ТБИЛИСИ, 8 окт - Новости-Грузия.
автор, издание - Николай Ремчуков, газета "Независимая газета".
... Показанный пару недель назад новый мини-фильм режиссера Алексея Германа называется «Из Токио». Действие в нем происходит на борту самолета, выполняющего регулярный рейс между Токио и Москвой. И салон этого самолета почти пуст и стерильно чист. В нем всего четверо пассажиров: добровольцы-спасатели и старик японец. Стюардесса грустно констатирует: теперь всегда так, а раньше веселая толчея была на японских рейсах, пишет Николай Ремчуков в своей статье в "Независимой газете".
Художественная метафора верно отражает народное отношение к Японии после серии стихийных бедствий и техногенных катастроф, обрушившихся на страну. Все огорчены и настороженны. Пусть японцы там разбираются, а мы потом поглядим. На самом деле, поглядеть на современную Японию полезно и интересно именно сейчас.
Самолеты летают, и вовсе не пустые. Несколько рейсов в день, удобный полет на JAL обычным классом стоит около 25 тыс. руб. Всегда вежливые и гостеприимные японцы сейчас особенно рады туристам. Трогательно, почти со слезами на глазах они благодарят тех, кто приехал поддержать их в трудное время. Туристическая индустрия подтянулась и снизила цены, а японские посольства по всему миру сделали проще процедуру выдачи виз. И если вспомнить, что осень – самое красивое время в лесах и садах, то получится, что пора ехать в Японию.
Конечно, вопрос о том, бояться или не бояться радиации вокруг Фукусимы, каждый решает сам. Однако...
В общем, когда я сообщил друзьям о желании слетать в Японию, то получил в ответ все полагающиеся советы-предостережения и два дозиметра в придачу.
Япония-2020
Изнутри Япония спокойнее, чем выглядит по новостям. Радиация в норме. Почти все восстановлено. В Токио готовится к открытию самая высокая телебашня в мире – 634-метровая Tokyo Sky Tree. Ее основание выполнено в форме равностороннего треугольника, что обеспечивает максимальную сейсмоустойчивость. Число туристов постепенно возвращается к домартовскому уровню.
Интерес к иностранным туристам вырос у японцев в последнее десятилетие. Туризм стал рассматриваться как новый и важный источник дохода в экономике услуг. Усиливающаяся конкуренция со стороны других азиатских стран в области высокотехнологичного экспорта заставляет разрабатывать новые стратегии развития доходной базы. Утвержденная в прошлом году программа экономического развития «Япония-2020» ставит задачу увеличить за десять лет число иностранных туристов в четыре раза до 25 млн. человек в год.
Поездка в Японию всегда оборачивается новым знанием. Встречи с людьми, беседы со специалистами и просто случайными знакомыми по ночному клубу или ресторану, электричке или автобусу украшают поездку, добавляют новые эмоции к увиденному.
Например, можно узнать, что разработчики «Японии-2020» в структуре внутреннего спроса делают большую ставку на рынок фармацевтики. Ведь к этому времени четверть японцев будет старше 65 лет. Большая доля японских технических новинок предназначена специально для удобства пожилых – например, инвалидное кресло с неплохой скоростью до 20 км/ч. Или стиральная машина с наклонным барабаном, позволяющая не наклоняться для загрузки белья. При этом половина 75-летних японцев продолжает ежедневно ездить на работу.
На первый взгляд после Москвы с ее разнообразием ресторанов японской кухней нас не удивишь. Однако на месте понимаешь, что японская «японская» кухня сильно отличается от нашей «японской». За время кризиса из соображений экономии японцы сократили потребление рыбы в пользу птицы и мяса. Непременное гастрономическое must-see в Токио – рыбный рынок в пять утра, чтобы увидеть, как проходит тунцовый аукцион. Большие сиреневые рыбные туши разрезают специальными электропилами. Здесь же в непритязательной обстановке можно прекрасно позавтракать свежим уловом.
После Токио, оставляющего впечатление уже наступившего будущего, на особом контрасте воспринимаешь Киото. Как писал в книге о своем кругосветном путешествии печально известный австрийский эрцгерцог Франц Фердинанд, подчеркивая значение города: «Киото для японцев – то же самое, что Рим для католиков, Москва для русских и Мекка для магометан».
Здесь лучше остановиться в рёкане – гостинице в японском стиле. Номер представляет собой комнату метров в 30. Традиционно в одном номере принято селить компанию людей, а если человек один – нескольких незнакомцев. Из мебели – низкий столик и низкие стулья без ножек. За время, пока гости вышли на ужин, горничные успевают расстелить матрас вместо кровати.
