ТБИЛИСИ, 12 окт – Новости-Грузия, Александр Имедашвили. Круглый стол "Результаты выборов в Грузии: Какой будет внешняя политика нового правительства?" состоялся в Тбилисском международном пресс-центре РИА Новости.
Участники встречи – грузинские политологи и эксперты, постарались найти ответ на вопросы, как новые грузинские власти будут следовать подтвержденному ими же курсу на вступление в НАТО и Евросоюз, и одновременно налаживать отношения с Россией; c каких шагов может начаться потепление в отношениях Грузии и России; насколько реальна перспектива возвращения Абхазии и Южной Осетии, о которой заявляют в коалиции «Грузинская мечта», выигравшей парламентские выборы; будут ли восстановлены дипломатические отношения между Грузией и Россией после формирования в республике новой правительственной команды.
Напомним, что ранее кандидат в премьер-министры Грузии, лидер политической коалиции "Грузинская мечта" Бидзина Иванишвили заявлял, что внешний курс Грузии после официального объявления итогов выборов не изменится, страна продолжит интеграцию в европейские и евроатлантические структуры, но при этом начнет восстанавливать отношения с Россией. В то же время, по его словам, вопрос территориальной целостности Грузии остается ключевым и принципиальным.
Решение вопроса о статусе Абхазии и Южной Осетии надо отложить?
Как считает политолог, директор Международного центра по конфликтам и переговорам Георгий Хуцишвили, для продвижения вперед процесса нормализации грузино-российских отношений, и начала диалога между сторонами, надо отложить обсуждение вопроса о статусе Абхазии и Южной Осетии.
«Есть единственный выход – отложить вопрос о статусе. Поскольку договориться мы не можем, а восстанавливать отношения надо, и на это есть социальный заказ, надо говорить обо всем остальном, кроме этого. Если восстановление отношений входит в интересы обеих стран, начать об этом разговор можно в условиях того, что мы не можем пока договориться по вопросу статуса Абхазии и Южной Осетии», - сказал Хуцишвили.
По его словам, «сегодня Грузия движется в направлении европейской и евроатлантической интеграции, и этот курс пересмотрен быть не может, так как он одобрен грузинским обществом, населением Грузии. Но также социальным и общественным заказом для нового правительства является восстановление отношений с Россией, так как за это высказывается большинство участников различных соцопросов, это звучит на многих форумах, где обсуждаются вопросы политики».
Поэтому, по его словам, «есть все основания для того, чтобы сказать, что население Грузии будет приветствовать восстановление отношений с Россией, особенно в сфере экономики и культуры, а в дальнейшем – в дипломатии и политике, если этому будут созданы соответствующие условия».
В то же время Хуцишвили отметил, что ранее с российской стороны «основной причиной, почему нет динамики в этом направлении, называлось то, что они не хотят говорить с Саакашвили и с его руководством, пока он президент».
«Сейчас мы имеем изменившуюся ситуацию в Грузии после октябрьских выборов. Мы видим силу в парламенте, которая уже практически сформировала практически новое правительство Грузии. Несмотря на то, что Саакашвили будет президентом Грузии до следующих президентских выборов, которые пройдут в 2013 году, есть возможность вести переговоры с победившей политической силой в Грузии на парламентских выборах. И старое препятствие снято. Но есть и новое препятствие», - заметил эксперт.
В частности, таким препятствием он видит то, что «в заявлении главы МИД РФ Сергея Лаврова и ряда других российских должностных лиц теперь ставится вопрос о том, что Грузии необходимо признать государственную независимость Абхазии и Южной Осетии, и тогда дело пойдет, а иначе - не пойдет».
«Но в сегодняшней ситуации ясно, что как бы доброжелательно не была настроена победившая политическая сила в Грузии к отношениям с Россией, и их восстановлению, уступок в таком кардинальном вопросе, как признание независимости Абхазии и Южной Осетии, быть не может. И учитывая это, а это думаю, прекрасно понимают в Москве, возникает вопрос– есть ли желание и готовность говорить о восстановлении грузино-российских отношений, учитывая, что по вопросу статуса (Абхазии и Южной Осетии) договоренности на данный момент не может быть никакой?», - отметил Хуцишвили.
