Посол Израиля в Грузии Фукс: Кавказ – связующая точка Европы и Азии

Подписаться
"В Грузии евреи жили и живут на протяжении многих веков. И никогда не случалось погромов, проявлений антисемитизма..."

ТБИЛИСИ, 25 сен - Новости-Грузия. В рамках наднационального проекта «Клуб главных редакторов стран СНГ, Балтии и Грузии» готовится визит членов КГР в Израиль. Накануне этого визита, первого, который будет проходить вне постсоветского пространства, члены КГР берут интервью у послов Израиля в СНГ. На вопросы главного редактора газеты «Свободная Грузия» Тато Ласхишвили отвечает Чрезвычайный и Полномочный посол Израиля в Грузии Юваль Фукс.

- Господин Посол, Вы уже более года работаете в Грузии. Как Вы оцениваете нынешний уровень израильско-грузинских отношений? Как выглядит в настоящее время сотрудничество двух стран на общественном уровне?

- Спасибо за вопрос, но прежде чем ответить на него, позвольте в двух словах рассказать о мероприятиях, посвященных еврейскому Новому году – празднику Рош ха-Шана. Для тех, кто не знает, поясню, что мы отмечаем свой Новый год два дня подряд в новолуние еврейского месяца тишри. По григорианскому календарю в этом году Рош ха-Шана выпал на сентябрь, и для иудеев всего мира с вечера 4 сентября наступил Новый 5774-й год, который мы праздновали по вечер 6 сентября.

По случаю наступления праздника мы запланировали провести в Грузии ряд мероприятий. Как известно, в Грузии евреи жили и живут на протяжении многих веков. И никогда не случалось погромов, проявлений антисемитизма. Мои соотечественники могли интегрироваться в обществе и работать. Эти факторы важны, если мы думаем об отношениях между нашими народами и в будущем.

Но сегодня еврейская община уже не та, что была 20 лет назад. Ряды ее поредели из-за того, что многие уехали на свою историческую Родину. Теперь она насчитывает всего около пяти тысяч евреев. Я много раз посещал синагогу в Кутаиси. До начала интервью вы сказали, в период учебы в кутаисской школе, в вашем классе училось 17 евреев, которые стали вашими друзьями. Сегодня там уже нет вашей школы. Да и евреев среди ваших друзей уже столько не набралось бы, их намного меньше. Это значит, нам надо думать, как вызвать у молодежи - и местной, и израильской взаимный интерес, что сделать для того, чтобы народы глубже познали историю и культуру друг друга. И в будущем, когда будут уже другие главные редакторы и послы, те, кому сейчас 15 лет, не понаслышке знали об этом. У них ведь сейчас другие интересы – Интернет, Фейсбук ... Надо найти общие темы, пусть даже не те, что интересовали наше поколение.

Да, интерес есть, но его недостаточно. У каждого сложился определенный имидж Израиля, только вот как-то забывают, что Израиль - это не только евреи, а еще бедуины, православные. В Кнессете, в Парламенте, университетах работают не только евреи. Негатив, конечно, есть, но и позитива предостаточно. В Израиле процветает наука, культура, внедряются новые технологии, хай-тек... Но есть и проблемы. А как же без них? Они есть и будут всегда, как у нас, так и у вас.

После года пребывания в Грузии могу смело сказать - у нас установились хорошие отношения, не только между народами, но и странами. В этом году мы сделали многое. Не случайно премьер министр Бидзина Иванишвили, посетив Израиль, отметил, что для него это был один из самых важных визитов. Впрочем, как и для нас. Мы можем быть партнерами, но для этого необходима совместная работа над проектами, создание корпораций, ну и, конечно, хорошие отношения между народами, которые, как я отметил выше, наличествуют. Мы беседовали с Иванишвили и министрами экономики и сельского хозяйства на тему контртерроризма. Мы ведь соседи, поэтому ваша стабильность и безопасность так важны для нас.

- Насколько Вы смогли узнать Грузию за это время?

