Норвежский Хельсинский комитет недоволен ходом расследований после войны 2008 года

Подписаться
В отчете критикуются действия как грузинской, так и российской стороны по раследованию правонарушений.

ТБИЛИСИ, 7 июн - Новости-Грузия, Анна Тутберидзе. Норвежский Хельсинский комитет (НХК) под названием "Не могут или не хотят" опубликовал отчет по эффективности и беспристрастности расследования фактов преступлений, осуществленных в время российско-грузинской войны 2008 года.

Грузинскую версию отчета распространила неправительственная организация Центр по правам человека.

НПО "Норвежский Хельсинкский комитет" была основана в 1977 году. Организация следит за соответствием положениям о правах человека ОБСЕ со всеми подписавшимися странами СБСЕ, поддерживает инициативы по усилению демократии и гражданского общества. Комитет сконцентрирован на выявлении нарушений Хельсинкских соглашений и других международных договоров по правам человека.

В отчете критикуются действия как грузинской, так и российской стороны по раследованию правонарушений.

"Несмотря на утверждения сторон о ведении эффективного расследования на местном уровне, существуют подозрения о том, что ни у одной из сторон нет возможности и желания эффективно расследовать совершенные преступления", - считает норвежская организация.

Серьезным препятствием НХК называет отсутствие возможности вести расследование на противоположной стороне, а также сотрудничать в процессе расследования. Помимо этого, НХК отмечает, что каждая сторона возлагает ответственность за серезные преступления только на другую сторону.

"Согласно нашему окончательному впечатлению, информация, полученная на основе исследования исков, поступивших в Европейский суд, указывает, что власти Грузии частично не имеют ни возможности, ни желания вести эффективное расследование преступлений международного права, предположительно совершенных во время войны в августе 2008 года и после...", - говорится в  обзорной части документа.

В документе перечислены недостатки, выявленные в ходе анализа грузинского расследования – недостаточность прозрачности, недостаточность следственных мер, таких как ведение расследования на месте преступления, сбор данных судебной и медицинской экспертиз и другие.

НХК считает, что расследование грузинской стороны "изначально велось неправильно, так как правительство Грузии почти во всех случаях опровергает свидетельства о том, что военные преступления возможно были совершены с их стороны".

Помимо этого, НХК отмечает, что в июле 2010 года в Общий административный кодекс Грузии были внесены изменения, запрещающие публичность процессов, касающихся вопроса Грузии в международных судах, в том числе Международном уголовном суде.

"Создается впечатление, что власть пытается избежать ответственности за преступления и не хочет сделать объектом публичного рассмотрения процесс подотчетности. Предположительно, что именно на основе этих законодательных изменений грузинские правоохранительные структуры отказались дать нам информацию и отказались от встреч осенью 2010 года", - отмечено в документе.

Здесь же подчеркнуто, что в ходе подготовки документа НХК тесно сотрудничал с грузинскими и международными правозащитными организациями. В документ вошли материалы, собранные в ноябре-декабре 2010 года исследователями грузинских НПО - "42-я статья Конституции", "Ассоциация молодых юристов Грузии" и Центр по правам человека, а также Норвежского Хельсинского комитета.

Что касается позиции России, в отчете приведены письма Российской генпрокуратуры, отправленные Ассоциации молодых юристов Грузии, в которых сказано, что Россия расследует только преступления против российских миротворцев и граждан России.

"Подобный подход делает российское расследование еще более несбалансированным, чем грузинское", - сказано в документе.

НХК в своем документе подчеркивает, что Гаагский международный уголовный суд посчитал, что рассмотрение данных преступлений входит в его мандат и на этом этапе ведет мониторинг расследований местными органами как в Грузии, так и в России, и если суд решит, что стороны не располагают возможностью или желанием эффективно расследовать преступления, он может взять на себя функцию установления справедливости и начать расследование.

Во второй части документа говорится, что широкомасштабный вооруженный конфликт начался 7 августа 2008 года, когда грузинские военные части предприняли атаку на сепаратистский регион Южной Осетии.

"Вскоре российские войска вторглись в регион и вынудили грузинские войска оставить территорию. В результате Россия установила контроль на значительной части территории Грузии. При посредничестве Франции и Евросоюза соглашение о прекращении огня было заключено 12 августа, согласно которому завершился первый этап конфликта, хотя этим не завершились преступления против мирного населения на территории Южной Осетии и в селах так называемой буферной зоны, установленной российской армией", - говорится в отчете.

При этом отмечено, что во второй части конфликта, после заключения соглашения, мирное население особенно пострадало на территории, контролируемой российскими вооруженными силами.

"По сегодняшний день более 20 тысяч человек являются беженцами из собственных домов в Южной Осетии, что после балканских войн 1990-х годов явялется примером самой широкомасштабной этнической чистки в Европе", - отмечено в документе.

Лента новостей
0