«Разве стоит низводить такой вопрос, как грузино-российские отношения, которые обусловлены вековыми связями, очень многими обстоятельствами, соображениями региональной и глобальной безопасности, до того, признает или нет Грузия государственную независимость Абхазии и Южной Осетии? Это можно обсудить потом. И я считаю контрпродуктивным ставить предусловием для начала общих переговоров вопрос по признанию или непризнанию Грузией независимости Абхазии и Южной Осетии. Ставить это условием означает, что создаются искусственные препоны процессу восстановления отношений между Россией и Грузией. К вопросу о восстановлении отношений и к началу диалога надо подходить конструктивно, и я хочу призвать российскую сторону к конструктивности», - сказал Хуцишвили.
У России нет причин не пытаться восстановить хорошие отношения с Грузией
Грузинский политолог Торнике Шарашенидзе считает, что у России в настоящее время нет оснований не восстанавливать хорошие и добрососедские отношения с Грузией.
«Сегодня у России нет причин не пытаться восстановить хорошие отношения с Грузией. Но у меня к сожалению, нет особых иллюзий по восстановлению грузино-российских отношений», - сказал политолог, который считает, что официальные политические и дипломатические связи между двумя странами на данный момент восстановлены быть не могут.
«Формального восстановления отношений – его быть не может. Тогда или России придется смириться и отказаться от признания независимости Абхазии и Южной Осетии, либо Грузии придется смириться с их потерей и признать их государственность. По другому, дипотношения не могут быть восстановлены. Ведь сегодня обе стороны признают друг друга в определенных границах и подходят к этому принципиально», - сказал Торнике Шарашенидзе.
«Ведь если посмотреть вглубь вопроса, у Грузии нет никаких особых претензий к России, кроме проблемы нашей территориальной целостности и восстановления единства страны. И у России тоже нет других серьезных причин не налаживать отношения с Грузией. И даже курс Грузии в сторону НАТО не аргумент. В альянс мы еще долго не вступим. Потому что никуда не делись проблемы, которые у нас были в 2008 году, во время Бухарестского саммита - это Абхазия и Южная Осетия. И никуда не делись немецкие и французские политики со своей позицией», - заявил эксперт.
«Так что вопрос вступления Грузии в НАТО не очень должен беспокоить РФ, так как этот вопрос отложен. И сейчас это просто повод для Москвы лишний раз заявить, что грузины якобы продались американцам и хотят в НАТО, и не хотят быть с Россией. Это просто повод, которым объясняется нежелание налаживать отношения с Грузией», - сказал Шарашенидзе.
Что касается основной перспективы диалога между Грузией и РФ, который можно возобновить в настоящее время, «пока это возвращение грузинского бизнеса на российский рынок», - считает Шарашенидзе. «Но надо также учитывать, что Россия уже вступила в ВТО, и ей рано или поздно, все равно придется открыть рынок для грузинских товаров. Так что разговор возможно, может идти о том, предоставит или нет Россия определенные привилегии грузинским товарам - по этому вопросу можно договариваться», - считает эксперт.
Как заявил Торнике Шарашенидзе, «со своей стороны Грузия уже сделала определенные встречные шаги - отменила визовый режим и открыла свой рынок для России».
Грузия находится на границе глобальных интересов
Директор кавказского Института Региональной Безопасности Александр Русецкий считает, что положение Грузии и ее отношения с Россией осложняет то, что страна находится на границе глобальных интересов, между двумя полюсами.
«У нас внутри конфликт – мы представляем политически разделенное общество. Одна его часть ориентирована на один полюс, другая на другой. И исходя из этого, два выхода. Либо Грузия так и останется разделенной на два территориальных управления, где будут с одной стороны Абхазия и Южная Осетия под влиянием России, а с другой – остальная Грузия, где будет доминанта прозападных сил. Либо мы сможем найти компромисс между этими полюсами», - считает политолог.
По его словам, «баланс геополитических полюсов в Грузии означает, что в политической системе, в парламенте и в структурах власти должны быть представлены все группы, сторонники обеих направлений развития». «И если это удастся создать, а это возможно получиться - и в связи с этим у меня оптимистический настрой после парламентских выборов, так как Грузия выходит на новый этап политического развития», - сказал политолог.
«Мы ведь находимся между двумя силовыми центрами. Мы на границе интересов. У нас действуют оба полюса силы и ни один из них не имеет столько возможностей, чтобы полностью выдавить другой. И мы должны сотрудничать, иначе надо учитывать, что два глобальных полюса разделят влияние, а если разделят, это будет означать, что мы находимся на линии фронта», - добавил Русецкий.
