Цена реформ - что получилось у Грузии?

Подписаться
С целью обсуждения книги в Тбилиси и Москве собрались эксперты, общественные деятели и журналисты. Поводом для издания книги также стал ранее опубликованный труд автора Ларисы Бураковой "Почему у Грузии получилось?".

ТБИЛИСИ, 26 сен - Новости-Грузия, Александр Имедашвили. Агентство международной информации РИА Новости организовало видеомост Москва - Тбилиси, посвященный презентации книги российского экономиста Никиты Мендковича "Цена реформ, или Почему у Грузии не получилось?".

С целью обсуждения книги в Тбилиси и Москве собрались эксперты, общественные деятели и журналисты. Поводом для издания книги также стал ранее опубликованный труд автора Ларисы Бураковой "Почему у Грузии получилось?".

Сам автор книги "Почему у Грузии не получилось?" заявляет, что попытался спокойно и беспристрастно взглянуть на грузинские реформы с точки зрения профессионального экономиста. Рассматривая данные статистики и множество других источников, он проанализировал итоги реформаторской деятельности руководства страны во главе с Михаилом Саакашвили после их прихода к власти в Грузии в результате "Революции роз".

При этом Мендкович проводил свое исследование дистанционно, не посещая Грузию. Хотя в дальнейшем он не исключает возможности, что приедет в Тбилиси.

ЧТОБЫ ДВИГАТЬСЯ В БУДУЩЕЕ, НАДО ИЗУЧИТЬ ПРОШЛОЕ

Как заявил директор Российского института стратегических исследований (который издал книгу Мендковича) Леонид Решетников, книга была выпущена, чтобы заполнить информационный вакуум в области серьезных научных исследований, касающихся Грузии.

«Наш институт занимается изучением положения в странах СНГ, также нас волнует регион Кавказа и Грузия, отношения с которой осложнились. С грузинской стороной были свернуты практически все совместные научные и исследовательские проекты и контакты. И после книги Ларисы Бураковой мы решили серьезней и глубже изучить ситуацию в Грузии. Поэтому наш институт решил привлечь Мендковича, молодого автора и издать эту книгу», - сказал Решетников.

В свою очередь Никита Мендкович заявил, что изучение прошлого обязательно для понимания настоящего и движения в будущее.

«После книги Бураковой мы хотели изучить ситуацию в Грузии и сделать выводы для России, понять, что важно для развития РФ. Я сделал акцент на экономической составляющей реформ, и подготовил книгу на основании сравнительного анализа различных статистических и других данных, и сопоставлении моделей экономического развития. В целом могу отметить, что реформы в Грузии нельзя рассматривать как удачные или неудачные. По моему мнению, реформы были спланированы плохо и поспешно, и во многих случаях дали отрицательный эффект с точки зрения развития страны. Главный вывод в том, что реформы надо проводить продуманно и последовательно, иначе будут разрушительные побочные эффекты», - утверждает автор книги.

В то же время Мендкович заявил, что, в силу личных обстоятельств, не имел возможности приехать в Грузию.

«Я надеюсь в будущем восполнить этот пробел. Мою книгу можно расширить. Кроме того, я согласен с тем, что какие-то темы надо прорабатывать с теми, кто живет в изучаемой среде. Поэтому я буду рад контактам и сотрудничеству с грузинскими специалистами», - сказал он, поблагодарив грузинских участников диалога за предложение о научном взаимодействии, а также за замечания и комментарии, высказанные в ходе видеомоста.

МЕНДКОВИЧ ЗА УЧАСТИЕ РОССИЙСКОГО КАПИТАЛА В ГРУЗИИ

В ходе видеомоста Мендкович, отвечая на вопросы журналистов о роли российского капитала в Грузии, сказал, что это «одна из больных и сложных тем».

«В ходе своего исследования я столкнулся с тем, что приобретение активов в Грузии иностранными инвесторами происходит под прикрытием третьих стран, компаний с Запада или Европы, или с помощью оффшоров. Потом, в течение последующих лет де-факто выясняется, что данные активы были приобретены той или иной российской или украинской компанией... Мне пришлось провести большой объем исследований, и я старался быть внимательным к фактам», - отметил автор книги.

