Несгибаемый классицизм Галины Вишневской

Подписаться
Одна из самых поразительных женщин русской истории, оперная звезда Галина Вишневская умерла во вторник вечером в возрасте 86 лет – не болея, неожиданно...

ТБИЛИСИ, 13 дек - Новости-Грузия. Одна из самых поразительных женщин русской истории, оперная звезда Галина Вишневская умерла в возрасте 86 лет.

О ней, о ее жизни и творчестве - в материале Дмитрия Косырева, политического обозревателя РИА Новости.

- Одна из самых поразительных женщин русской истории, оперная звезда Галина Вишневская умерла во вторник вечером в возрасте 86 лет – не болея, неожиданно и без каких-либо видимых внешнему миру признаков угасания. Можно было бы сказать – уникальный случай стойкости (это о всей ее биографии), если бы именно среди ее поколения я не встречал очень похожих женщин. Переживших войну (Вишневская голодала в блокаду ее родного Ленинграда, в войсках ПВО защищала небо города) и что-то от этой войны сохранивших навсегда.

Иногда кажется, что Галина Вишневская – это были два очень разных человека. Оперная певица, да попросту великая оперная певица – что приходит вам в голову при этих словах? Эфемерно легкий мир, нескончаемый маскарад костюмов, феерия чувств и – как положено сопрано или тенору – нервы, капризы, эмоции.

Маскарад был, но только на сцене и лишь для зрителя. Вишневская пела в Большом театре с 1952 по 1974 год, пела буквально все возможные партии. Голос ее определяют как сопрано – не меццо, не колоратурное, а посредине. То есть этот голос мог все.

Сегодня трудно даже определить, какая партия была ее лучшей, чтобы, например, сказать: Вишневская – это прежде всего Аида. Хотя все-таки, наверное, Аида. В Большом это была опера о родине и чувстве, силе и слабости, войне и мире, как раз для Вишневской.

Но еще помню ее на сцене в роли Маргариты в "Фаусте" — и неловкое чувство: что-то не то. Роль невинной жертвы и полураспустившегося цветка, конечно, была не ее.

В общем, даже человеку, никогда не видевшему Вишневскую в последние годы на телеэкране (а она там бывала часто), можно уже догадаться, что гламур оперной дивы тут не прослеживался. Скорее – несгибаемый классицизм, на сцене и не только.

Созданный ею в Москве Центр оперного пения (фактически мини-оперный театр) не терпит модернистских переносов спектаклей из той эпохи, когда того же "Фауста" из средневековой Германии зачем-то переносят в Париж 1914 года. И Ольга из "Евгения Онегина" у Вишневской не могла бы бродить по сцене с чашкой без блюдца.

Что бы сказала по поводу этой самой чашки Вишневская? Может даже, что-то и говорила – она давала много интервью. Они интересны тем, какой человек виден за маленькими неправильностями и особенностями речи. Например, в одном из интервью: "Но я ни в жизнь не позволила бы себе в шестьдесят с лишним лет вылезать распевать девочек. Такое неприлично, непристойно". Там же: "Конечно, финансы дают достойное существование. Но есть вещи, которые невозможно купить. Например, честь".

Дело здесь, конечно, не только в военном поколении с его чувством чести, приличия, с железной сердцевиной и всем тем, что без войны могло и не обозначиться. У Вишневской много секретов личности – не тайн, а того, что многие в биографии могут и не заметить.

Кровь: русская, очень русская (девичья фамилия – Иванова), но по матери еще и – представьте такое — цыганская с польской. Она пишет об этом в своей книге "Галина", очень жесткой.

Наверное, никто так не был заворожен этой личностью, как один из самых загадочных режиссеров нашей эпохи – Александр Сокуров. Он практически одновременно снимал документальный фильм – биографию Вишневской и ее такого же "звездного" мужа, музыканта Мстислава Ростроповича, и еще – художественный фильм "Александра". Где Вишневская играла бабушку русского офицера, воюющего в Чечне.

Вот уж дальше от оперного гламура быть невозможно: хмурая женщина ходит по улицам военного городка. И невозможно представить, чтобы профессиональная актриса сыграла бы так. Этот фильм многие с опаской обходили стороной, как многое из того, что делал и делает Сокуров: слишком просто и слишком страшно.

В итоге к своим буквально десяткам орденов и званий со всего мира Вишневская добавила приз за лучшую женскую роль 2007 года по версии национальной премии Гильдии киноведов и кинокритиков России "Белый слон".

Есть ощущение, что эта, вторая, Вишневская ей самой нравилась гораздо больше, чем первая, оперная.

Это, конечно, была великая жизнь, событий хватило бы на десятки биографий. От смешной истории ухаживаний за ней Николая Булганина – как-никак премьер советского правительства после Сталина – прямо в присутствии Ростроповича: одна страна, одна эпоха. До приобретения ею поместья в 400 гектаров в Америке (да, великая певица была совсем не бедной, а как иначе): другая страна, другая эпоха.

И еще загадка – фактическая высылка из СССР в 1974 году, лишение гражданства и наград (потом, еще в 1990-м, все вернули). Из-за Ростроповича, конечно, его дружбы с Александром Солженицыным. Но все-таки — зачем?

В книге "Галина" много очень суровых определений в адрес тогдашней советской власти. И есть странное ощущение, что режим в те годы был просто мелок и глуп и Вишневскую испугался. Она была его сильнее и вправду могла бы – в каком-то фантастическом варианте прихода к власти — этот режим постепенно сделать из маразматичного умным и по-оперному великолепным. Сил и того самого чувства чести у нее бы хватило.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Лента новостей
0