Ищенко: Эксперты должны выявить общие тенденции для бывшего СССР

Подписаться
14-16 мая 2013 года в Харькове состоится Первый международный форум «Постсоветский мир 2020 – риски, вызовы, сценарии», организованный по инициативе и при участии Лиги экспертов постсоветского пространства.

ТБИЛИСИ, 7 мая - Новости-Грузия.

... Украина, точнее – Харьков, опять станет центром некоего мозгового штурма, направленного на выяснение, на каком свете (или в каком месте) находятся так называемое постсоветское пространство и Украина в том числе. 14-16 мая 2013 года в  Харькове состоится Первый международный форум «Постсоветский мир 2020 – риски, вызовы, сценарии», организованный по инициативе и при участии Лиги экспертов постсоветского пространства (ЛЭПП). Решение о создании ЛЭПП было тоже принято в Украине – в Алуште 31 марта нынешнего года. Членство в ЛЭПП для эксперта – дело сугубо добровольное. О харьковском Форуме, о ЛЭПП, о планах на будущее и нынешних проблемах рассказывает член Совета Лиги экспертов, президент Центра системного анализа и прогнозирования Ростислав Ищенко (Украина). Текст интервью подготовил Владимир Скачко, Киев - специально для агентства РИА Новости.

- Ростислав, Лига экспертов постсоветского пространства – ЛЭПП – звучная аббревиатура. Напоминает ЛЭП, то есть линию электропередач. Что же собирается новая международная структура передавать обществу из того, что общество еще не знает?

- Структуры состоят из людей. В момент создания структуры (а ЛЭПП только создается) у каждого ее члена свое видение смысла, цели и методов функционирования. Для начала все эти мнения (высказанные и невысказанные) надо просто собрать и попытаться свести воедино – выработать некий консенсус. Эксперты – люди амбициозные, практически каждый точно знает, как именно следует осчастливить если не все человечество, то, как минимум, свою страну. Так что не думаю, задача перед нами стоит нелегкая, и, уверен, что часть людей потеряется по пути. И возможно, далеко не худшая.

Что касается «передачи обществу», то не стану расписываться за всех коллег, но, с моей точки зрения, эксперты, прежде всего политологи, работают не с обществом, а с отдельными людьми и структурами (в основном с политиками и политическими структурами). И поэтому они, скорее всего, будут давать довольно конкретный анализ происходящего. А мы постараемся выявить наиболее общие тенденции. Это естественно – ведь и патологоанатом не докладывает всему обществу о каждом отдельном вскрытии. Поэтому сигналы, посылаемые экспертами обществу, можно определять не по тому, что они говорят, а по тому, что они делают и как делают. Сам факт сбора большого количества экспертов – необходимость для индивидуалистов собраться вместе и сравнить позиции – свидетельствует о том, что постсоветское пространство переживает глубочайший системный кризис и в том виде, в котором существовало 20 лет, существовать уже не может. Грядут перемены, эксперты это чувствуют. Есть проблема выбора между постсоветской интеграцией и дальнейшей дезинтеграцией, теперь уже бывших союзных республик.

- Как возникла идея создания такой организации и – это главное! – для чего?

- Идея возникла тогда же, когда и идея формирования Клуба главных редакторов стран СНГ, Балтии и Грузии – года 3-4 назад, потом начались об этом более конкретные разговоры в в 2011 году на Форуме европейских и азиатских медиа (ФЕАМ) в Казахстане. Но тогда ограничились созданием родственной нам структуры Клуба главных редакторов. А вот создать оргкомитет ЛЭПП решили на следующем заседании ФЕАМа в Минске в декабре 2012 года. Просто собрать и заинтересовать совместной деятельностью журналистов проще, чем экспертов. А для чего? У каждого свой подход. Я уверен, что в Харькове соберется достаточно много людей, этот подход разделяющих. В то же время будут и другие. Кто-то, наверное, хочет укрепить личные позиции, кому-то интересно повысить личную капитализацию, кто-то просто считает своим долгом посещать все экспертные тусовки.

- Как удалось в наше кризисное время найти и организаторов и спонсоров такого мероприятия? Грубо говоря, чей это «заказ»?

- Подготовительные мероприятия проводились, в основном, усилиями трех (из семи) членов совета лиги (двое из этих трех граждане Украины), не только тративших на это личное время, но и подключивших к работе свои структуры. Значительное число участников, в том числе зарубежных, прибывают на форум за свой счет. Часть билетов для экспертов из стран СНГ согласилось оплатить РИА «Новости». Кроме того, интерес к мероприятию проявили харьковские политики и местный бизнес. Их интерес понятен и практичен. Форум собирает большое количество экспертов – хорошо знакомых гражданам Украины и пользующихся у своей аудитории авторитетом. Засветка политика или бизнесмена на таком форуме, с точки зрения рекламной практики, ничем не хуже, чем сфотографироваться вместе с чемпионом мира по боксу, а с точки зрения практики политической – на порядок выгоднее, поскольку эксперты все-таки воспринимаются как люди, разбирающиеся в политике, а чемпион мира по боксу – как человек, разбирающийся в травматологии.

Поэтому, как мне представляется, возможность провести форум появилась благодаря тому, что в одной точке сошлись разные интересы разных людей и структур. Каждый надеется получить от этого что-то свое. Кто-то в краткосрочной перспективе, а кто-то в долгосрочной. В конце концов, Всемирный экономический форум в Давосе когда-то родился благодаря сумасбродной идее жителя никому не известного провинциального швейцарского городка, который решил делать ставку не на привлечение горнолыжников в течение всего сезона, а на двухнедельное собрание политиков и экспертов. И не прогадал.