«Что касается оценки факта участия российского капитала в Грузии – это я оцениваю позитивно, несмотря на сложность ситуации, которая создана в политике. Контакты между представителями нашего общества экономические или культурные, сохраняются, и вопреки политической ситуации и ангажированности, мы продолжаем идти рядом. И я надеюсь, что наше сотрудничество будет и далее развиваться», - сказал Мендкович.

При этом грузинский политолог и эксперт Сосо Цискаришвили отметил, что данный вопрос должен быть включен в книгу, и предложил описать экономические отношения Грузии и России после войны 2008 года, и линию, которую проводит грузинское правительство в отношении российского капитала.

«С моей точки зрения, во время войны 2008 года Россией очень четко было высказано намерение сохранить российские инвестиционные объекты в Грузии. В августе 2008 года бомбили немецкий цементный завод, порт Поти, куда инвестировала арабская компания, и никакому нападению не подверглись российские объекты в Грузии, которых было немало и становится все больше», - заявил Цискаришвили, выразив мнение о том, что, возможно, в этом направлении между властями двух стран существуют определенные договоренности, о которых не знает общественность.

В то же время руководитель социологической службы Института Евразии, профессор Леван Метревели заявил, что он тоже поддерживает идею, чтобы в книге была более подробно освещена роль российского бизнеса в грузинской экономике.

«Ставят вопрос о порабощении Россией грузинской экономики... Но речь может идти только об освобождении, и возвращении грузинского бизнеса на российской рынок. Также меня интересует, как уже влияет и как может отразиться языковой и культурный барьер, где разрыв усиливается, на развитие экономических взаимоотношений и их перспективах», - сказал социолог.

МНЕНИЯ УЧАСТНИКОВ ВИДЕОМОСТА

Как заявил главный редактор журнала РИСИ "Проблемы национальной стратегии" Аждар Куртов, «книга Никиты Мендковича расставляет правильные акценты».

«Некоторые политические деятели видят в РФ агрессивную силу, которая якобы пытается подавить Грузию. Но у нас нет такого стремления в России, и вышедшая книга это подтверждает», - считает он.

В то же время Куртов заметил, что у него книга Ларисы Бураковой вызвала подозрения в необъективности, так как в ней «много интервью с политическими деятелями и властями Грузии, а наука требует доказательств».

В ответ директор кавказского Института Региональной Безопасности Александр Русецкий отметил, что «благодаря книге Бураковой, мы получили и вторую книгу».

При этом, по его словам, «обе работы представляют важность и интерес не только из-за своего содержания и противопоставления, но и потому, что сегодня два этих издания становятся частью информационной политики и «информационной войны между Грузией и Россией», а также предметом дискуссий и диалога в грузино-российском формате, который надо развивать».

Политолог и эксперт Сосо Цискаришвили, поблагодарив Мендковича за труд, сказал, что «если бы автор сумел хотя бы часть книги написать в Грузии, она получилась бы раза в два тяжелее по весу и содержанию».

«Конечно, тут чувствуется желание быть объективным. И скромное заявление Мендковича, что это книга только об экономических реформах, не умаляет, а лишь повышает интерес к политическим вопросам, которые там освещены», - считает он.

Политолог, руководитель Института Евразии Гулбаат Рцхиладзе, в свою очередь, сказал, что это «книга хорошая, нужная».

«В центре реформ должен стоять человек, а когда он является второстепенным и реформы не обращены на его благосостояние, о каком прогрессе или тем более успешных реформах можно говорить?» - заявил он.

Гулбаат Рцхиладзе также сообщил, что он и его единомышленники издали в Грузии свою брошюру, назвав ее «Революция Роз: итоги», где дали негативную оценку
развитию Грузии в течение последних 9 лет.

«Негативного было больше, чем успехов», - считает он.

Независимый эксперт Демур Гиорхелидзе отметил, что во всех оценках грузинских реформ как на Западе, так и в России, исследователи упускают тот факт, какие цели преследовала власть Грузии, когда осуществляла свои преобразования.

«Власть не скрывала, что речь идет о создании государства-корпорации. Вот это основная государственная модель Грузии. Это не социальное государство. Это корпорация, у которой есть свои владельцы и тут все - бизнес. Государство не направлено на людей», - заявил Гиорхелидзе.

Руководитель НП "Кавказское сотрудничество", старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности МГИМО Николай Силаев в свою очередь заявил, что экономических работ по Кавказу вообще очень мало и книга Мендковича важна с этой точки зрения, а также имеет большое значение для понимания российской аудиторией ситуации в Грузии.

