Неправительственный сектор презентовал в Тбилиси отчет о финансировании политпартий

Подписаться
Доклад, основанный на данных 2007-2010 гг., касается прозрачности и подотчетности финансирования политических субъектов, а также годовых доходов и расходов партий, преодолевших проходной барьер на парламентских выборах 30 мая 2010 года.

ТБИЛИСИ, 28 июн – Новости-Грузия, Эка Джавахия. Фонд "Открытое общество - Грузия" и неправительственная организация "Международная прозрачность - Грузия" во вторник в тбилисской гостинице "Кортиярд Мариотт" провели презентацию доклада  об источниках финансирования политических партий Грузии.

В докладе представлены вопросы, связанные с прозрачностью и подотчетностью финансирования политических субъектов, а также проанализированы годовые доходы и расходы тех партий, которые преодолели проходной барьер на парламентских выборах 30 мая 2010 года, в результате чего получили депутатские мандаты.

Доклад, основанный на данных 2007-2010 годов, показывает, как были мобилизованы финансы политических партий во время подготовки и непосредственно в период выборов, происхождение финансов и как тратились эти деньги, насколько законными были мобилизация и расходы этих финансов.

"По итогам исследования видно, что грузинское законодательство в части финансирования политических партий и организаций нуждается в улучшении. На сегодня нет такого органа, который бы контролировал финансирование политических субъектов в соответствии с законом», - отмечено в докладе.

По словам представителя НПО "Международная прозрачность - Грузия" Нины Хатискаци, создание постоянно действующего наблюдательного органа является очень важным.

"Этот вопрос один из самых важных в рекомендациях нашей организации. Мы считаем, что создание постоянно действующего объективного наблюдательного органа, который не будет выражать интересы конкретной политической силы, является жизненно необходимым", - заявила на презентации Хатискаци.

По ее словам, в функции независимого органа должны входить проверка законности финансирования политических субъектов во время избирательных кампаний, а также разработка  правил для финансовой отчетности и обеспечения подачи соответствующей информации обществу.

"Кроме этого доклад  показал, что анализ финансовой отчетности политических субъектов довольно труден, причиной этого является отсутствие единой формы учета», - отметила Хатискаци.

По информации представителя "Международной прозрачности", также практически не существует ответственного органа, который бы отвечал за ежегодный финансовый мониторинг политических организаций.

"Практически невозможно установить происхождение финансов политических субъектов во время избирательных кампаний. Партии перечисляют деньги в фонды избирательных кампаний  из своих фондов, а информация о партийных фондах становится публичной только в начале следующего года. Исходя из этого, полный контроль избирательных фондов  во время выборов  невозможен", - говорится в докладе.

Как отмечено в документе, финансирование предвыборной кампании правящей партии ("Единое национальное движение") превышает минимум в семь (местные выборы 2010 года) и максимум в 26 (президентские выборы 2008 года) раз общее финансирование остальных избирательных субъектов.

"В Грузии на избирательные кампании тратятся очень большие деньги. Кроме государственных финансов, которые выделяются из госбюджета, траты на избирательную кампанию увеличиваются, благодаря привлечению финансирования со стороны физических или юридических лиц - этим особенно отличается правящая партия", - отмечено в докладе.

По мнению авторов доклада, "это подтверждает сравнение финансирования правящей партии и оппозиции".

"К примеру, на президентских выборах 2008 года из фонда избирательной кампании Михаила Саакашвили приблизительно было потрачено в  31 раз больше, чем из фонда оппозиционного кандидата с самым большим доходом - Левана Гачечиладзе. В этом же году фонд избирательной кампании правящей партии был больше в 17,5 раз больше, чем у партии с самым большим финансированием - Республиканской  партии", - указывается в докладе.

Согласно представленному исследованию, тоже самое касается пожертвований и рекламной кампании во время предвыборной кампании в Грузии.

"В отличие от правящей партии, другие политические субъекты не имеют возможности заказать полноценную телевизионную рекламу во время предвыборной кампании из-за отсутствия соответствующих средств, а правящая партия на рекламу выделяет большие суммы", - отметила Нина Хатискаци.

В фонде "Открытое общество - Грузия" и НПО "Международная прозрачность - Грузия" считают, что необходимо установить ограничения на финансирование избирательной кампании.

"Необходимо начать дискуссии в этом направлении и разработать такой критерий, который обеспечит создание справедливой избирательной среды в стране", - отмечают авторы исследования.

По словам Хатискаци, эти рекомендации не является окончательными и представители неправительственного сектора готовы к сотрудничеству, как с политическими субъектами, так и с гражданским обществом.

"Доклад, представленный на презентации, является анализом вопроса финансирования политических организаций. Мониторинг этой сферы планируется в будущем, когда станет  необходимым включение в процесс политических субъектов", - заявила пришедшим на презентацию Хатискаци.

По словам представителя фонда "Открытое общество - Грузия" Кети Хуцишвили, на самом деле доклад получился интересным, можно сказать, что это практически знаменует начало в грузинском обществе серьезной и необходимой дискуссии по этому  вопросу.

"Цель нашей организации - создание равноправной конкуренции между политическими субъектами в стране, особенно в период выборов, и справедливой среды для справедливых выборов", - подчеркнула представитель фонда.

Лента новостей
0