Внутри рёкана ходят в юката (хлопковых кимоно), для тепла сверху надевают теплый жилет – тандзен.
Здесь же можно попробовать японскую баню фуро – ванну с горячей водой. Перед тем как окунуться в фуро, японцы моются, сидя на низких табуретках и обтираясь маленьким полотенцем. В некоторых банях есть фуро на открытом воздухе, где можно и просто полежать, подумать, глядя на небо.
Совершенный солдат
Отдельный интерес всегда вызывает тема самураев: кто они, когда возникли и чем отличаются от обычных японцев? Мне повезло: ранним утром в ресторанчике на рыбном рынке моим соседом оказался старик с очень приличным английским. Он был в национальном платье с характерной прической с выбритым лбом и косичкой сзади. Я пил горячий зеленый чай – матча-ти, а он горячее саке – ацукан. Мы ели сашими и суши, а он рассказывал. Его история была интересна и познавательна. По крайней мере для меня.
Самурай – совершенный солдат, неукоснительно следующий положениям военного кодекса, разработанного гораздо позже, «Бушидо» – «Путь воина». Честь и храбрость ценились выше жизни. Одним из самых знаменитых самураев был Кусуноки Масашиге. Памятник ему и сегодня стоит у нынешнего императорского дворца в Токио. Получив приказ идти в безнадежный бой, он знал, что погибнет. Перед смертью он воскликнул: «Эх, жаль, что у меня нет семи жизней, чтобы каждую из них отдать за родину!» Позже он превратился в неофициальный символ летчиков-камикадзе во время Второй мировой войны.
Самураи предпочитали смерть бесчестию. Для доказательства чистоты помыслов и бесстрашия прибегали к сеппуку – разрезанию живота мечом. У нас сеппуку чаще называют харакири.
Монгольский покоритель Китая Хубилай Хан решил завоевать Японию в XIII веке. Защита страны сплотила разрозненных самураев в их высокой миссии.
Тем не менее большую часть своей 700-летней истории самураи в основном воевали друг с другом.
Некоторые возвысились до того, что стали диктовать свою волю императорам, кому они были призваны служить. Таких самураев называли сёгунами – верховными генералами с полномочиями подавлять беспорядки и защищать границы. Самураи фактически безраздельно правили Японией с XII века по конец XIX века. Императоры штамповали решения самураев и фактически превратились в пешки в руках сёгунов.
Серия гражданских войн завершилась в XVI веке приходом к власти сроком на 250 лет семьи Токугава. Последняя самурайская битва состоялась в 1638 году против принявших христианство воинов-ветеранов, устроивших бунт на юге страны против третьего сёгуна Токугава. Восстание было жестоко подавлено, семьи бунтовщиков безжалостно уничтожены. Стране был послан ясный месседж: заграничному влиянию положен конец. Границы закрыты. Войн больше не будет.
Дом Токугава правил страной до 1868 года, когда юный император Муцухито объявил о возврате к традициям. Он возложил на себя всю полноту власти в стране. Эпоха его правления получила название «Реставрация Мейдзи», что означает «Просвещенное правление». Власти сёгунов был положен конец, а страна в результате революции сверху устремилась вперед, к ХХ веку. Императорская семья, которая была столетиями фактически заточена в Киото, переехала в город Эдо, столицу сёгунов, переименовав его в Токио.
В век Интернета
Поразительно чувство личной безопасности в Японии. Я ходил по самым темным улицам и заброшенным районам. И ни разу не было даже близко угрожающей ситуации.
Японцы – удивительный народ. В полагающийся двухнедельный отпуск ходит только половина работников. Да и те возвращаются на работу через 8–10 дней: мол, не могу без коллектива.
Хотя, общаясь с молодежью в барах и дискотеках, разницы между собой и ими не ощущаешь. Те же ритмы, те же напитки, те же танцы. Те же разговоры. И мысли о работе не входят и в первую десятку приоритетов…
В Японии – огромное количество музеев, в них – посетители разных возрастов. Молодежь с интересом вглядывается в скульптуры и сосуды прошлых тысячелетий, словно пытается понять суть вечной гармонии.
В Музее современного искусства – несколько залов молодых художников. Именно здесь ощущается единство культурного пространства в век Интернета. Такие же сюжеты можно увидеть в ЦДХ на Крымском Валу, в Гараже или на Винзаводе.
Моя память выхватывает все новые и новые факты из жизни Японии, ее прошлого и настоящего. Мозаика впечатлений, сочная, яркая, в чем-то – неповторимая.
Советую всем: задумываясь об отпуске, включите Японию в свои планы. Не пожалеете.
автор, издание - Николай Ремчуков, газета "Независимая газета".