Грузинские генералы в Отечественной войне 1812 года

Подписаться
...Участники беседы обменялись мнениями и рассказали о ряде очень интересных и ранее малоизвестных фактах.

ТБИЛИСИ, 14 июл – Новости-Грузия, Александр Имедашвили. Роль и заслуги грузинских офицеров и генералов в Отечественной войне 1812 года, когда Россией была одержана победа над войсками Наполеона, обсуждались в ходе видео-моста Москва-Тбилиси "Грузины в Отечественной войне 1812 года", организованном агентством РИА Новости.

Участники беседы обменялись мнениями и рассказали о ряде очень интересных и ранее малоизвестных фактах.

В Отечественной войне 1812 года участвовало более 70 грузин

Как заявил из Тбилиси доктор исторических наук, профессор Сухумского государственного университета Георгий Антелава, в войне 1812 года и во французской кампании участвовало более 70 грузин, согласно архивным данным.  

"В войне 1812 года и французской кампании, как выяснилось благодаря сохранившимся в российских архивах документам, участвовало более 70 этнических грузин. Тут и 1812 год, и заграничный поход русской армии, закончившийся в Париже уже после того, как Наполеон бежал из России", - сказал Антелава.

Он также добавил, что ранее было известно о 12 генералах участниках войны 1812 года и грузинах по происхождению. "Потом появились сведения о 13-м генерале. Но суть не в этом. В этой войне все грузины, как свидетельствуют дошедшие до нас документы, проявили чудеса доблести и храбрости, и тем самым внесли посильный вклад во славу русского оружия", - сказал Антелава.

При этом ученый отметил, что "когда мы говорим о грузинах в войне 1812 года, мне кажется, что мы говорим о людях, которые в то время с грузинами ассоциировались только потому, что у них фамилии были грузинские. А в целом, все генералы и люди, которые воевали, которые были на высоких командных и руководящих постах, все в своих донесениях, рапортах и письмах, подчеркивали, что они  пекутся о славе российского отечества".

В то же время Антелава заявил, что он рад беседе с московскими коллегами. "Мы вместе долго работали, дружили, и я надеюсь, что это будет восстановлено и мы вместе снова будем сотрудничать", - сказал он.

Петр Багратион – выдающийся генерал и полководец

Вице-президент Академии наук Абхазской АР Отар Жордания, рассказывая в ходе видео-моста о событиях 1812 года, отметил, что самым ярким представителем плеяды военных деятелей грузинского происхождения того времени является генерал Петр Багратион - ученик великого русского полководца Александра Суворова, командующий 2-й армией и возглавлявший левое крыло русской армии в Бородинской битве.

"200 лет тому назад скончался Багратион. И мы вспоминаем его как человека большого таланта, удивительной храбрости и души. Всю жизнь он жил, практически не раздеваясь – он спал в мундире со шпагой. В любой момент был готов вскочить и быть с войсками. И ему было 47 лет, когда он ушел из жизни", - рассказал ученый.

"Суворов всегда обращался к Багратиону очень ласково. Настолько, что на одном из приемов, генерал, не знающий страха, заплакал. Зная его отвагу, храбрость и блистательные способности, Суворов очень ему доверял, и давал не приказы, а лишь небольшие ремарки – "как снег на голову". И Багратион это делал, понимая, что надо напасть на врага сразу и уничтожить", - отметил Жордания.

По словам ученого, в реляциях Суворова и Кутузова даны самые высокие оценки Багратиону.

"Еще есть такой факт. Когда на русский престол вступил Павел Первый, он стал снимать многих государственных деятелей с должностей. В армии было то же самое. Он начал проверки всех полков, отправил в отставку 7 фельдмаршалов, 333 генерала, и еще 2156 обер-офицеров и офицеров штаба. Всех разогнал, и только полк Багратиона заслужил его похвалу", - отметил Жордания. 

