в реализации новой программы, работала над подобными проектами для СМИ в разных странах, в том числе и в Украине. На вопрос, какие параллели можно провести между журналистами двух стран, она ответила: «Во всем мире СМИ в какой-то степени сталкиваются с одними и теми же задачами: как выжить и, в то же время, справиться с проблемами как бизнесу. Все хотят, чтобы СМИ были абсолютно независимы, без какого-либо вмешательства со стороны правительства. Естественно, ощутима разница в том, что в Грузии маленький рынок, в отличие от Украины, и сложнее привлечь рекламодателей. Другое различие, но оно не зависит от масштаба рынка, состоит в том, что в Украине активнее пользуются Интернетом. Я обратила внимание на то, что еще в 2005 году телевидение, радио и пресса старались выкладывать свои контенты на сайты. Еще одна любопытная деталь. Украинские журналисты сами создавали группы мониторинга, которые наблюдали за работой своих же коллег. Почему? Они понимали, что СМИ ответственны за качество производимого контента, и не хотели вовлекать в этот процесс правительство. Это действительно было интересно для меня, потому что они были очень активными и успешными».

В ходе подготовки материала стало известно, что Совет по международным исследованиям и обменам (IREX) в рамках программы «Грузинские медиа усиливают демократию, подотчетность и информированность населения» (G-MEDIA) объявил следующие грантовые конкурсы: на общественно-политический контент в печатных медиасредствах, на производство общественно-политических передач на радио, на производство общественно-политических телепередач — Тбилиси, на производство общественно-политических телепередач — регионы, на проект Дома медиа, производство контента региональной медиа, а также конкурс для расследовательской журналистики.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Лента новостей
0