Елена Имедашвили: СМИ в Грузии пока не научились зарабатывать

Подписаться
... Значительная часть СМИ в Грузии была тесно сплетена с политикой, отражая интересы различных сил, особенно это было видно в этом году, в решающий год парламентских выборов.

ТБИЛИСИ, 6 дек — Новости-Грузия.

На формирование СМИ в странах постсоветского пространства значительное влияние оказывают текущие политические события, с одной стороны, и новые технологии с другой. О тенденциях на грузинском медиарынке рассказала делегат ФЕАМ-2012, директор проекта "Новости-Грузия" Елена Имедашвили. Материал предоставлен агентством РИА Новости.

- Что происходит сегодня на медийном рынке в Грузии, отразились ли на нем последние политические события в стране?

— Безусловно, отразились как в зеркале — грузинский медиарынок "трясет" после парламентских выборов 1 октября, в результате которых произошла смена правящей партии. Значительная часть СМИ в Грузии была тесно сплетена с политикой, отражая интересы различных сил, особенно это было видно в этом году, в решающий год парламентских выборов.

До недавнего времени в Грузии существовало пять основных телеканалов, вокруг которых концентрировалась основная аудитория: "Общественный вещатель Грузии", телекомпания "Рустави 2", телекомпания "Имеди", телекомпания "Маэстро" и телекомпания "9-й канал". Из пяти основных каналов три были проправительственными.

За последние недели в Грузии закрылись множество медийных проектов, которые были аффилированы с Единым национальным движением (политическая партия Грузии, основанная Михаилом Саакашвили — ред.), утратившим свои позиции, во многих СМИ идет смена владельцев. Один из ярких примеров — телекомпания "Рустави-2", которая в течение месяца несколько раз перешла из рук в руки.

После выборов связанные с Нацдвижением финансовые группы начали "считать деньги", стало очевидным,  что они не смогут содержать такое количество СМИ, как раньше, и сейчас пытаются определиться, куда направить ресурсы. Так что в ближайшие месяцы ситуацию на медиарынке во многом будет определять эта тенденция.

С другой стороны, на медийный рынок выходит "новый старый игрок" — семья покойного грузинского олигарха Бадри Патаркацишвили, которой после выборов был возвращен телеканал "Имеди".

В этом году значительно укрепила свои позиции телекомпания "Маэстро".

Пока неясна будущая степень вовлеченности в медийный рынок капитала семьи нынешнего премьера Грузии Бидзины Иванишвили. На данный момент его супруге принадлежит "Девятый канал", который сыграл значительную роль перед выборами. На одной из последних встреч с журналистами Иванишвили сказал, что семья отстранится от управления каналом, и будет принято решение о его передаче. Новые владельцы пока не названы.

- Получается, все ведущие СМИ Грузии напрямую зависели финансово от различных политических сил?

— К сожалению, да, и степень этой зависимости очень высока. Практически все телеканалы были дотационными, зависели и сегодня зависят от финансово-политических групп. "Медиабизнес в Грузии был успешным, если он был рядом с политическими силами", — сказал недавно председатель Хартии журналистской этики Грузии Звиад Коридзе. Действительно, так. СМИ в Грузии пока так и не научились зарабатывать деньги, этап формирования СМИ как бизнеса затянулся у нас на многие годы. СМИ привыкли делать деньги на политике, а коммерчески успешны оказались единичные проекты, очень мало можно назвать таких примеров.

- Отразились ли эти процессы на русскоязычных СМИ в Грузии?

— Печатные и интернет-СМИ на русском языке не были вовлечены во внутриполитические процессы, они не были игроками на поле перед выборами, и они не зависели от капитала местных финансово-политических групп. У русскоязычных печатных СМИ здесь никогда не было много денег, в большинстве своем они выживали чудом.  Так что продолжают, как раньше, выходить газеты "Свободная Грузия", "Вечерний Тбилиси", "Тбилисская неделя" (бывший "Головинский проспект"), есть еще несколько бульварных изданий на русском языке. Также внутриполитические перемены не отразились на интернет-изданиях.

"Под раздачу" попал телеканал ПИК, который работал по контракту с Общественным вещателем Грузии и финансировался из госбюджета. Изначально это был амбициозный проект прежней правящей партии, его целевой аудиторией были люди, проживающие за пределами Грузии.

После выборов Общественный вещатель не счел нужным продолжать этот проект в прежних масштабах. А в проекте бюджета страны нового правительства на будущий год сумма, предназначенная для Общественного вещателя, не предусматривает финансирование отдельного русскоязычного канала. Сотрудники канала инициировали серию дискуссий о необходимости существования в стране русскоязычного телевидения, и последнее время много говорилось о том, что нужен канал, целевой аудиторией которого будут нацменьшинства Грузии. Однако пока это все на уровне разговоров, вроде противников этой идеи нет, но и заявок со стороны групп, которые финансово могли бы осилить проект, тоже не было. Возможно, Общественный вещатель запустит отдельные передачи на русском языке для нацменьшинств. Пока на частоте канала ПИК, который принадлежит Общественному вещателю, идут архивные программы и фильмы, а также  переводной дайджест новостей.

- Какое влияние на СМИ в Грузии оказывают новые технологии?

—  Наверно, как и везде, перемены происходят стремительно. Мультимедийность стала залогом успеха для информационного проекта, и это понимают все медиаменеджеры. Не хватает знаний, опыта, ресурсов, много делается по "методу тыка", но делается. Интернет-аудитория в стране растет быстрыми темпами, растет число пользователей социальных сетей. Практически все СМИ начинают работать в социальных сетях, на мой взгляд, пока не осознавая до конца потенциал этого направления. Без интерактива, но страницы есть у всех более или менее серьезных проектов.

Большинство интернет-пользователей Грузии живет в Facebook, ее значение трудно переоценить. Это — грузиноязычное поле, среди русскоязычных пользователей в Грузии особенно популярен "Живой журнал", где разворачиваются настоящие политические баталии.

Думаю, ближайшие годы принесут качественный скачок в интернет-направлении. Основным здесь будет интерес рекламодателей, для которых традиционно главным средством продвижения было телевидения. Самое главное, что постепенно бизнес начинает понимать значение интернет-рекламы, а это означает приток средств и возможность для СМИ разрабатывать проекты, которые финансово не будут зависимы от политики.

Елена Имедашвили родилась в 1967 году в Тбилиси, училась в МГУ, окончила факультет журналистики Тбилисского госуниверситета. В разные годы работала корреспондентом российского агентства ИМА Пресс, "Общей газеты", Международного канадского радио. Также работала в других грузинских и зарубежных СМИ. Вела ряд проектов, связанных с повышением профессионального уровня журналистики и развитием единого информационного пространства на Южном Кавказе, при поддержке Евросоюза, ОБСЕ.  Имеет опыт работы в теле- и радиожурналистике. С 2004 года — генеральный директор проекта "Новости-Грузия", осуществляемого в партнерстве с РИА Новости.

Лента новостей
0