Баронесса Гринфилд: соцсети подменяют вашу жизненную историю

Подписаться
"Люди пользуются соцсетями, потому что те дают ощущение причастности. О да, это и правда очень "фейсбучно"!..."

ТБИЛИСИ, 15 авг – Новости-Азербайджан. Британские власти рассматривают возможность введения запрета на пользование социальными сетями в связи с тем, что, по их данным, участники беспорядков, продолжавшихся несколько дней в Лондоне и других крупных городах страны, координировали свои действия через Twitter и Facebook.

О том, как социальные сети воздействуют на человеческое сознание, какую роль они играют в нашей жизни рассказала автор вызвавшего резонанс исследования о влиянии компьютерных технологий на поведение людей, профессор психологии, глава Королевской ассоциации Великобритании, член Палаты лордов баронесса Сьюзан Гринфилд.


– Британская полиция установила, что беспорядки были организованы с помощью таких сервисов как Twitter, Facebook и Blackberry Messenger. Как вы считаете, почему люди используют соцсети для призывов к хулиганству и организации преступлений?


– Само по себе коллективное бессознательное – всегда зло. В толпе люди редко делают что-то хорошее. Разрушать гораздо легче, чем созидать. Я думаю, многие участники беспорядков очень плохо образованны, а это означает, что они озабочены только настоящим. Представьте, что у вас нет жизненного опыта, у вас нет четкой системы координат, вы не в состоянии просто сесть и почитать… Вы, к примеру, не знаете, кто такой Генрих Восьмой и представления не имеете о революции в России. Если у вас нет опоры в виде знаний, которые помогают вам правильно трактовать то, что происходит сейчас, вы в ловушке у настоящего. Возможно, эти люди [зачинщики беспорядков] просто застряли в мире, из которого не могут вырваться, и они чувствуют злость и обиду, они запутались. Некоторым из них эти беспорядки могут казаться большой компьютерной игрой – бегать по городу, крушить витрины и мародерствовать. Подобные вещи нельзя просто загнать в какие-то рамки, нам нужно понять, почему они делают такие вещи.

– Каким образом использование социальных сетей и вообще компьютера влияет на сознание?

– Соцсети и другие компьютерные технологии могут нарушать способность человека отдавать себе отчет в том, что любое действие имеет последствия. Если вы проводите много времени за компьютерными играми, вы можете прийти к очень опасному выводу, что у действий нет последствий – потому что если вы кого-то убили в игре, его всегда можно оживить. А в реальной жизни вы не можете отыграть назад. Я думаю, что компьютерный экран создает азартный, волнующий и вместе с тем абсолютно безопасный мир. В обычной жизни вы учитесь тому, что если вы лезете на дерево, вы можете с него упасть. В реальной жизни азарт и безопасность уравновешивают друг друга, в то время как это [компьютерные технологии] предлагает очень заманчивое сочетание, когда вы можете быть возбуждены и одновременно чувствовать себя в полной безопасности. Я думаю, это некое новое состояние человеческого сознания.

"Это фейсбучно"

– Что делает соцсети столь привлекательными?

– Люди пользуются соцсетями, потому что те дают ощущение причастности. Я, например, смотрела на Би-би-си видеосюжет о реставрации старого автомобиля, там сидели две девочки-подростка и рассказывали, зачем они пришли и что они чувствуют, и они сказали, что это очень "фейсбучно". О да, это и правда очень "фейсбучно"! Они не сказали "я взволнована" или "я чувствую ностальгию" или что-нибудь в таком же духе, их гораздо больше волновало, как это выглядит в глазах окружающих. Я думаю, это дает им ощущение причастности, связи с другими людьми и уверенности в том, что другие люди в курсе их действий. Я думаю, это очень привлекательно, потому что социальные сети дают возможность донести до всех на свете, кто ты есть, о чем ты думаешь и чем занимаешься. Уверена, что некоторых людей это может приводить в восторг.

– Но ведь в этом виноват не интернет. Люди всегда желали славы и признания и старались рассказать миру о себе. Например, двести лет назад люди заказывали художникам свои портреты, а сейчас они сами создают их в режиме он-лайн.


– Да, безусловно, это желание не ново. Понимаете, каждому из нас нужно попробовать быть довольными тем самым собой, какой я есть, и оставаться с собой в гармонии. Я думаю, большинство из нас ищет всеобщего признания и статуса. Было бы здорово, если бы люди добивались этого признания, создавая романы, симфонии или предлагая новые творческие идеи. Сегодня все говорят о культе селебрити, все хотят быть знаменитостями, а соцсети дают шанс легко завоевать популярность.

– То есть если раньше, чтобы стать знаменитым, нужно было написать роман или симфонию, то сейчас достаточно завести аккаунт на Facebook?


– Именно так!

– Как вы считаете, почему людям так хочется рассказывать другим о себе?


– Давайте поразмыслим о нашей с вами индивидуальности. До сих пор люди идентифицировались с теми поступками, которые они совершали и которые нельзя переиграть. Я уверена, что у вас за плечами – целая жизненная история, у меня она тоже есть, и мы надеемся, что она протянется в будущее. У нас было уникальное путешествие по жизни, с нами происходили разные вещи, мы устанавливали разные отношения, в каких-то вещах мы преуспели, а где-то потерпели неудачу, и это все сформировало программу нашего будущего. Наша индивидуальность – это наша уникальная история.