В то же время политолог высказал несогласие с декларируемыми заявлениями о том, что главным основанием для евроатлантической интеграции является то, что население Грузии в ходе плебесцита в январе 2008 года одобрило курс на вступление в НАТО и это было общее мнение всего общества.
«Я не соглашусь с аргументом, что практически все население Грузии одобрило курс на евроатлантическую интеграцию. Мы не можем говорить о всем населении за счет статистического большинства. Да, я согласен, что статистическое большинство грузинского населения имеет такое мнение. Но есть качественное меньшинство, которое имеет другое мнение. И так как я отношусь к категории экспертов, которые считают, что Абхазия и Южная Осетия являются частями Грузии, мы должны учитывать мнение населения этих регионов в таких процессах. И я уверен, что (нынешнее) население Абхазии и Цхинвальского региона будет против вступления в НАТО. И это надо учитывать. Иначе, когда мы говорим о мнении Грузии, тогда надо уточнять, что имеем в виду», - сказал Русецкий.
Кроме того, по его словам, ряд социологических исследований дают картину, несколько отличающуюся от имеющихся данных по мнению жителей Грузии относительно вступления страны в НАТО.
«Что касается грузино-российских отношений, в этом направлении у меня также есть оптимизм», - сказал Русецкий, отметив, что его институт разработал проект по налаживанию диалога между Грузией и Россией.
«Мы готовы оказать информационно-аналитическую поддержку новым властям Грузии, чтобы вывести процесс восстановления грузино-российского сотрудничества на новую волну. И я не считаю вопросы признания или непризнания (Абхазии и Южной Осетии) тупиковыми. Есть реальные ресурсы, чтобы достичь стратегического соглашения по этому вопросу. А у грузинского общества есть ресурс, чтобы продолжить демократизацию», - сказал Русецкий.
«Необходимо, чтобы были новые идеи и чтобы между сторонами было восстановлено доверие. И также важно восстановить миротворчество. Ведь реально сейчас нет стратегической цели по достижению общего мира. У каждой стороны-участницы процесса урегулирования есть свое видение в этом отношении. И нет общей модели, к которой идут стороны. Поэтому нужен реальный миротворческий процесс. И мы можем оказать в этом поддержку», - сказал Русецкий.
Грузия должна снизить риторику о вступлении в НАТО
Политолог, руководитель Института Евразии Гулбаат Рцхиладзе считает, что грузинская сторона должна меньше делать декларативных заявлений о вступлении в НАТО, чтобы тем самым не раздражать Россию и дать ей сигнал о доброжелательном подходе к восстановлению отношений со своей стороны.
«Мы должны снизить риторику. Если мы постоянно будем декларировать что наше решение – это вступить в НАТО, что это не подлежит пересмотру… зачем столько слов и энергии терять на эти пустые разговоры?», - сказал руководитель Института Евразии.
«Если НАТО хочет нашего вступления, то как организация, она должна нас пригласить. Мы же сами не можем вступить, пока они нас не приглашают. Вот когда приглашение поступит – тогда мы его рассмотрим. И зачем до тех пор лишний раз раздражать Россию постоянными заявлениями об интеграции в альянс? Думаю, отказ от такой риторики будет воспринят в РФ дружественно и положительно, и будет сигналом, насколько политика Грузии действительно является дружественной», - считает Рцхиладзе.
«Слова дипломатии играют большое значение, надо учитывать интересы соседей. И обратите внимание, никто кроме Грузии, из числа бывших республик СССР не заявляет громогласно о том, что так хочет вступить в НАТО. И постепенно я думаю, что Иванишвили выйдет из того положения, которое создалось на данный момент в грузино-российских отношениях. И когда правительство и власть будут сформированы, и прежнее руководство Саакашвили будет уже в прошлом, тогда уже можно будет выстраивать новую политику», - заявил политолог.
«Я очень надеюсь, что Бидзина Иванишвили в настоящее время просто отдает дань моде, и по инерции декларирует радикальные прозападные лозунги. Да, много говорят о том, что грузинский народ очень желает вступить в НАТО. Но если мы говорим о всей Грузии, тогда надо учитывать, что по этому поводу думают и в Абхазии, и в Южной Осетии. И даже если оставить этот вопрос, я не уверен, что грузинский народ хотел бы сильно сближаться и развивать отношения с НАТО за счет ухудшения или во вред отношений с Россией», - сказал Гулбаат Рцхиладзе.