Ученый обратил внимание на тот факт, что "Багратион начал военную службу 17-летним. Тогда его тетя, княгиня Галицына, представила его выдающемуся русскому деятелю Потемкину. И он записал Багратиона в один из полков сержантом, и Багратион оправдал доверие. 23 года из 47 лет своей жизни он провел в походах и участвовал в 156 военных действиях и боевых операциях, пользуясь славой и признанием не только среди русского войска".

В качестве одного из таких примеров ученый вспомнил случай во время Кавказской войны.

"Россия в те времена вела войну против народов Северного Кавказа. Война шла на смерть. И горцы не жалели никого, так как и их никто не жалел. Но Багратион в этой войне показал такую храбрость, что горцы его всегда отличали. И вышло так, что в один из боев русский отряд потерпел поражение, многие погибли, Багратиона вывести не смогли, подумав, что он мертвый. Но горцы пришли и узнали Багратиона. Они его перевязали, посадили на телегу и доставили его в крепость, где стоял русский гарнизон, и освободили Багратиона, за то, что он показал пример отваги и мужества. И как пишут русские историки того времени, горцы не потребовали выкупа за Багратиона, что свидетельствует о высоком уважении военных подвигов человека, который на поле боя мужественно боролся с противником", - рассказал Жордания.

Ученый также отметил, что Багратион является представителем грузинского царского дома Багратиони, который на протяжении более 1000 лет был царским родом в Грузии, чему нет аналогов в мировой истории.

"Из рода Багратиони вышли выдающиеся полководцы, ученые, церковные деятели, мыслители, которые обогатили грузинскую культуру и на определенном этапе грузино-российских отношений внесли свой вклад в их развитие. В Москве стоит памятник Петру Багратиони, автором которого является Мераб Бердзенишвили. И это олицетворяет уважение, которое русский народ испытывал и испытывает по отношению к Багратиону и к тем людям, которые внесли свой вклад в исторические события", - рассказал Жордания.

Грузины в войне 1812 года : пример доблести

Отар Жордания также указал, что хотя ранее говорилось о 12 грузинах-генералах, сейчас уже говорится о 13 полководцах с грузинским происхождением, участниках войны 1812 года, которые "внесли выдающийся вклад в историю русского военного искусства".

При этом ученый привел ряд интересных фактов.

"Грузин в России в начале XIX века было мало – всего лишь 15-20 тысяч человек. Представителей грузинского дворянства, которое было тогда в России, было всего 400-500 человек. И удивительно, скольких прекрасных генералов и офицеров они дали русской армии, которая в то время была известна в мире и славилась военными успехами", - отметил Жордания.

Перечисляя грузинских полководцев, кроме Петра Багратиона ученый указал на ряд других героических персонажей того времени.

"Хочу вспомнить о братьях, генералах Панчулидзе - Иване Давидовиче и Семене Давидовиче. Даже в русской армии люди удивлялись их геройским подвигам. Они были кавалерами Георгиевской ленты 3-й и 4-й степени. Четвертая давалась офицерам, третья – полководцам и генералам. И в войне 1812 года два брата получили эту награду", - рассказал Жордания.

Он также вспомнил о генерале Антоне Степановиче Шаликашвили, который изменил свою фамилию на Шаликов. "Он также был кавалером Георгиевской ленты 3-й и 4-й степени. Это была очень высокая награда", - сказал ученый.

"Был и такой генерал Джавахов – Джавахишвили, по происхождению из Грузии. Джавахишвили – это знаменитый княжеский род, который дал прославленных ученых и государственных деятелей. В русской же армии было четыре Джавахова. Из них три генерала и один офицер. И они могли посоревноваться в том профессионализме и воинских успехах, которые они показывали", - рассказал Жордания.

Ученый отметил, что в то время грузинские фамилии были настолько изменены в российской действительности, что они уже звучали по-русски, и было трудно определить, даже грузину, когда скажешь Гурьялов, это грузин или нет.

