Заключение Венецианской комиссии о реформе Совета юстиции Грузии

Подписаться
С просьбой оценить поправки в закон "Об общих судах" к Венецианской комиссии обратились в начале декабря прошлого года.

ТБИЛИСИ, 12 мар – Новости-Грузия. Изменения, которые наряду с другими вопросами предусматривают также и реформирование Высшего совета юстиции Грузии, "приближает" закон Грузии об общих судах "к европейским стандартам" и "является прогрессом независимости" Высшего совета юстиции, говорится в документе Венецианской комиссии

При этом как сообщает Civil.ge отмечено, что некоторые предложения являются "спорными", в том числе и то положение, которое предусматривает досрочное прекращение полномочий действующим членам Высшего совета юстиции. Венецианская комиссия советует не обновлять полностью совет, несмотря на то, что существующие правила укомплектования совета могут быть "неудовлетворительными".

Изменения в законе "Об общих судах", которые были разработаны министерством юстиции и представлены парламенту в декабре 2012 года, новым правительством объявлены главным компонентом своего курса по обеспечению независимости судебной системы.

С просьбой оценить законопроект к Венецианской комиссии обратились в начале декабря прошлого года на фоне того, когда существовали противоречия по некоторым пунктам законодательных изменений, в частности, относительно приостановления срока полномочий действующим членам Высшего совета юстиции.

Первоначально, правительство и "Грузинская мечта" якобы торопились с принятием инициативы и даже приняли законопроект в первом слушании в парламенте 20 декабря; Однако процедуры были приостановлены, и правительство согласилось дождаться рекомендаций Венецианской комиссии, которая заключение по данному законопроекту приняла на пленарном заседании 8-9 марта и опубликовала 11 марта.

Центральной частью пакета законодательных изменений является изменение правил укомплектования Высшего совета юстиции.

Высший совет юстиции курирует судебной системой и обладает полномочиями назначения и освобождения с должностей судей, а также осуществления дисциплинарного делопроизводства против судей.

Обеспечение роли оппозиции в избрании членов Высшего совета юстиции, не являющихся судьями.

Председателем Высшего совета юстиции автоматически становится действующий председатель Верховного суда, и в связи с тем, что это правило гарантировано Конституцией, оно остается неизменным.

По существующим правилам, двух из 14 членов совета назначает президент, а четыре места принадлежат членам парламента.

Предложенный законопроект предусматривает изменение этого правила таким образом, чтобы президент уже не мог назначать членов совета, а также, чтобы депутаты не могли стать членами Совета юстиции.

Вместо этого в законопроекте содержится инициатива, чтобы эти шесть мест заняли представители академических кругов юристов, неправительственных организаций с юридическим профилем и Ассоциации адвокатов Грузии.

Согласно предложению, эти группы – соответствующие неправительственные организации, юридические школы и юридические департаменты различных университетов, а также Ассоциация адвокатов Грузии – смогут представить кандидатов, которые в дальнейшем должны быть утверждены парламентом.

Венецианская комиссия приветствовала это изменение, однако также выступила с рекомендацией, чтобы оппозиция также могла повлиять на утверждение кандидатов на этих шести местах.

С этой целью комиссия предложила, чтобы утверждение кандидатов в парламенте происходило бы или 2/3 голосов, или по какому-нибудь пропорциональному методу. Однако Венецианская комиссия также советует властям, что если парламент изберет вариант 2/3 голосов, этот вариант также должен предусматривать т.н. "антитупиковый механизм", то есть такое средство, которое позволит избежать ситуации, когда не удается набрать 2/3 голосов и из-за этого не удается полностью укомплектовать совет.

По заявлению Венецианской комиссии, власти Грузии должны решить, какой вариант выберут, но в любом случае, антитупиковый вариант не должен быть таким, чтобы невозможно было обеспечить достижение соглашения в парламенте.

Компонент судей среди членов Высшего совета юстиции

Остальные 8 членов Высшего совета юстиции являются судьями, которых избирает самоуправляющийся орган – Конференция судей; Последний собирается, как минимум, в год раз. В предложенном законопроекте этот принцип остается неизменным, однако он существенно меняет правила избрания судей в совет самоуправляющимся органом.

По существующим правилам, председатель Верховного суда Константин Кублашвили имеет эксклюзивное право представлять судей в качестве кандидатов в члены совета. Далее конференция судей голосует за представленных кандидатов; Голосование не является тайным.

Кроме того, Конференция судей избирает Административный комитет из девяти членов, который имеет полномочия осуществлять некоторые функции Конференции судей в период между конференциями.

