ТБИЛИСИ, 1 авг – Новости-Грузия, Наталия Смольникова. Тбилисский городской суд в четверг, 1 августа, пояснил детали оправдательного приговора, согласно которому с Бачо (Бачаны) Ахалая были сняты обвинения в пытках, незаконном лишении свободы и превышении служебных полномочий в период его пребывания на посту министра обороны Грузии по одному из уголовных дел, возбужденных против него.
По делу также проходили экс-начальник и бывший заместитель начальника Объединенного штаба ВС Грузии Георгий Каландзе, бывший начальник второй пехотной бригады Сенаки и бывший заместитель начальника Объединенного штаба Мераб Кикабидзе, бывший командир четвертой бригады Зураб Шаматава, сержант четвертой бригады Александр Горгадзе, экс-глава департамента по исполнению наказаний Гага Мкурналидзе и бывшие сотрудники департамента - Манучар Дараселия и Георгий Кинцурашвили. Допрошены были 30 свидетелей защиты и 93 – обвинения, из которых 26 пострадавших. Всего состоялось 50 заседаний.
"Бачана Ахалая обвинялся по двум эпизодам превышения служебных полномочий лицом, занимающим государственно-политическую должность, с примением насилия и оскорблением личного достоинства пострадавшего. А также по двум эпизодам незаконного лишения свободы заранее сговорившейся группой. Отсюда, один был совершен с применением опасного для жизни и здоровья насилия, а второй - в отношении двух или более лиц, а также в пытках, совершенных вместе с соучастниками с использованием служебного положения в отношении двух или более лиц", - заявил спикер-судья Георгий Аревадзе на брифинге в четверг, 1 августа.
В рамках данного дела рассматривались четыре эпизода. В частности, согласно одному из эпизодов дела, 26 октября 2011 года, Ахалая, Каландадзе, Шаматава и Горгадзе нанесли физическое и словесное оскорбление пяти военнослужащим четвертой пехотной бригады.
Второй эпизод касался словесного и физического оскорбления и незаконного пресечения свободы гражданина Звиада Абесадзе со стороны Ахалая и Каландадзе вместе с Мкурналидзе, Дараселия и Кинцурашвили 12 сентября 2011 года. Как заявил ранее следствию Абесадзе, угрожая расправой, от него потребовали передать в дар министерству по исполнению наказаний, пробации и юридической помощи дорогостоящий автомобиль.
Третий эпизод дела касался нанесения словесных и физических оскорблений Зурабом Шаматава в присутствии военных командующему ротой Паате Пааташвили в сентябре 2011 года за то, что он незаконно пронес в военную часть мобильный телефон.
Четвертый эпизод касался словесного и физического оскорбления и пресечения свободы 17 военнослужащих со стороны Ахалая и Каландадзе при соучастии Горгадзе, а также их пыток со стороны Ахалая и Кикабидзе в период с 18 по 20 февраля 2010 года.
"Суд решил оправдать Бачану Ахалая, Георгия Каландадзе, Гагу Мкурналидзе, Мераб Кикабидзе, Манучара Дараселия и Георгия Кинцурашвили по всем предъявленным обвинениям", - заявил Аревадзе.
Что касается Горгадзе, он был оправдан по двум пунктам части 3 статьи 143 (незаконное лишение свободы в отношении двух или более лиц, совершенное заранее сговорившейся группой). При этом обвинение в превышении служебных полномочий с использованием насилия или оружия с оскорблением личного достоинства пострадавшего (пункты "б" и "г" часть 3 статьи 333 УК Грузии) было переквалифицировано. В частности, он был признан виновным по части 1 статьи 125 УК Грузии (избиение) и приговорен к 140 часам общественных работ, но на основе объявленной амнистии был освобожден от наказания.
Обвинение таким же образом было переквалифицировано в отношении Зураба Шаматава, который обвинялся по двум эпизодам – Пааты Пааташвили и четвертой бригады, в частности по пунктам "б" и "г" 3 статьи 333 УК Грузии по каждому из них. Шаматава также был освобожден от наказания.
По словам Аревадзе, в течения месяца суд вернет сумму залога, которую внесли Каландадзе, Шаматава и Горгадзе.
Ахалая останется в заключение, несмотря на оправдательный приговор, так как в процессе рассмотрения находятся еще два дела - о тюремном бунте 2006 года и об издевательстве над сотрудниками отряда специального назначения МВД Грузии в период его пребывания на посту министра внутренних дел, по которым экс-министру избрано предварительное заключение.