Средство от экстремизма в Сети - противопоставление позитивных идей

Подписаться
Гела Васадзе: "Любые ограничения и регулирования неэффективны при современных интернет-технологиях. Понятно, что в случае блокирования СМИ они всегда имеют возможность перейти на интернет-формат".

ТБИЛИСИ, 18 ноя - Новости-Грузия.  Гела Васадзе – политолог и публицист, один из самых популярных блогеров Грузии. В преддверии  ФЕАМ-2011  в Астане он ответил на вопросы РИА Новости.

- Насколько независимы грузинские СМИ от политических и финансовых структур, государства? Можно ли назвать независимым грузинское телевидение? И возможна ли профессиональная независимость СМИ, особенно в условиях экономического кризиса?

- Для понимания роли телевидения в новейшей истории Грузии достаточно вспомнить то обстоятельство, что при активной роли телевизионных каналов в Грузии дважды за последние двадцать лет осуществлялась насильственная смена власти. Причем технология захвата власти постоянно совершенствовалась. В декабре 1991 года захват первого канала телевидения Грузии мятежниками практически означал конец власти президента Звиада Гамсахурдиа. Накануне "революции роз" телекомпания "Рустави 2" в течение двух лет вела активную подготовку смены режима, создавая нужное общественное мнение, и в критические моменты, мобилизуя сторонников революции посредством прямых эфиров. Сразу после "революции роз" владелец телекомпании Эроси Кицмаришвили продал телеканал.

Еще две попытки свержения уже сегодняшних властей Грузии были предприняты осенью 2007 года, тогда телекомпания "Имеди" (владелец Бадри Патаркацишвили) в течение года создавало общественное мнение против  власти. В результате телекомпания "Имеди" была закрыта в связи с введением чрезвычайного положения, а затем отобрана у владельца по решению суда, вместе со всем имуществом на территории Грузии. Спустя два года, после смерти Бадри Патаркацишвили, практически все имущество, кроме телекомпании, было возвращено владельцам. За телекомпанию была выплачена компенсация.

Весной 2009 года телекомпания "Маэстро", не являясь общенациональным каналом, тем не менее сумела вывести на проспект Руставели тысячи людей. Наиболее популярным было шоу "Камера номер пять" с участием известного грузинского барда Гии Гачечиладзе. В 2010 году телекомпании "Маэстро" удалось получить лицензию на общенациональное вещание, но на многих общенациональных кабельных сетях данный канал не транслируется. Пользователи кабельных сетей составляют около 60% телезрителей в стране (в городах более 90%).

Именно этим объясняется столь ревностное отношение властей к механизму выдачи лицензий для национальных телевизионных каналов. Получить лицензию на общенациональное вещание крайне сложно. Понятно, что в таких условиях появление любого нового независимого национального телеканала рассматривается властями как угроза обстановке в стране.

Что касается интернет-СМИ и традиционных СМИ, тут ограничений со стороны власти практически нет. Однако крайне небольшой рекламный рынок обуславливает низкую эффективность медиабизнеса в Грузии.

Кроме того, большой проблемой продолжает оставаться отсутствие соблюдения журналистских стандартов. Как правило, СМИ политически ангажированы, причем не только по воле владельца или руководителя, но и в результате самоцензуры со стороны журналистов.

- А что такое самоцензура – объективное явление или субъективный психологический и исторический феномен "совкового воспитания"? Насколько зависимы руководители СМИ от политической конъюнктуры, финансового состояния изданий?

- В разных СМИ по-разному, конечно. Журналисты в основном люди зависимые, зависимые прежде всего от своих работодателей, а те, в свою очередь, зависят от источников финансирования. Зная об этом, журналист, конечно, включает аппарат самоцензуры, и совковое воспитание тут ни при чем, совковая среда – это, скорее, причина.

Руководители зависят от политической конъюнктуры, исходя из многих факторов, от политической позиции владельцев СМИ до возможных санкций со стороны властей.

От формы существования СМИ зависимость относительная, хотя, конечно, высшей кастой считаются телевизионщики (думаю, это ненадолго), потом интернет-издания, ну а потом уже традиционные СМИ (газеты и журналы), в которых, в основном, работают журналисты старшего поколения.

