Восстановление ж/д через Абхазию вызывает много вопросов - Капанадзе

Подписаться
"В то же время я не понимаю, почему вопрос поднимается с Ереваном, и не рассматривается в других форматах. Этот вопрос надо обсуждать не с Арменией, а с Москвой", - сказал Капанадзе.

ТБИЛИСИ, 13 фев - Новости-Грузия. Директор Ассоциации реформ Грузии, бывший замглавы МИД Грузии Серги Капанадзе считает, что возможное открытие железной дороги через Абхазию вызывает много вопросов. Об этом он заявил агентству "Новости-Грузия".

Капанадзе на минувшей неделе вместе с российским экспертом, руководителем НП "Кавказское сотрудничество", редактором отдела политики журнала "Эксперт", сотрудником Центра проблем Кавказа и региональной безопасности, редактором аналитического портала "Россия-Грузия: экспертный диалог" Николаем Силаевым, принял участие в гражданских слушаниях  "Открытие железной дороги через территорию Абхазии: за и против" в Центре культурных взаимосвязей "Кавказский дом" в Тбилиси.

"Если восстановить ж/д сообщение через Абхазию, это теоретически должно иметь позитивные последствия для всех. Но сейчас не та ситуация, ни политическая, ни геополитическая, ни экономическая, которая способствовала бы воплощению этой идеи в жизнь", - заявил он. Также Капанадзе отметил, что "сегодня Грузия меньше всего заинтересована в этом проекте, а больше всего - Армения, и Россия".

"Неясно, какую экономическую выгоду получит Грузия. К тому же открытие такой дороги может иметь негативные последствия для грузоперевозок через порт Поти, для ж/д сообщения по транзитному маршруту Баку-Ахалкалаки-Карс. Когда раньше, несколько лет назад, мы ставили вопрос о возобновлении ж/д сообщения (через Абхазию), мы связывали с этим политические вопросы. Расчет был – начнем работу, и потом перейдем к другим вопросам, таким как возвращение беженцев. В 2005 году даже был готов к подписанию меморандум о создании консорциума, подписи под которым поставили представители железных дорог Грузии, России и Армении. Представители Сухуми в последний момент отказались. Но тогда грузинская сторона еще соглашалась на такой проект, так как мы делали акцент на получение политических дивидендов. Однако сегодня неясно, какие политические дивиденды мы получим", - сказал Капанадзе.

"Да, есть мнение, что проект важен с точки зрения трансформации конфликта. Но почему на данном этапе надо восстанавливать контакты и доверие именно с железной дороги? От Ингури до Псоу в настоящее время нет свободного передвижения. Так давайте вначале согласуем этот вопрос. Как мы восстановим ж/д сообщение, когда такие вопросы не решаются? И как открытие ж/д дороги будет согласовано с международным коридором таможенного мониторинга, созданным при вступлении РФ в ВТО", - отметил он. 

"И даже если решатся эти вопросы, неясно, насколько это будет хорошо в контексте региональных проектов, отношений с другими странами, например Азербайджаном. Есть и другой важный вопрос. Кто будет участвовать в проекте - Грузия, Россия, Армения и Абхазия? Четыре этих субъекта, как четыре государства? Или их железные дороги? Тогда надо помнить, что абхазская и армянская ж/д принадлежат российской железной дороге. Я предвижу также, что этот вопрос в определенной степени будет связан с вопросом статуса Абхазии. Возможно, формулировка с которой выступят российская или абхазская стороны, будет такой - давайте делать это в том формате, который так или иначе будет предусматривать суверенитет Абхазии", - указал Капанадзе.

По его словам, "вопрос и в том, кто будет гарантировать безопасность транспортировки грузов. В 2005 году, когда шла речь о меморандуме, Абхазия собиралась гарантировать безопасность дороги от Очамчира до Псоу, миротворцы - от Зугдиди до Очамчира. Как будет сейчас, непонятно. Вопрос, какие грузы будут перевозиться. Это будет транзит в Армению, остановка в Грузии, или как? И будет это обычный грузооборот, или также перевозка военных грузов?", - сказал Капанадзе.

"Мы начинаем разговаривать на эту тему, хотя мы не та сторона, которая больше всех заинтересована в проекте. В то же время я не понимаю, почему вопрос поднимается с Ереваном, и не рассматривается в других форматах. Этот вопрос надо обсуждать не с Арменией, а с Москвой. Армения заинтересована в проекте, но тут она не наш главный партнер", - сказал Капанадзе.

Лента новостей
0