FITCH подтвердило рейтинги Грузии

Подписаться
Согласно пресс-релизу, подтверждение рейтингов отражает сильный рост экономики Грузии (самыми высокими темпами среди суверенных эмитентов, рейтингуемых агентством в странах Европы с развивающейся экономикой в 2012 г.)

ТБИЛИСИ, 14 дек - Новости-Грузия. Международное рейтинговое агентство Fitch Ratings подтвердило долгосрочные рейтинги дефолта эмитента ("РДЭ") Грузии в иностранной и национальной валюте на уровне "BB-". Прогноз по рейтингам – "Стабильный". Об этом говорится в пресс-релизе агентства.

Кроме того, агентство подтвердило рейтинг странового потолка Грузии на уровне "BB" и краткосрочный рейтинг в иностранной валюте "B". Рейтинг приоритетного необеспеченного долга подтвержден на уровне "BB-".

Согласно пресс-релизу, подтверждение рейтингов отражает сильный рост экономики Грузии (самыми высокими темпами среди суверенных эмитентов, рейтингуемых агентством в странах Европы с развивающейся экономикой в 2012 г.), несмотря на слабую глобальную экономическую конъюнктуру, а также учитывает умеренные и сокращающиеся уровни госдолга и дефицитов.

Такая ситуация обеспечивает сильные стартовые условия для нового правительства премьер-министра Бидзины Иванишвили. Его коалиция "Грузинская мечта" получила контроль в парламенте в октябре 2012 г. после парламентских выборов, что ознаменовало окончание десятилетнего доминирования "Единого национального движения".

Неожиданная победа "Грузинской мечты" является тестом для демократических институтов Грузии. Михаил Саакашвили быстро признал свое поражение, однако останется на своем посту до президентских выборов в октябре 2013 г., работая в тесном сотрудничестве с г-ном Иванишвили. Премьер-министр становится самой влиятельной политической фигурой в Грузии после конституционных изменений, которые вступают в силу в следующем году. Прокуратура начала расследование в отношении некоторых членов предыдущей администрации по обвинениям в нарушениях, что усилило напряжение между правительством и оппозицией, а также вызвало обеспокоенность у иностранных дипломатов.

Новое правительство дало понять, что планирует оставить ключевые моменты экономической политики в целом без изменений. Результаты выборов мало повлияли на валютный рынок, риск-спреды и банковские депозиты. Однако некоторые политические заявления после выборов обусловили неопределенность среди инвесторов. В сочетании с неопределенностью в плане развития политической ситуации это может вызвать замедление заимствований в частном секторе и инвестиций в 4 кв. 2012 г. и 1 полугодии 2013 г.

В 2012 г. ожидается рост реального ВВП на 7%, и, несмотря на вероятное замедление инвестиций, Fitch по-прежнему прогнозирует рост на уровне более 5% в 2013-2014 гг. Инфляция в среднем была близкой к 0% в 2012 г., что позволило Национальному банку Грузии (НБГ) ослабить монетарную политику. Инфляция увеличится позже в 2013 г., однако по-прежнему будет ниже потолка НБГ в 6%.

В 2013 г. в бюджете остается целевой уровень дефицита в 3% ВВП (в 2012 г.: 3,4% ВВП), намеченный предыдущей администрацией и закрепленный в бюджетном законодательстве. Государственный долг уменьшится до уровня менее 30% ВВП в 2013 г. Однако в бюджете сокращаются некоторые инвестиционные расходные статьи при увеличении социальных, сельскохозяйственных и образовательных расходов на 2%-3% ВВП. Снижение доли капитальных расходов может уменьшить потенциал роста и сделать бюджет менее гибким в среднесрочной перспективе.

Фискальное финансирование несет небольшие риски в 2013-2014 гг. с учетом наличия сильных возможностей финансирования от международных финансовых организаций (1,5 млрд. долл., 9,4% ВВП) и государственных депозитов объемом 3,8% ВВП. Правительство располагает депозитами для финансирования выплат в размере 335 млн. долл. по бюджетной поддержке от МВФ в 2013-2014 гг.

Рейтинг Грузии сдерживается одним из самых высоких дефицитов счета текущих операций среди стран, рейтингуемых Fitch, который оценивается в 12% ВВП, хотя дефицит частично обусловлен (и на 50% финансируется) прямыми иностранными инвестициями и должен быть постоянным как доля от ВВП в сравнении с 2011 г. Fitch не ожидает существенного сокращения дефицита счета текущих операций в 2013 г.

Основные факторы, которые могут привести к негативному рейтинговому действию:

- ухудшение политической стабильности: период совместной работы президента и премьер-министра до октября 2013 г. представляет потенциальные риски для политической стабильности;
- недостатки в области фискальной и монетарной политики: риск отхода от консервативной фискальной и монетарной политики является низким, но может оказать негативное влияние на рейтинги. Неопределенность относительно проводимой политики может отрицательно сказаться на экономике и притоке заимствований и прямых иностранных инвестиций, необходимых для финансирования дефицита счета текущих операций, оказывая давление на рейтинги. В случае проведения политики, которая снизит привлекательность деловой среды в Грузии, это может сказаться на экономических показателях;
- риски, связанные с внешним финансированием: в случае увеличения дефицита счета текущих операций в будущем в сочетании со спадом притока капитала, это может привести к ослаблению обменного курса или к давлению на резервы. В случае достаточно серьезных масштабов, данный фактор может представлять риск для рейтингов.

Основные факторы, которые могут привести к позитивному рейтинговому действию:

- продолжение роста ВВП, фискальная дисциплина и более умеренные внешние дисбалансы: продолжение сильного роста ВВП, фискальная дисциплина и более умеренный уровень внешних дисбалансов способствовали бы повышению рейтингов;
- успешное завершение переходного периода продемонстрировало бы, что политические изменения в Грузии могут происходить в конституционных рамках.

Ключевые допущения и факторы, которые могут влиять на рейтинги в будущем:

- Fitch исходит из отсутствия серьезного конфликта между премьер-министром и президентом;

- рейтинговые суждения основаны на сохранении сильного роста в Грузии, что в свою очередь исходит из того, что удастся избежать дальнейших крупных экономических шоков в связи с кризисом в еврозоне. Fitch прогнозирует рост в еврозоне на 0,4% в 2013 г. после сокращения на 0,1% в 2012 г.;

- агентство исходит из того, что у Грузии сохранится доступ к превентивной кредитной линии от МВФ благодаря следованию согласованным целевым ориентирам. Отход от этих ориентиров может подвергнуть внешние финансы более высоким рискам;

- Fitch также исходит из того, что правительство будет следовать целевым ориентирам по дефициту бюджета в 2013 г. и будет соблюдать положения Акта экономической свободы в среднесрочной перспективе, согласно которому дефицит должен быть ниже 3% ВВП, кроме как при исключительных обстоятельствах;

- агентство не ожидает возобновления военных действий между Грузией и Россией в отношении спорных территорий.

Лента новостей
0