А наиболее исчерпывающе на этот вопрос отвечает популярный французский фильм семидесятых годов "Игрушка" с Пьером Ришаром в главной роли.

- Следует ли, с вашей точки зрения, вводить государственное или какое-либо иное регулирование СМИ? В каких случаях это необходимо?

- На мой взгляд, любые ограничения и регулирования неэффективны при современных интернет-технологиях. Понятно, что в случае блокирования СМИ они всегда имеют возможность перейти на интернет-формат. В случае юридического преследования обвиняемый неизбежно получает дополнительную рекламу и популярность.

Во всех остальных случаях единственным эффективным средством борьбы с экстремизмом и призывами к насилию может быть только противопоставление им позитивных идей и дискредитация нарушителей в глазах общественного мнения.

- Несколько слов о состоянии национального сектора Интернета и роли социальных сетей. Есть ли необходимость регулирования Интернета в целом или отдельных  медийных проектов, работающих в этом секторе? Возможно ли это, в принципе?

- На сегодняшний день пользователями Интернета в Грузии являются около 40% населения. Это наиболее социально активная часть населения.

Основной социальный ресурс – сеть Facebook, в нем, как в котле, "варится" большая часть грузинских пользователей Интернета, по последним данным около миллиона человек, то есть почти все пользователи Интернета в Грузии имеют свою страничку на данном ресурсе. Для многих пользователей Facebook является основным каналом получения информации. Мониторинг данной социальной сети может дать вполне адекватное представление об общественном мнении в Грузии.
Среди русскоязычных пользователей популярен Live Journal, в основном как дискуссионная площадка по внешней политике и возможность рассказать миру о Грузии. На площадке Live Journal широко представлены жители Грузии, находящиеся за границей, этот ресурс является для них как средством коммуникации с Родиной, так и способом выразить свою любовь к родной стране и утолить ностальгию.

Еще одна популярная дискуссионная площадка – сайт forum.ge, это своеобразный дискуссионный клуб, отражающий настроения в обществе.

Из других форумов наиболее популярен русскоязычный форум "Дарбази" -  дискуссионная площадка, состоящая в основном из людей, живущих за пределами Грузии, многие из который покинули страну в результате конфликта в Абхазии.

Регулирование данного сектора технически невозможно и политически вредно.

- Какими медийными платформами вы пользуетесь? С какой целью? И какова эффективность?

- С января 2008 года открыл аккаунт  в  Live Journal, но до августа 2008 года я использовал блог исключительно для размещения публикаций. Основная цель  - узнавать мнение людей противоположных взглядов, интересующихся политикой и экономикой по тому или иному вопросу, что помогает корректировать собственную позицию.

Со временем журнал стал дискуссионной площадкой, в основном по событиям, происходящим в Грузии и российско-грузинским отношениям. На сегодняшний день у журнала более двух тысяч постоянных читателей, средняя посещаемость за день пять – семь тысяч человек.

- Каким вам видится будущее традиционных СМИ в связи с бурным ростом Интернета и социальных сетей?

- Трудно не согласиться с выводами американских социологов, что для телевидения и традиционных СМИ уже в ближайшем будущем Интернет станет единственной формой существования. Что касается социальных сетей, тут вопрос гораздо сложнее. В силу того, что блог как личное пространство автора вызывает гораздо больше доверия у читателя, нежели аналитика на каком-либо интернет-ресурсе, социальные сети будут продолжать использоваться как средство пиара и дискуссионные площадки.

- Какие негативные последствия для общества существуют в связи с неконтролируемым ростом социальных сетей?

- Конечно, первое, что приходит на ум, это экстремизм и пропаганда насилия. Но думается, это не самая главная проблема. Напротив, с помощью социальных сетей можно отслеживать экстремистские элементы. Гораздо сложнее с "информационными вирусами", черным пиаром и так далее. Но средство от этого - постоянная работа и высокий рейтинг доверия. Это может предотвратить имиджевые потери.

 

Лента новостей
0