"И я хочу рассказать еще об одном генерале – Иване Степановиче Гурьялове. Он на самом деле представитель грузинской княжеской фамилии владетелей Гурии - Гуриели. И это тот самый 13-й генерал, который стал в последнее время известен нашей науке. И даже сейчас российская общественность помнит его, устраивает вечера памяти. А ведь этот командир был генералом с 1803 года. Он командовал полками, затем 23-й и 27-й дивизиями, участвовал в Бородинской битве, в сражениях под Тарутино, Смоленском, в битве за Лейпциг, во взятии Парижа. И когда стало известно о его делах, российская общественность воздала ему честь", - рассказал ученый.

"Собравшись здесь, мы вспоминаем тех героев, которые внесли большой вклад в историю России, но в то же время оставались верными сынами Грузии. В течение долгих лет они были отделены в силу разных причин от своей исторической родины. Но свой высокий дух, высокое осознание своей ответственности перед Россией в данном случае, объединяло этих людей. И они были верны тому государству, которому присягали и которому служили", - отметил Жордания.

"Будучи грузинами по происхождению, они это осознавали. Они помнили язык своих предков. Но в то же время они были сынами России, и настолько верно ей служили, что те, кто был рядом с ними, подражали им. И тут шло, если так можно выразиться, соревнование кто больше любит эту страну, и кто больше внесет вклада в ее величие", - добавил Жордания.

"И этот пример служения отечеству, который показали наши соотечественники в России, это никогда нельзя будет вычеркнуть из истории. Они боролись за свободу России. И совершенно ясно они боролись против врага, который хотел побороть и покорить Россию, и в этом их историческая ценность и достоинство. И какая бы политическая ситуация не сложилась в стране, сколько бы времени не прошло, кто бы не пришел, память об этих героях грузинах - участниках войны 1812 года, как и память других воинов других национальностей, которые участвовали в этой войне, останется навечно", отметил ученый.

История : военное сотрудничество Грузии и России

Как рассказал историк и публицист Леван Долидзе, автор многих книг и исследований о грузинской военной истории, офицерах и генералах, "стержнем отношений Грузии и России, цементом нашей дружбы как в прошлом, так я думаю и в будущем, являются именно наши военные связи".

"Начало этому сотрудничеству положили Петр Первый и грузинский царь Вахтанг Шестой. Через 10 лет будет отмечаться 300-летие этого. Это большая дата, которую надо отметить. И начиная с тех пор, веками военные связи сохранялись и были поразительны", - рассказал Леван Долидзе.

"Достаточно сказать, что в российской царской армии за ее историю служило до 500 генералов-грузин. И все удивляются - неужели такая маленькая Грузия, которая тогда насчитывала чуть около 1 миллиона жителей, а потом полтора и два миллиона, смогла дать царской армии 500 генералов, один лучше другого", - сказал исследователь.

"Маленькая Грузия была награждена всеми имеющимися военными наградами, орденами и медалями Российской Империи - от низшей награды по рангу до самой высшей. И во времена СССР было так же. Представители Грузии, после России, были единственным народом, которые были награждены всеми орденами и медалями. Они были награждены от солдатской "За Отвагу" до "Ордена Победы", высшей военной награды СССР", - рассказал Долидзе.

"Русско-грузинское воинское братство аналогов в мире не имеет. Это стержень, который нас должен сближать. Ведь столько жертв, столько жизней (грузин) было положено во славу российского оружия, которое гремело в те годы, что никто из нас обойти этот факт не сможет", - сказал Леван Долидзе.

"Если же говорить о войне 1812 года, то на 26 июня в Бородинской битве участвовали 12 грузинских генералов. А 13-м я считаю брата Петра Багратиона – Романа Багратиона, который получил генеральское звание уже после сражения. И отмечу, что до завершения французской кампании, 31 марта 1814 года, оставалось еще целых полтора года, и грузины за это время также получали генеральские звания. Так что в период войны против Наполеона генеральские звания имели 22 грузина. Это очень много и престижно для нас, для Грузии", - сказал Леван Долидзе.