«Может, людям просто хорошо не разъяснили ньюансы интеграции в НАТО за эти годы. Власти Саакашвили активно уверяли всех, что альтернативы НАТО у Грузии нет, и у населения не было другой информации. Для экспертов, имеющих иное мнение, все центральные телеканалы были закрыты. Люди не знали, сможет ли Грузия войти в НАТО без Абхазии и Южной Осетии, и даже если войдет, означает ли это безопасность для оставшейся части страны? Какие новые вызовы и угрозы для Грузии могут появиться в связи с этим? Приведет ли это к стабильности? Об этом не велось никаких дискуссий, а за отличную иную точку зрения человека сразу же называли «агентом Кремля», - заявил Рцхиладзе.
«Наш Институт Евразии провел опрос общественного мнения среди трех тысяч человек в Грузии. В целом отношение к НАТО было позитивным, большинство называли его оборонительным блоком. Меньше голосов «за» мы получили, спрашивая, должны ли быть в Грузии размещены военные базы НАТО. Большинство затруднились ответить. Меньшинство заявило, что это несет больше риска, чем благ. И радикально изменилась картина, когда мы спросили - хотите ли вы, чтобы Грузия направляла своих солдат в горячие точки мира. Большинство респодентов были против. И еще был вопрос – что бы вы выбрали, территориальную целостность или вступление в НАТО? И тут 85 процентов участников опроса отдали голоса в пользу территориальной целостности. Так что данные о мнении большинства грузинского народа за вступление в НАТО – это все относительно», - заявил Рцхиладзе.
«К тому же, хочу отметить касательно итогов плебесцита по вступлению в НАТО. Он был проведен параллельно с президентскими выборами в январе 2008 года, что уже закладывает определенные сомнения в правдивости его итогов. Отмечу, что тогда проводился экзит-полл по НАТО, и вначале сообщалось о 62 процентах проголосовавших «за». Потом цифры вдруг быстро поменяли, сделали сразу 72 процента, а потом 78. Не знаю, вмешался ли кто-то в эти процессы… Посольство США или кто-то еще… Это просто мое наблюдение», - сказал Рцхиладзе.
«Так что, если Бидзина Иванишвили не будет прислушиваться к мнению грузинского народа, излишне говорить что будет делать Россия. Хотя Россия тоже должна со своей стороны инициировать свои дипломатические инициативы. И я согласен с мнением о том, что не надо сейчас трогать вопрос статуса Абхазии и Южной Осетии, этот вопрос должен быть временно заморожен, мы можем только констатировать, что у нас есть разный подход к этому, но мы начинаем диалог по другим вопросам, экономическим и культурным», - заявил политолог.
Перед грузинской дипломатией стоит тяжелая задача
Доктор политических наук, профессор Зураб Маршания, долгое время находившийся на дипломатической службе и работавший в дипмиссиях Грузии в странах Балтии, призвал к прагматичному и взвешенному подходу к грузино-российским отношениям, с целью их нормализации.
«Нужен прагматичный подход. А не тот, который культивировался правительством Саакашвили. Это был крайне вредный эмоциональный подход, который несовместим с дипломатией, и считается плохим тоном и непрофессионализмом. Если что-то и наломала грузинская сторона в отношениях с Россией, то это благодаря такому негативному эмоциональному подходу и попытку использовать вопрос отношений двух стран в политических целях», - заявил Зураб Маршания.
По его словам, в повестке дня – «рассмотрение несовместимых на первых взгляд вещей», это нормализация грузино-российских отношений и принятие Россией евроатлантических стремлений Грузии, и несогласие по ряду внешнеполитических позиций. «И решать этот вопрос в первую очередь придется грузинской дипломатии. Это сложная и тяжелая задача. Не стоит ждать чуда и того, что на следующее утро проблем в грузино-российских отношений вдруг не станет. Чудеса бывают, но тут чуда не будет», - сказал эксперт.
По его мнению, «путь к решению проблемы поэтапный». «Нужно налаживание элементарных связей – бытовых, экономических и так далее. Не думаю, что Россия сейчас будет против открытия своих рынков для грузинских товаров. Также важно культурное, религиозное сотрудничество. И не только грузинские, но и российские дипломаты должны расширять поле диалога для решения проблем», - сказал Маршания.
