Когда выбор сделан: взгляд Грузии на интеграционные проекты

Подписаться
- Приоритетом Грузии является западный вектор – интеграция с Евросоюзом и НАТО. Что не мешает правительству стремиться к нормализации торгово-экономических отношений с Россией, отмечают российские эксперты.

ТБИЛИСИ, 3 июн - Новости-Грузия.

Артем Пылин - к.э.н., научный сотрудник Центра постсоветских исследований Института экономики Российской Академии наук (материал предоставлен агентством РИА Новости)

- Приоритетом Грузии является западный вектор – интеграция с Евросоюзом и НАТО. Что не мешает правительству стремиться к нормализации торгово-экономических отношений с Россией, отмечают российские эксперты.

Ключевые внешнеполитические приоритеты закреплены в Грузии на законодательном уровне. В марте 2013 г. резолюция парламента «Об основных направлениях внешней политики Грузии» определила главный приоритет страны – это «интеграция в европейские и евроатлантические структуры». Согласно резолюции, Тбилиси будет вести переговоры с НАТО и ЕС «о модальности и сроках» полноправного членства. Основными задачами для руководства страны определены защита независимости и суверенитета, деоккупация и восстановление целостности в международно-признанных границах.

Что же касается дипотношений с Россией, прерванных войной 2008 года, то в принятой резолюции особо подчеркивается необходимость их урегулирования. Однако в то же время документом определено, что Грузия не может иметь дипломатических отношений со странами, которые признали Абхазию и Южную Осетию. Резолюция исключает также возможность вступления Грузии "в военно-политические или таможенные союзы" с такими государствами, которые признают независимость Абхазии и Южной Осетии. По сути, этот пункт документа исключает членство Грузии в СНГ, ТС–ЕЭП, Евразийском экономическом союзе и ОДКБ.

В ЕС и НАТО

Внешнеполитическая ориентация Грузии на Европейский союз и НАТО во многом обусловлена несколькими главными причинами. Во-первых, Грузия является крупным получателем внешней финансовой помощи, прежде всего, со стороны США и различных структур ЕС, размеры которой существенно возросли после августовского конфликта 2008 года (как известно, в октябре 2008 г. западные страны выделили Грузии 4,5 млрд долл. финансовой помощи в течение 2008-2010 гг. на преодоление результатов военного конфликта, из которых 2,5 млрд — долгосрочный низкопроцентный заем, а 2 млрд — грант).

Во-вторых, реализация Грузией своего транзитного потенциала во многом стала возможна благодаря поддержке ЕС, Турции и США в строительстве трубопроводов, проходящих по грузинской территории в обход России (имеются в виду нефтепровод Баку – Тбилиси – Джейхан и газопровод Баку – Тбилиси – Эрзурум).

В-третьих, тесное сотрудничество с НАТО рассматривается властями Грузии как важнейший фактор обеспечения национальной безопасности страны.

Укрепление отношений с Евросоюзом стало ключевым направлением внешней политики Грузии сразу после так называемой “революции роз”, произошедшей в ноябре 2003 г. и поддержанной европейским сообществом. Важным этапом стало включение в 2004 г. Грузии в Европейскую политику соседства (ЕПС). В 2006 г. ЕС и Тбилиси приняли пятилетний План действий ЕПС для углубления двустороннего взаимодействия, который впоследствии был продлен. В результате Грузия существенно продвинулась вперед по вопросам сближения законодательства, норм и стандартов страны со стандартами Евросоюза.

В условиях мирового кризиса Грузия в мае 2009 г. стала участником новой программы ЕС – «Восточное партнерство». В июле 2010 г. начались переговоры между ЕС и Грузией по заключению двустороннего Соглашения об ассоциации, которое включает в себя Соглашение о глубокой и всеобъемлющей зоне свободной торговле с ЕС (DCFTA).

Ожидается, что на саммите инициативы «Восточное партнерство», который пройдет в ноябре 2013 г. в Вильнюсе, может произойти парафирование Соглашения об ассоциации. Однако вопрос членства Грузии в Европейском союзе пока не стоит на повестке дня.

Проведенные европейскими специалистами исследования по оценке последствий принятия торгового соглашения ЕС – Грузия показывают ожидаемые положительные экономические эффекты. В долгосрочной перспективе ВВП Грузии увеличится на 4%.