А теперь представьте себе, что вы молоды, у вас не было такого путешествия, вы живете только настоящим моментом, где вы говорите "фу" и "вау", играете в компьютерные игры и болтаете с девятьюстами френдами  на Facebook. Поскольку вы молоды, ваша индивидуальность определяется не тем, чего вы успели достичь, а вашей реакцией на конкретный момент и связью с огромным количеством других людей. Я не говорю, что так оно и есть, но давайте просто представим такой сценарий. Это будет означать, что вы как личность гораздо менее полноценны, чем кто-то, у кого за плечами стоит жизненный опыт. Современные технологии помогают людям формировать личность совершенно по-новому. И это очень привлекательно, потому что вы характеризуете себя количеством друзей в соцсетях, количеством людей, которые с вами общаются, количеством твитов, и это ваша жизнь. И получается, что виртуальная жизнь становится важнее реальной.

– Следуя вашей логике, можно сделать вывод, что соцсети представляют большую опасность для подростков, чем для взрослых.

– Моя мама, которой 83 года, недавно овдовела, и мы купили ей компьютер, чтобы чем-то ее занять. И я была бы очень рада, если бы она начала пользоваться сервисом Facebook. Я думаю, что человек ее возраста, с ограниченными возможностями передвижения, только выиграет от такой виртуальной дружбы, потому что у него за плечами огромный жизненный опыт, он знает, что такое дружба. А теперь представьте пятилетнего или десятилетнего ребенка, который не знает, что такое гулять с кем-то под дождем, обнимать кого-то, утешать друга всю ночь напролет. Ведь таким образом и рождаются близкие отношения, и было бы очень грустно, если бы появилось поколение молодых людей, которые не умеют общаться в реальной жизни, не умеют смотреть друг другу в глаза, потому что им проще общаться через компьютерный экран, где никто не увидит, как они потеют или краснеют. Я не утверждаю, что это происходит сейчас, но мне будет обидно, если такое случится.

– Но что-то заставляет вас думать, что это может произойти?


– Родители, с которыми я общаюсь, а я общаюсь со многими, беспокоятся о том, сколько часов их дети проводят за компьютером. Я еще не встречала ни одного родителя, которому бы это нравилось. Мои критики могут сказать, я делаю выводы лишь на основе рассказов людей, и это, безусловно, правда. Но у меня достаточно таких рассказов, чтобы говорить о существовании тенденции. Кстати, было бы здорово, если бы кто-нибудь провел исследование на эту тему среди родителей.

"Развиваться по-новому"

– Почему вы решили заняться проблемой воздействия интернета на массовое сознание?

– Все началось несколько лет назад, у нас была дискуссия в Палате лордов о правовом регулировании социальных сетей в связи с опасениями, что ими могут активно пользоваться педофилы и другие подобные люди. В Палате лордов принято участвовать в дискуссии, исходя из своей сферы профессиональной деятельности. И я взялась рассматривать проблему скорее с точки зрения образования, чем с точки зрения закона. Я исходила из положения о том, что наше сознание очень чувствительно и имеет способность к адаптации, поэтому если окружающая среда меняется, сознание тоже меняется. Это привлекло внимание СМИ и вызвало очень интересную дискуссию в обществе, и я продолжила заниматься этим вопросом. Мне интересно человеческое сознание в целом, и я думаю, что  когда ученый интересуется областями, смежными с его работой, это имеет смысл. Как раз это со мной и произошло. И чем больше я думаю о проблеме, тем больше у меня возникает вопросов, тем важнее становится для меня изучение самого общества. Вот так все и началось.

– Общество было бы более здоровым без социальных сетей?


– Мы не можем повернуть время вспять, мы живем в мире, где компьютерные технологии дают нам множество преимуществ. Вопрос не в том, было бы нам лучше без этих технологий, а в том, как создать мир, в котором нам хотелось бы жить, используя эти технологии. Они дают нам возможность развиваться совершенно по-новому, и нам нужно понять, как мы можем использовать эту силу, чтобы сформировать окружающую среду, образ жизни и получить опыт, который поможет нам стать еще лучше. Но сейчас, мне кажется, люди склонны отрицать наличие каких-либо перемен, а они есть.

– Вы сами пользуетесь соцсетями?

– Нет, что вы! У меня есть гораздо более интересные занятия, у меня просто нет времени сидеть перед компьютером. У меня есть реальные друзья, с которыми я хочу встречаться. Один из моих секретарей дразнит меня и грозится завести мне аккаунт на Facebook. И знаете, что меня больше всего пугает в блогосфере и соцсетях? Это то, что человек может сказать все, что угодно, абсолютно все, соврать, обидеть, напугать.

– Так, может, все-таки надо регулировать эту сферу?

– Я думаю, что нет, но каждый должен отдавать себе отчет в том, что в интернет-пространстве кто угодно может сказать что угодно.

 

Источник: РИА Новости

Интервью обозревателю Ольге Барыковой

Лента новостей
0