«Также замечу, что это не только кризис Грузии. Это кризис и для России. Кто больше страдает от проблем в грузино-российских отношениях? Я 20 лет работал на дипломатической службе, имею большой опыт общения с российскими коллегами. И у меня такое ощущение, что больше от этого страдают российская сторона, российские внешнеполитические и национальные интересы, и российская дипломатия», - сказал он.
«Надо углублять неформальный диалог. Тут экспертное сообщество может внести большой вклад. Надо также отложить или заморозить решение вопроса несовместимых противоречий. Это известная практика дипломатических отношений. Сейчас российская сторона предъявляет претензии по интеграции Грузии в НАТО, а грузинская предъявляет России претензии по Абхазии и Южной Осетии. И оба этих вопроса, их обсуждение, отложить», - сказал Маршания.
В то же время эксперт высказал мнение о том, что грузинская сторона параллельно может пытаться также налаживать контакты с Абхазией и Южной Осетией.
«Азбука международного права признает нацию, которая борется за свои права, субъектом международного права. Поэтому, какого бы мы мнения не придерживались в отношении «государственности» абхазов и осетин, их действия направлены на сохранение самобытности. И как не вести с ними диалог? Это обрекает на нахождение в тупике на вечные времена. Поэтому надо восстанавливать духовные, культурные, экономические связи. Оказывать медицинскую помощь. Ведь у абхазов нет денег, чтобы лечиться в Сочи. И у них один путь – Тбилиси и Кутаиси. Но они не могут приехать сюда! Так как не решены сопутствующие этому проблемы. Процессы идут в сторону торможения, и не с нашей стороны, а с той стороны Ингури. Инициатива замораживания с той стороны идет», - сказал Маршания.
Также эксперт призвал учитывать мнение грузинского населения, покинувшего Абхазию в качестве беженцев. «Лаврова беспокоит вопрос: когда Грузия признает независимость Абхазии и Южной Осетии. С большой вероятностью отвечу – никогда. Да и Лавров вряд ли ждет другого ответа. Но никто не может отрицать, что как бы это ни было инспирировано, не надо игнорировать грузинскую часть населения Абхазии. Глава МИД РФ справедливо говорит «такова воля населения Абхазии». А 55 процентов населения Абхазии? Их воля какая? Другая. Поэтому надо на вещи смотреть шире», - сказал Зураб Маршания.
«Возвращаясь к НАТО, хочу отметить, что членство в альянсе - это не самоцель и не гарантия безопасности. Это средство для достижения большего порога независимости, и улучшения благосостояния населения Грузии. И надо прагматически рассматривать в контексте членства в НАТО, какие выгоды и вызовы получает Грузия. Самое главное - призываю всех избегать крайностей. И пора, чтобы за дело брались профессиональные дипломаты. Наше правительство должно придти к этому пути», - отметил эксперт.
В то же время, по его словам, не стоит рассчитывать, что если Грузия откажется от НАТО, Россия тут же отзовет признание Абхазии и Южной Осетии.
«Считать, что если мы не будем членами НАТО, то Россия сразу отзовет признание Абхазии и Южной Осетии, это ерунда. Такого не будет и не надо на это рассчитывать. Лавров честный человек, он сказал, что только снятие вопроса о вступлении в НАТО не решает всех проблем. Поэтому давайте избегать крайностей и подходить прагматично к решению вопросов», - сказал Маршания.
Благодаря стремлению в НАТО, Грузия провела честные выборы
Политолог, публицист Гела Васадзе считает, что Грузия не должна сворачивать с пути европейской и евроатлантической интеграции и заявляет, что именно благодаря стремлению в НАТО, власти Саакашвили были вынуждены признать поражение на выборах.
«Без стремления в НАТО, прямо скажем, была ли у нас сегодняшняя демократия? Был бы у нас сегодняшний день? Именно стремление в евроструктуры и НАТО, вынудило власти Грузии пойти на беспрецедентный шаг и признать итоги выборов, и свое поражение. Все ведь этому удивились, не так ли? И дальше это стремление к членству в НАТО обязывает к соблюдению определенных стандартов. Это прежде всего для нас гарантия демократии и гражданского общества», - заявил Гела Васадзе.