Исследователь рассказал о том, как Петр Первый с детства рос с грузинским царевичем Александром Багратионом.

"Они вместе росли, учились, участвовали в "потешных играх", объездили Европу. И Петр Первый поручил царевичу изучить артиллерийское дело. И затем Петр Первый ввел новое воинское звание в России: генерал-фельдцейхмейстер, что означало главного маршала артиллерии, и присвоил Александру Багратиону это звание. И так вышло, что артиллерией российской армии стал командовать грузин, царевич Александр Багратиони", - отметил Долидзе.

"После этого вышло так, что во главе российской артиллерии стояло много выдающихся грузинских генералов. Как Бакар Багратиони, Константин Мамацашвили, Иван Мусхелишвили и т.д. Особо хочу отметить Вячеслава Микеладзе, доктора технических наук, который имел и российские царские награды, а потом руководил Артиллерийской академией, и служил в Красной армии. Во время Второй мировой войны он записался на фронт добровольцем в ленинградское ополчение. Скончался в 1951 году и похоронен в Ленинграде", - рассказал исследователь. 

"Обо всем этом я могу рассказывать долго, так как это святые страницы военной истории как для России, так и Грузии. Это даже можно назвать своего рода феноменом грузинской военной науки. У Грузии и России богатая военная история, о которой много еще не сказано, многое неизвестно. Но, к сожалению, сегодня молодых историков эта тема не очень интересует. И я считаю, надо создать все условия, чтобы именно эта тема была хорошо освещена, чтобы молодежь знала, какие могучие исторические корни питают грузино-российские военные связи", - отметил Долидзе.

"Наши народы не должны враждовать, несмотря ни на что", - подчеркнул исследователь.

"Да, в свое время, когда ослабленную Грузию раздирали Иран и Турция, русское оружие пришло нам на помощь. Но и Россия никогда не должна забывать, что Грузия дала России таких знаменитых и выдающихся полководцев и генералов, как Багратион, и еще 500 генералов в царской армии. А в советской армии служили 224 генерала-грузина, из них 72 - участники второй мировой войны", - напомнил Долидзе.

Грузины в войне 1812 года : символ романтизма

Как заявила из Москвы сотрудник научно-просветительского отдела Государственной Третьяковской галереи Вера Донец, для нее грузины, участвовавшие в войне 1812 года, являются "настоящим символом романтизма".

"Петр Багратион был пламенный человек романтического склада. И если смотреть с точки зрения искусства, ведь начало 19 века - это эпоха романтизма, то его пламенное сердце, и вообще, светлый дух грузин в войне 1812 года, - это исчерпывающий образ романтизма. Они были живой иллюстрацией романтиков, которые между светом и тьмой, между жизнью и смертью. Единственно приемлемым и возможным для них был путь умереть на поле брани. Судьба многих романтиков, была именно такой – на пике, на наибольшем сопротивлении тому, что идет навстречу, совершать настоящие подвиги.  И от участия грузин в войне 1812 года осталось ощущение войны духа, постоянного проявления героизма, а не только как от каких-то полководческих размышлений или войны стратегий", - сказала Донец.

По ее словам, "воинский дух у французов тоже был высоким, но у нас он был выше – наверное, от ощущения единства, либо потому что на своей земле. Мы были совершенно едины, это был дух единства и грузинские герои это подтвердили".

Донец также вспомнила, что в Эрмитаже хранятся картины английского портретиста Джорджа  (Джона) Доу, на которых изображены грузинские генералы, участвовавшие в войне 1812 года.

"В Эрмитажном зале есть галерея 1812 года, и там собраны среди других материалов портреты грузинских генералов, которые писал Джон Доу. И хочу отметить, что на всех картинах герои схожи тем, что их лица исполнены высочайшим благородством. И тут дело не в том, что у портретов один автор. Это ощущение от неугасимого благородного огня, большой силы духа, страсти к победе, к превалированию добра над злом", - сказала Донец.