Делегированные Административному комитету функции также охватывают и избрание члена Высшего совета юстиции – это положение Венецианская комиссия посчитала "конституционно сомнительным", так как в Конституции Грузии говорится, что решение о заполнении компонента судей в Совете юстиции принимает Конференция судей.

В настоящее время в Высшем совете юстиции находятся три судьи, которые заняли место на основании решения Административного комитета, вместо того, чтобы были бы избраны напрямую Конференцией судей.

Законопроект предусматривает изменение этого действующего правила. Согласно этому предложению, председатель Верховного суда должен лишиться эксклюзивного права представлять кандидатов и вместо этого, каждый судья должен получить право самому представлять кандидата; Это предложение также предусматривает и введение правила тайного голосования.

Венецианская комиссия заявила, что эти "важные изменения можно приветствовать".

Спорный пункт – ограничения

В отношении членов Высшего совета юстиции, являющимися судьями, предложенный законопроект устанавливает определенные ограничения в связи с тем, кто может быть избран.

В частности, законопроект запрещает избирать членами Совета юстиции председателей судов и их заместителей, а также председателей палат и коллегий. Те же правила действуют и в отношении тех лиц, которые занимали эти должности в течение последнего одного года.

Из восьми судей, являющихся действующими членами Высшего совета юстиции, шесть подпадают под такие категории.

В качестве аргумента к такому ограничению министерство юстиции называет то, что это помешает концентрации очень широкой власти в руках судебных служащих высокого ранга, и кроме того, поможет избежать возникновения конфликта интересов.

"Легко понять желание обеспечить то, чтобы в Высшем совете юстиции не были представлены только судьи высшего ранга. Однако если совет в целом должен представлять судебную власть, тогда, в принципе, неправильно будет лишать какого-нибудь представителя судебной системы такой возможности", - заявила Венецианская комиссия.

Однако Венецианская комиссия также заявляет, что может быть установлен максимальный предел для тех председателей судей и палат, которые смогут стать членами Высшего совета юстиции; Этот закон в качестве альтернативного варианта может ввести правило, согласно которому, в случае избрания судьи в члены Совета юстиции, он должен будет покинуть должность председателя судьи.

Спорный пункт – досрочное приостановление полномочий

Проект законодательных изменений предусматривает прекращение полномочий действующих членов Высшего совета юстиции сразу после вхождения в силу закона; Это не касается председателя Верховного суда, членство которого в Совете юстиции гарантировано Конституцией.

Министерство юстиции и коалиция "Грузинская мечта" в качестве главного аргумента этого предложения называют то, что существующие правила укомплектования Высшего совета юстиции содержат столько недостатков и настолько они "недемократичны", что было бы логично полностью обновить Высший совет юстиции.

Венецианская комиссия заявила, что она проинформирована "о той дилемме, которая стоит перед властями Грузии".

"Несмотря на это, даже в том случае, если действующие (правила) укомплектования Высшего совета юстиции кажутся неудовлетворительными, Венецианская комиссия рекомендует, чтобы члены (совета) закончили свои мандаты", - заявила комиссия.

Венецианская комиссия подчеркнула, что важной функцией Высшего совета юстиции является защита судей от политического влияния.

"Из-за этого нецелесообразно было бы допущение полного обновления состава Высшего совета юстиции после парламентских выборов… Используя свои законодательные полномочия парламент должен воздерживаться от принятия таких мер, которые создадут угрозу беспрерывности членов Высшего совета юстиции. Досрочное освобождение с должности всех членов совета создаст прецедент, в результате которого любое новое правительство или новый парламент, которому не понравятся правила укомплектования совета или его состав, сможет досрочно его приостановить и заменить его новым советом", - заявляет Венецианская комиссия.

Однако комиссия также заявила, что есть возможность для принятия "переходных мер", чтобы "действующий совет приблизился бы к новому методу укомплектования".

Венецианская комиссия также заявила, что это может быть сделано с тем условием, чтобы "действующие председатели судов ушли бы в отставку с занимаемых должностей, чтобы остались членами Совета юстиции".

Еще одна такая мера, которую предлагает Венецианская комиссия, заключается в том, чтобы Конференции судей предоставить право на утверждение осуществленных Административным комитетом назначений – такая мера означает, что в случае ее осуществления, полномочия тех трех судей, которые стали членами совета по решению Административного комитета, вместо их избрания напрямую Конференцией судей, были утверждены Конференцией судей, чтобы они смогли продолжить работу в качестве членов Высшего совета юстиции.

Лента новостей
0