В отраслевом измерении эффекты от создания ЗСТ с ЕС будут носить двоякий характер. Эксперты прогнозируют, что в Грузии от подписания DCFTA выиграют такие отрасли, как химическая промышленность, производство резины и пластмасс, машиностроение и приборостроение, а также металлургия. Отрицательные последствия испытают животноводство и мясное производство, пищевая промышленность, производство электроники. В целом ожидается увеличение притока в Грузию инвестиций.

Но получение позитивных экономических эффектов от углубления торговой интеграции с ЕС во многом будет тормозиться слабостью грузинской экономики. Грузия еще с 1999 г. является бенефициарием общей системы преференций Евросоюза (GSP), согласно которой были сняты таможенные пошлины на некоторые виды грузинской экспортной продукции для рынка ЕС. С 2005 г. в отношении Грузии действует дополнительная поощрительная система «Специальная система поощрения устойчивого развития и эффективного управления» (GSP+), обеспечивающая ввоз грузинской продукции в ЕС по сниженным таможенным сборам или же вообще без пошлин. Однако эти меры не позволили существенно увеличить долю ЕС в грузинском экспорте, а в условиях мирового кризиса доля Евросоюза в экспорте Грузии стала даже сокращаться.

Отчасти это связано с тем, что предоставляемые Грузии в торговле с ЕС льготы часто носят формальный характер. Так, например, грузинские вина не освобождены от таможенных сборов, что снижает их конкурентоспособность в ЕС. Кроме того, ввоз многих грузинских продуктов на европейский рынок запрещен по санитарным нормам (мед, лекарственные растения). В итоге, из 7200 наименований, потенциально способных освоить рынок ЕС, Грузия экспортирует на общеевропейский рынок лишь около ста.

Евразийский вектор?

Параллельно укреплению взаимодействия с Европейским союзом Грузия стремилась углублять свои отношения с Азербайджаном, который стал для нее основным поставщиком углеводородов, и Турцией, благодаря которой реализуется транзитный потенциал страны. Эти две страны с 2006 г. стали крупнейшими торговыми партнерами Грузии.

На этом фоне наблюдалось резкое ухудшение грузино-российских отношений. До 2006 г. Россия была крупнейшим торговым партнером Грузии, но с приходом к власти Саакашвили грузино-российские экономические отношения существенно изменились. В марте 2006 г., после "шпионского скандала" с задержанием в Грузии российских граждан, Россия ввела торговое эмбарго на импорт грузинской продукции. Наиболее чувствительным для экономики Грузии оказался запрет на ввоз вина и минеральной воды, составлявших существенную часть грузинского экспорта. Понятно, что после августовской войны 2008 года грузино-российские отношения окончательно зашли в тупик.

Важным внутрирегиональным событием стало завершение процесса выхода Грузии из состава СНГ 18 августа 2009 г. При этом Грузия осталась участницей примерно 75 соглашений, оформленных в формате СНГ. Тем не менее, выход Грузии из состава Содружества не позволил ей присоединиться к договору о многосторонней зоне свободной торговли СНГ, который был подписан в октябре 2011 г. восемью странами-членами организации. Примечательно, что Азербайджан  также не подписал этот договор.

Позиция Грузии относительно проекта евразийской интеграции, несмотря на смену власти в октябре 2012 г., принципиально не изменилась. Официальный Тбилиси не предусматривает вступления страны в формирующееся интеграционное объединение. Причем это консолидированная позиция политической элиты страны, т.к. соответствующая резолюция была принята единогласно, в том числе и депутатами партии президента Саакашвили «Единое национальное движение» и коалицией «Грузинская мечта» во главе с премьером Иванишвили.

Новый глава грузинского МИДа Майя Панджикидзе еще в ноябре 2012 г. заявила о том, что курс на европейскую и евроатлантическую интеграцию – необратимый процесс, а единственные объединения, куда Грузия стремится вступить, – НАТО и ЕС. Позднее эту позицию подтвердил и министр экономики Гиоргий Квирикашвили, сообщив в феврале 2013 г., что "Грузия не будет рассматривать вопрос вступления в Таможенный союз ни в ближайшее время, ни в ближайшей перспективе".

Вместе с тем, в обществе существуют и противоположные точки зрения. Председатель партии «Свободная Грузия», руководитель фракции Тбилисского городского собрания Каха Кукава уверен, что интегрироваться в евразийский проект для Грузии жизненно важно: «Практика показывает, что никакой другой альтернативы нет - главные отрасли нашей экономики прямо зависят от российского рынка». Эксперт Института стратегического развития Рамаз Дурглишвили также считает, что евразийская интеграция – «серьезный процесс», и Грузия только выиграет от участия в нем.