- Таких попыток объединения интеллектуалов из стран, возникших из бывших «республик-сестер» Советского Союза, за время после его распада было много, но все они заканчивались практически ничем – приятными посиделками и соревнованиями в словесном блуде. Какие гарантии того, что ЛЭПП не повторит судьбу предшественников?

- Я не рассматриваю это как объединение. Объединить интеллектуалов невозможно в принципе. Интеллектуал в значительной степени самодостаточен и стремится убедить общество в правильности именно своих идей. Политическим экспертам, однако, так же как и шахматистам, и ученым, необходимо общение в своей среде, обмен мнениями, сравнение идей, борьба и дискуссии, иначе они интеллектуально истощаются. В то же время, в ходе дискуссий серьезных оппонентов, из столкновения их идей и аргументов, зачастую выкристаллизовываются качественно новые идеи, а обществу предлагаются оригинальные решения. Вот в этом я и вижу задачу и значение форума. Дело политика сделать выбор среди многих предложений. Результат оценивает народ: в лучшем случае на выборах, в худшем – на баррикадах.

- Почему в программе форума ЛЭПП есть закрытое заседание, которое должно оценить положение дел на постсоветском пространстве так, чтобы об этом не знали журналисты? Что, так страшен диагноз?

- С моей точки зрения, диагноз действительно неутешителен, хотя летальный исход не только не предрешен, но и вовсе не обязателен. Но особенность закрытого заседания не в том, чтобы оставить журналистов без информации. Вы же понимаете, что из 30-и экспертов 29 сами все расскажут. Просто необходим открытый обмен мнениями, а эксперт, увидев журналистов, обязательно будет прикидывать, как и что сказать выгоднее и т.д. Форум лишится значительной части своего смысла. Так что закрытое заседание не для того, чтобы скрыть правду, а чтобы стимулировать ее оглашение.

- Поможет ли ЛЭПП своей долей ума превратить, наконец, постсоветское пространство, сбитое в рыхлую кучу под названием СНГ, в нечто качественно иное, например, в евразийское пространство, на котором уже в 2015 году Россия собирается строить Евразийский Союз?

- ЛЭПП – не волшебная палочка, а место для оценки ситуации и выработки рекомендаций профессионалами. Как я уже говорил, действенность форума будет зависеть не только от качества профессионалов, но и от востребованности политиками экспертной оценки в принципе.
ЛЭПП можно сравнить с ярмаркой талантов. Что вы выберете, зависит от уровня вашего интеллекта, вашего соответствия занимаемой должности. Но от вашего выбора зависит судьба не только страны и народа, но и лично ваша.

- Как вы можете объяснить участие в ЛЭПП представителей стран, явно стремящихся не в Евразийский Союз, например, стран Прибалтики, уже ушедшей в Евросоюз, или той же - Грузии?

- Мы говорим о постсоветском пространстве, а не о пространстве СНГ или Таможенного союза. Кроме того, мы говорим о собрании экспертов, а не единомышленников. Среди моих идеологических и политических оппонентов есть люди, которых я глубоко уважаю и высоко ценю именно как экспертов. И далеко не все мои политические единомышленники являются высокопрофессиональными политическими экспертами, даже если кормятся с этой нивы. Так что здесь все логично. Лига объединяет экспертов, а в рамках Лиги никто не мешает создать группу единомышленников. Слушать надо всех, даже врага надо знать в лицо, а уж кого услышать – выбирать вам.

- Украина, как место первого заседания ЛЭПП, – это случайность или в этом есть некий скрытый, сакральный смысл?

- Нет. Но и полной случайностью я это не назову. Украина на постсоветском пространстве по количественному и качественному составу экспертного сообщества уступает только России, а по разнообразию идей, концепций и моделей, предлагаемых экспертами, может претендовать на первое место. Кстати, на Украине сильны и региональные экспертные школы, в том числе и в принимающем ЛЭПП Харькове. Поэтому проводить первый форум ЛЭПП технически было удобнее на Украине. Кроме того, из 7-и соучредителей, соорганизаторов ЛЭПП, членов совета ЛЭПП трое – граждане Украины. Так что выбор места логичен, но не имеет двойного дна.

- Не станет ли ЛЭПП школой интеллектуальной подготовки так называемых «агентов влияния», носителей «мягкой силы», которые понесут в мир идеи нового многополярного мира, в котором как-то переформатированное постсоветское пространство займет место одного из таких центров если не силы, то влияния?

- Станет. Любой эксперт – «агент влияния», носитель «мягкой силы». Его работа не решать, но влиять на тех, кто принимает решения. А вот какие идеи эксперт несет в мир, какие взгляды он отстаивает – вопрос выбора самого эксперта, его убеждений, взглядов, совести, профессионализма. Поэтому ЛЭПП, если она состоится (а это вопрос не одного первого форума), станет школой интеллектуальной подготовки, но не станет школой подготовки идеологической. В конце концов, политика – игра с ненулевой суммой и правильных решений в ней может быть несколько.

И все же, в первую очередь ЛЭПП, чтобы стать чем-то, должна стать школой интеллектуальной конкуренции. Только играя с сильным противником, вы повышаете свой уровень.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лента новостей
0