«Для российской аудитории и не только, книга будет интересна. Ее автору удалось справиться с задачей и сделать шаг к развенчанию мифа. Не потому, что нам было так важно его развенчать. А потому, что сегодня разговор о деятельности грузинских реформаторов в России стал самодостаточным и уже не имеет прямого отношения к Грузии. Когда в таких разговорах говорят о Грузии, говорят о России. Вопрос грузинских реформ в России политизирован до крайности. И поэтому нам надо учиться оценивать экономические реформы вне политического и эмоционального контекста. И книга Мендковича тут важна, так как переводит дискуссию в рациональное русло», - заявил Силаев.

В то же время главный редактор журнала "Россия в глобальной политике", член СВОП Фёдор Лукьянов заявил, что «как бы мы ни относились к Грузии после 2003 года, есть две очевидности - мы тут в РФ в какой-то момент увлеклись сарказмом и окарикатуриванием Михаила Саакашвили и его реформ. Но оказалось, что он отличается от нашего отношения к нему, что он более сильный и целеустремленный политик, чем о нем думали. И представление о нем как о неуравновешенном политике, которого заносит из стороны в сторону, не соответствует действительности. К нему надо относиться намного серьезнее, чем мы это делали. И такие книги, как книга Никиты Мендковича, вносят в это свой вклад».

«Сакашвили имеет видение того, какой должна быть Грузия. Это видение не политическое и даже не экономическое. Его амбиция заключается в том, чтобы изменить психологию народа, чтобы народ стал другим, трансформировать его. Получится это или нет, это - внушительная амбиция, хотя мне она напоминает большевизм, когда национальное развитие начинают резко разворачивать», - заявил Лукьянов.

В то же время он отметил, что осуществляя свои преобразования и добившись определенных достижений с точки зрения повышения эффективности госаппарата, сегодня грузинская власть зашла в тупик. «Мы не могли раньше себе представить, что в Грузии так будут работать (государственные структуры), а там так работают. Но что делать дальше, грузинские стратеги не знают», - считает он.

ВЫСКАЗАННЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ

В ходе телемоста участники из Тбилиси высказали ряд замечаний автору книги. В частности, они касались терминологии, которая была использована в обсуждаемой работе.

Как заявил политолог Сосо Цискаришвили, Мендкович использовал термин Закавказье, хотя уже 20 лет назад государства Южного Кавказа договорились между собой использовать термин «Южный Кавказ».

«Вы видите нас в Закавказье, но также и мы видим вас за Кавказом. А термин Южный Кавказ - однороден в своем представлении», - сказал политолог. Также он указал, что термин «республика» не используется в отношении Грузии уже 17 лет, согласно Конституции.

«Также в книге Мендковича, где говорилось о факте признания независимости Абхазии и Южной Осетии, было сказано, что затем туда вошли миротворцы. Это не так. Миротворцы находились там с 1992-1993 годов. А после 2008 года их статус был изменен», - отметил политолог.

Помимо этого Цискаришвили обратил внимание на то, что Мендкович анекдотично оценил назначение Саломе Зурабишвили на должность главы МИД Грузии.

«Я бы предложил в рамки анекдота поместить назначение сразу после войны в августе 2008 года гражданина РФ Григола Вашадзе сперва министром культуры, а потом - главой МИД Грузии», - заметил политолог.

В ответ Никита Мендкович поблагодарил собравшихся за высказанную критику и заметил, что в использовании термина «Закавказье» не было политической направленности или подтекста.

«Я не преследовал цель как-то задеть регион. Ведь в России термин «Закавказье» используется во многих научных работах», - сказал автор книги.

Что касается Зурабишвили, то Мендкович объяснил факт того, что она выделена им в книге, потому что в момент назначения она была послом Франции и ее задача была представлять в Грузии интересы Франции.

«Действительно, она, видно, достигла больших успехов в этом деле, став главой МИД той страны, где она должна была защищать французские интересы. Ведь как еще лучше можно защитить и представить интересы своей страны? Вот поэтому этот пример мне показался чем-то забавным. Хотя есть масса и других примеров назначения иностранных граждан на ответственные руководящие посты в Грузии - это и Григол Вашадзе, и Вера Кобалия, которая в момент назначения была гражданкой Канады», - сказал Мендкович.