«Если кто-то не считает законными результаты плебесцита по вступлению в НАТО среди населения Грузии от 2008 года, то есть и другое. Две ведущие политические силы Грузии – «Грузинская мечта» и «Единое нацдвижение», выигравшие парламентские выборы, заявляют, что страна должна стать членом НАТО. Это почти 100 процентов проголосовавших на выборах. Тех же, кто говорит, что Грузия не должна стать членом НАТО всего 1,38 процента. Такое число избирателей поддержало Лейбористскую партию», - заметил Васадзе.
«Я не считаю, что процесс евроатлантической интеграции должен быть приостановлен, чтобы наладить отношения с Россией. Наоборот, власти Грузии должны с удвоенной и утроенной силой стучаться в двери НАТО и евроструктур», - считает он, отмечая, что страна выполнила принципиальные условия для этого.
«Ранее в НАТО говорили – у Грузии все хорошо с государственными институтами, но нет демократии. Сейчас, после выборов факт, что в Грузии перешла мирная передача власти путем выборов и это и есть демократия, хотя мы только ее начинаем строить. Так что данный вопрос снят. Аргумент о том, что не решены проблемы Абхазии и Южной Осетии, также не состоятелен. Я специально изучал все основополагающие документы НАТО, и там нигде не написано, что у государства не должно быть территориальных проблем», - сказал Васадзе.
«Да, НАТО это не самоцель. Но страна должна развиваться. И есть такой пример. Я знаком с британскими инвесторами, которые вкладывали в строительство в Грузии инвестиции в размере 25 млн долларов перед войной 2008 года. Потом, этот проект был прерван, естественно, но они сказали – «мы вернемся обратно, но с одним условием, когда ваша страна будет под защитой НАТО», - напомнил политолог.
«Еще не надо забывать о том, что Грузию и НАТО связывает большое институциональное сотрудничество. Заключены ряд важнейших договоров. Есть комиссия Грузия-НАТО. Мы что, на всем этом поставим крест? Также ЕС и рынок Евросоюза критически важен для развития Грузии. Я как сторонник право-консервативных взглядов в экономике, не совсем доволен и согласен с тем, что провозглашается новым правительством по трудовому кодексу, по анти-монопольному комитету. Но один плюс вижу. То, что раньше говорили нам европейцы – «мы готовы к договору о свободной торговле, но вы должны учитывать моменты т.н. евросоциализма», это сейчас вводится в Грузии. И у ЕС и НАТО сейчас нет никаких особых вопросов к нам, в том числе и по соглашению о свободной торговле», - подчеркнул Васадзе.
«Уникальность ситуации заключается в том, что все то, о чем говорили прежние власти в отношении ЕС и НАТО, можно осуществить и реализовать сейчас. Я уже не говорю про взаимоотношения с таким важным партнером как Турция, неужели испортим отношения, откажемся от энергопроектов, от турецких инвестиций? У нас уникальная возможность исправить все ошибки старой власти, но не разрушая того, что было сделано», - подчеркнул политолог.
«И касательно отношений с Россией. Конечно, личностные взаимоотношения в политике играют большую роль. И положительный фактор сейчас в том, что личностный фактор взаимоотношений Путина и Саакашвили скорее всего, будет снят. Но это не главная причина, и стремление Грузии в НАТО тоже не причина. Проблему я вижу гораздо глубже. Проблема оккупации Абхазии и Южной Осетии заключается в самой проблеме России на Северном Кавказе. И каким бы ни было руководство России, даже если к власти придут Удальцов с Навальным, это не решит проблемы», - считает эксперт.
«Что касается экономических и культурных связей – мяч в игре сейчас на стороне РФ. Наша страна институционально абсолютно открыта. Отменен визовый режим. У нас работают российские предприятия. Действуют условия свободного инвестирования. Так что сейчас Россия должна открыть для Грузии свои рынки, транспортное сообщение, активизировать сотрудничество в культурном пространстве, и сделать встречные шаги. Я далек от мысли, что РФ упразднит визы, введенные еще при Шеварднадзе. Но это кстати, было бы в первую очередь выгодно России», - отметил Васадзе.
«А что касается политических отношений – они в тупике, но не потому, что Грузия хочет в НАТО, а в том, что есть более широкие проблемы на Кавказе у властей России. И пока эти проблемы не будут решены самой Россией, ни о каком урегулировании ключевых политических вопросов в отношении Грузии говорить не приходится», - считает политолог.