Некоторые местные эксперты связывают участие Грузии в евразийском проекте с возможностью решить проблему территориальной целостности страны. Так, например, правозащитный журналист Заза Давитая, считает, что создание Евразийского союза решает проблемы и экономические, и территориальной целостности Грузии. Главный редактор информационно-аналитического агентства "Грузинформ" Арно Хидирбегишвили полагает, что воссоединение Грузии и России в едином экономическом и политическом пространстве по примеру Евросоюза повлечет за собой воссоединение Грузии с Абхазией и Южной Осетией по формуле "Грузия + Россия = Грузия + Абхазия + Южная Осетия".

Действительно, евразийский проект потенциально представляет для Грузии экономический интерес. В случае участия Грузии в данном проекте будут созданы условия для свободного доступа грузинской продукции на традиционный, прежде всего, российский рынок, активизируется инвестиционное взаимодействие двух стран, будет введен безвизовый режим.

По мнению международных аналитиков, нельзя не учитывать и то, что народы России и Грузии объединяет общая история и культура, христианские ценности, родственные связи, многочисленная грузинская диаспора в РФ. Продолжающийся разрыв двусторонних отношений воспринимается по обе стороны Главного Кавказского хребта как «состояние ненормальное и подлежащее исправлению».Но серьезным препятствием участия Грузии в евразийском проекте остается пока трудноразрешимая проблема территориальной целостности страны в условиях признания Россией независимости Абхазии и Южной Осетии.

Несмотря на отказ Грузии участвовать в процессах евразийской интеграции, возобновление полноценных торгово-экономических отношений с Россией объявлено  важным направлением деятельности нового грузинского правительства. Та же глава МИД Панджикидзе отмечает, что "одной из важнейших целей внешней политики страны является возобновление отношений с Россией". Речь идет именно о возобновлении торгово-экономических отношений. Такая активизация российско-грузинских экономических связей необходима, прежде всего, самой Грузии, которая остро нуждается в емком рынке сбыта своей продукции в условиях постоянного дефицита внешней торговли.

Отметим, что и сейчас в экономике Грузии весьма широко представлены российские банки. А денежные переводы из России продолжают играть весьма ощутимую роль, составив в 2012 г., по данным Центробанка РФ, 733 млн долл., или 4,6% ВВП Грузии.

Возобновление полноценных торгово-экономических отношений с Россией предоставило бы возможность Грузии поддержать собственное сельское хозяйство и многие отрасли пищевой промышленности, которые за последние годы сильно пострадали от наплыва турецкого импорта. При этом Россия могла бы стать одним из источников финансирования традиционных секторов грузинской экономики, что, в свою очередь, способствовало бы укреплению пророссийского вектора среди деловых кругов Грузии.

Расширение торгово-экономических связей двух стран чаще всего связывается с возобновлением поставок грузинских вин и минеральных вод в Россию. В 2005-2006 гг. больше половины российского рынка занимали молдавские и грузинские вина, Грузия, до введения торгового эмбарго, продавала в Россию 40 млн бутылок вина в год. Впоследствии Тбилиси не удалось найти полноценную замену российскому рынку для своей продукции, доля натуральных виноградных вин в грузинском экспорте сократилась более чем в три раза, а минеральных вод – почти в два раза.

По оценкам специалистов, возвращение грузинского винного экспорта к уровню 2006 г. в современных условиях практически невозможно, т.к. за прошедшие годы произошел коренной передел рынка импортного вина в России. Между тем, сейчас выделяются несколько других перспективных направлений грузинского экспорта в Россию: металлургия (прежде всего, черные металлы, марганец и ферромарганец), электроэнергия и дешевые вина. В перспективе возможны закупки мяса, наиболее дешевых товаров легкой промышленности (одежды), цемента, некоторых видов металлической продукции, но развитие этих направлений будет определяться как успехами грузинской экономики, так и длительными переговорами бизнесменов и экспертов.

Как справедливо отмечают российские политологи-международники, «торгово-промышленная дипломатия» может стать каналом полуофициального политического диалога двух стран, наряду с официальным каналом, предоставленным Швейцарией.

- мнение автора может не совпадать с мнением редакции -

 

 

 

 

 

 

Лента новостей
0