Главный редактор журнала РИСИ "Проблемы национальной стратегии" Аждар Куртов, в свою очередь, добавил, что он против изобретения новой терминологии.

«В термине Закавказье нет российской заданности. Просто это устоявшийся термин. Если вам удобно пользоваться термином Южный Кавказ, пусть он будет параллельно», - сказал он.

Говоря о том, что Грузия не является республикой, Куртов отметил, что «в теории государства и права есть две формы устройства государства - это монархия и республика, в различных ипостасях». «Республика может быть президентской, парламентской и т. д. И Грузия все же республика», - сказал он.

ПРОБЛЕМА АБХАЗИИ И ЮЖНОЙ ОСЕТИИ

Уже в завершение телемоста участники коснулись проблемы Абхазии и Южной Осетии.

ак заявил директор кавказского Института Региональной Безопасности Александр Русецкий, он выступает за продолжение и развитие грузино-российского диалога. Но в то же время считает, что вначале надо решить вопросы, которые болезненны для обеих стран.

«Прежде, чем мы будем говорить об экономике и тех вопросах, по которым мы будем сотрудничать, мы должны поговорить о тех вопросах, которые нам мешают сотрудничать. И тогда наше сотрудничество действительно, сможет иметь стратегический характер», - заявил Русецкий.

Политолог Демур Гиорхелидзе также отметил, что «стороны пришли к основному вопросу отношений Грузии и РФ».

«Эта проблема не соответствует интересам двух стран. Но так получилось. Хотя следует признать, что были допущены большие ошибки со стороны РФ. Также ошибки были допущены со стороны Грузии», - сказал он. В то же время, по мнению политолога, «прагматичное мышление должно сблизить позиции Грузии и России».

«Наши отношения должны быть восстановлены и должны быть проведены переговоры по тем проблемам, которые мешают грузино-российским отношениям», - сказал он.

В ответ представители российской стороны отметили, что в данном случае, касательно книги Никиты Мендковича, вопрос Абхазии и Южной Осетии - это другая тема.

«Мендкович посвятил книгу модели экономических реформ грузинского правительства. Мы можем к ней относиться по-разному. Но эта модель не применялась к Абхазии и Южной Осетии, поэтому это разные темы», - сказал главный редактор журнала "Россия в глобальной политике", член СВОП Фёдор Лукьянов.

В свою очередь Никита Мендкович сказал, что как ученый он имел дело с фактами.

«Я изучал Грузию. А данность сейчас состоит в том, что фактически мы имеем дело с тремя независимыми государствами на территории бывшей Грузинской ССР, каждое из которых имеет свой набор государственных институтов», - сказал он. При этом Мендкович отметил, что знает о том, что если бы приехал в Абхазию, то потом мог бы столкнуться с проблемами при посещении Грузии.

Стороны не стали заострять внимание на этой теме, отметив, что надо продолжать диалог и сотрудничество.

Как заявил руководитель НП "Кавказское сотрудничество", старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности МГИМО Николай Силаев, «то, что сделал Мендкович - это начало пути».

«Наверное, в ближайшие годы или месяцы должны быть созданы группы для проведения научных и социологических исследований. Это важно для понимания последствий и цены реформ, а также развития грузино-российских экономических отношений. Только статистики для этого не хватит. Понадобятся полевые исследования. Сегодняшний же разговор я бы рассматривал как предварительный для продолжения совместной работы», - отметил он.

Автор книги Никита Мендкович пообещал продолжить научную работу, так как он видит интерес к выпущенной им книге.

«Хотя есть масса разных тем, которые были бы интересны читателям, но я их на данный момент не осветил в книге. У меня были ограничения по объему и по времени подготовки материала. Я также столкнулся с тем, что были противоречивые данные статистики из разных источников, и время ушло на исследовательскую работу и сравнительный анализ данных», - рассказал Никита Мендкович.

Как заявил директор Российского института стратегических исследований Леонид Решетников, действительно, в последние годы в российской печати появилась масса публикаций о грузинских реформах.

«Это, во-первых, объясняется тем, что руководство Грузии резко активизировало свою информационную политику в России, пытаясь сформировать положительный имидж и привлечь внимание к проводящимся реформам. Но с другой стороны, есть интерес и в самой России к Грузии. Так как отношения между странами прерваны в течение определенного времени, есть дефицит информации о том, что происходит в соседней стране», - сказал он.

Лента новостей
0