Она также отметила, что с огромным вниманием и симпатией относится к грузинской культуре, и хочет, чтобы связи между русским и грузинским народами сохранялись.

"Я с огромной симпатией и вниманием отношусь к грузинской культуре. И хочу вспомнить, что мы тогда (в 1812 году) были едины и вместе. Нас тогда и потом объединяла вера, которая идет из древнейшей грузинской культуры. И хотелось бы пожелать, чтобы мы не забывали историю, помнили, что было в прошлом, и хранили бы светлые воспоминания тех лет", - сказала Донец.

Как русские и французы породнились через Грузию

Журналист, руководитель представительства РИА Новости в Грузии Бесик Пипия в ходе видео-моста рассказал о примечательном факте, как представители известных фамилий и дворянских родов Грузии, России и Франции стали родственниками.

"Грузины, французы, русские не только воевали, но и играли свадьбы. И я выяснил, как Наполеон Банапарт и Александр Грибоедов стали родственниками через Грузию", - рассказал Бесик Пипия.

По его словам, Иоахим Мюрат, который был наполеоновским маршалом и королем Неаполя, женился на младшей сестре Наполеона – Каролине Бонапарт. Их внук, Рашиль Мюрат, женился с благословления российского императора Александра Второго и французского императора Наполеона Третьего, на мегрельской принцессе Саломэ Дадиани.

"Мать Саломэ Дадиани была правительницей Мегрелии - Екатерина Чавчавадзе. Ее сестра Нино Чавчавадзе была женой Александра Грибоедова. Вот такая линия мной проведена, это пока малоизвестный факт. А когда Мюрат и Дадиани поженились, они переехали на постоянное место жительство в Грузию, в Зугдиди, и забрали с собой личные вещи Бонапарта, часть мебели и книг, и бронзовую посмертную маску Бонапарта, которая до сих пор хранится в Зугдидском историко-этнографическом музее", - рассказал Бесик Пипия.

Пожелание российскому народу

Подводя итог выступлениям участников в ходе видео-моста Москва-Тбилиси о войне 1812 года, вице-президент Академии наук Абхазской АР Отар Жордания пожелал, чтобы при любых обстоятельствах люди всегда оставались людьми и сохраняли взаимное уважение, и помнили историю. "Надо быть человеком, любить другого и тем самым уважать себя и сохранять это достоинство", - сказал ученый.

"В Тбилиси стоит статуя женщины с чашей вина и мечом. Это означает, что кто с хорошим сердцем придет к нам, его встретят с чашей. Если кто-то имеет другие замыслы, мы попросим его изменить эти взгляды. И надо сделать все, чтобы мы с чашей сказали - "долголетия вам", - отметил Жордания.

"Я сын той страны, в которой при встрече люди говорят друг другу "гамарджоба", что означает пожелание победы. Для грузин на протяжении веков мир был самым существенным. И они говорили – "с победой", отвечая – "гагимарджос", это значит "пребывайте с победой". А когда люди прощались друг с другом, они говорили "мшвидобит" - "с миром", - напомнил ученый.

"Мира в Грузии не было в течение многих веков. Грузины веками боролись за независимость в течение двух тысячелетий. Цель была - сохранить свой язык, свое отечество и свою религию. Вот три основных столпа, на которых всегда держалась и будет держаться Грузия", - сказал он.

"И действительно, говоря о грузинском народе можно сказать, что в мире нет аналогов, чтобы литературный памятник, написанный в 5 веке, смог сейчас читать обычный ученик школы без всякого словаря. А грузины в течение всех невзгод веками хранили свой язык в неприкосновенности. И поэму Шота Руставели знает ученик каждой школы, и для нее не нужно никакого словаря. Это удивительный и редчайший случай в истории мировой культуры", - рассказал Жордания.

страница Новости-Грузия в Facebook

Лента новостей
0