ТБИЛИСИ, 9 сен - Новости-Грузия.
автор, издание - газета "The Financial Times", Великобритания. Майкл Пил (Michael Peel) вТриполи, Джек Фэрки (Jack Farchy) и Рула Калаф (Roula Khalaf) в Лондоне
источник, перевод - Иносми.ру
...Согласно данным Центробанка Ливии и рассказам местных торговцев золотом, в свои последние месяцы осажденный режим полковника Муаммара Каддафи решился на активную распродажу золотого запаса страны, по мере того, как он пытался выжить, сопротивляясь повстанцам, натовским бомбардировкам и международным финансовым санкциям.
Касим Аззуз (Qassim Azzuz), новый глава Центрального банка Ливии, заявил, что режим Каддафи получил более одного миллиарда долларов для выплаты зарплат, продав 29 тонн золота местным торговцам в апреле, а затем металл, возможно, был вывезен из страны для перепродажи.
Распродажа – которая, как говорят представители победившей оппозиции, уменьшила золотой запас страны на 20% – подчеркивает то давление, с которым сталкивается Муаммар Каддафи, по мере роста сил восстания и вступления в действие международных санкций, и поднимает вопрос о том, не использовал ли он деньги для прямого финансирования своих военных усилий.
На узких улочках старого города через улицу от Центробанка владельцы ювелирных магазинов говорили в четверг, что хотя продажа режимом драгоценного металла действительно началась где-то в апреле, она продолжалась вплоть до успеха повстанцев и захвата ими Триполи в прошлом месяце.
Ювелирщики в Триполи заявили, что Центробанк начал с предложения небольших монет в 22 карата, а затем вывел на рынок 12-килограммовые слитки, стоимостью более полумиллиона долларов каждый, когда стал еще более отчаянно нуждаться в деньгах.
Абдулгани Кара (Abdulghani Kara), владелец ювелирного магазина, на задней стене которого висит огромный флаг повстанцев, говорит: «Многие торговцы, работающие с золотом, которые купили это у Центробанка, сейчас уже не работают. Они знают, что они сделали что-то не то, и сейчас они пытаются затаиться».
Торговцы говорят, что монеты, идущие в розницу по цене ощутимо ниже тысячи долларов, и килограммовые слитки размером с плитку шоколада, продавались достаточно хорошо, но мало кто из людей, кроме хорошо обеспеченных высокопоставленных сторонников режима Каддафи, мог позволить себе приобретение 12-килограммовых «кирпичей».
Распродажа становилась и становится все более спорной, проповстанческие телевизионные каналы и даже один из основных исламских лидеров Триполи призывали не покупать металл.
В рамках необычной для центробанков политики, Ливия держала весь свой золотой запас в виде 144 тонн внутри страны. Уго Чавес, президент Венесуэлы, недавно распрорядился, чтобы золотой запас его страны был возвращен на родину, из опасений того, что иначе его могут захватить.
Ливийская распродажа была эквивалентна размеру правительственных расходов за две недели мирного времени, по данным оценок Центрального разведывательного управления США, но ее было бы достаточно для выплаты зарплаты военным в течение гораздо более длительного срока.
Фархат Бенгдара (Farhat Bengdara), бывший управляющий Центральным банком Ливии, который переметнулся из лагеря режима в лагерь повстанцев, заявил: «Каддафи продал золото, чтобы финансировать войска, и мне сказали, что каждую неделю режима забирал деньги из Центробанка».
Он предположил, что золото, проданное в апреле, могло быть сначала увезено в Тунис родственниками полковника Каддафи или высокопоставленными армейскими военачальниками в попытке вывезти его из страны и потом продать где-то еще. «Они отправились в Тунис, и оттуда они начали искать, куда и кому продавать», - сказал он Financial Times.
Однако мало кто из западных покупателей был готов приобретать золото. «Сейчас люди очень внимательно относятся к своим торговым партнерам и не будут просто покупать дешевое золото, если не знают его источник», - сказал руководитель крупной компании, занимающейся переплавкой золота.
Ювелиры Триполи и их коллеги – никто из которых не признался в том, что покупал какое-либо количество золота сам – продемонстрировали более двойственное и неоднозначное отношение к распродажам, некоторые из них заявили, что были уверены, что режим действительно использовал деньги для выплаты зарплат.
В условиях, когда активы на десятки миллиардов долларов заморожены, а нефтяной сектор, от которого зависит Ливия, практически законсервирован, у режима Каддафи есть мало других финансовых возможностей, кроме как тратить внутренние запасы иностранной валюты и легко превращаемых в деньги активов, таких как золото.
Стоя у целой ванны золотых браслетов, ожерелий и медальонов, готовых к переплавке, Али Гадур (Ali Ghadour), известный мастер по работе с драгметаллами, говорит, что полученный доход помог некоторым ливийцам во время кризиса, когда официальную зарплату никто не платил, а вывод средств из банков был жестко ограничен.
«Покупка золота обеспечила поддержку правительству. Но с другой стороны, деньги использовались для того, чтобы дать народу еду», - говорит он.
автор, издание - газета "The Financial Times", Великобритания. Майкл Пил (Michael Peel) вТриполи, Джек Фэрки (Jack Farchy) и Рула Калаф (Roula Khalaf) в Лондоне
источник, перевод - Иносми.ру