- Неплохо. Побывал в Сванети, Зугдиди, Поти, Анаклия, Батуми, Кахети, Кутаиси, Казбеги, встречался с общественностью и представителями власти. В Поти, где проживает около 40 евреев, были встречи с мэром. Иванишвили пообещал там и в Сенаки отремонтировать синагогу, и это очень радует. В Грузии мы, как вы понимаете, осматриваем не только природу, хотя она так красива, но, прежде всего, встречаемся с людьми, нам важно знать, работают ли они, чем заняты, какие у них возможности. Здесь, как и в других странах, действует Машав (Машав - Агентство по развитию международного сотрудничества при Министерстве Иностранных Дел Государств Израиль – прим. автора). Так, мы организовали в Зугдиди для 40 человек из регионов курсы, тренинг по выращиванию овощей и клубники в теплицах. Мы стремимся передавать знания, и думаем, это будет взаимовыгодный проект, ведь одна из теплиц принадлежит израильской компании. Здесь предстоит большая работа, брошен большой вызов экономике. Мне интересно дискутировать о проблемах и вместе их решать. Мы ведь тоже небольшая страна, но возможности у нас немалые. Грузии надо думать не только о традиционной индустрии, но и инновациях, том же хай-теке. Для маленькой страны без особых ресурсов, кроме воды, конечно, следует извлекать прибыль из эффективного использования человеческих ресурсов. И я считаю, благодаря тренингам и обмену опытом, Грузия может превратиться в процветающую страну. Это не произойдет уже завтра, однако со временем вполне возможно. Ведь и в Израиле 20 лет назад экономика не была так развита, как сейчас. Сегодня мы - развитая страна. Одна из ваших целей – экономика, и я говорил об этом с министром экономики Грузии.

- Давайте поговорим о Кавказе – Грузии, Армении, Азербайджане, а также южных регионах России. Каковы приоритеты сотрудничества для Израиля в этих странах?

- Да все очень просто! Кавказ находится близко к Израилю, это связующая точка Европы и Азии, очень важная для безопасности. Большую часть нефти мы качаем из нефтепровода «Тбилиси – Баку – Джейхан». Кроме того Кавказ близок к Ближнему Востоку, а там сейчас такие проблемы! Иран для нас, как и для всего мира сейчас большая головная боль. И еще. На Кавказе остается несколько нерешенных вопросов, они важны для региональной безопасности. Один из них – Нагорный Карабах, а также отношения Армении с Турцией. И не будем забывать, что часть Грузии сейчас оккупирована. Мы не признаем Абхазию и Осетию и поддерживаем территориальную целостность Грузии. Надо отметить также, что в региональном контексте Грузия - самая важная страна, ведь у нее есть выход к морю. И вход - из Кавказа и на Кавказ. Если здесь будет нестабильно, продукты и энергия не смогут зайти и выйти из региона. С этой точки зрения Грузия - одна из самых значимых стран, несмотря на ее малые размеры. Грузия расположена в месте, где сосредоточены интересы глобальных игроков во всем мире. Именно поэтому США проявляет к вам такой интерес. Глядя на Грузию, мы думаем не только о культуре и экономике, мы мыслим стратегически.

- Глава комиссии по иностранным делам и обороне Израиля Авигдор Либерман заявил в интервью Второму каналу ИТВ, что интерес Израиля – не быть втянутыми в конфликт в Сирии. Какова Ваша оценка процессов, происходящих на Ближнем Востоке?

- То, что происходит в Сирии последние два года и даже раньше – ужасно. Убиты сто тысяч человек, миллионы оказались беженцами, вынуждены были переселиться в Турцию, Ливан и в Израиль. Это большая проблема. Использование химического оружия – настоящий криминал, вы наверняка слышали слова госсекретаря США Джона Керри, когда он называл число людей, погибших от газа. Это вызов всему обществу. Мы не хотим быть втянутыми в конфликт, но если нас атакуют, если будет пересечена красная линия, и химическое оружие попадет в руки бандформирований, таких как Хизболла – мы знаем, как ответить! Для Ирана очень важна реакция международной общественности. Они внимательно наблюдают за ней. Конечно, пока неизвестно, как решится конфликт, какие шаги будут предприняты, но мы знаем, что на столе - несколько вариантов его решения. И какое бы решение не приняло мировое сообщество – военная операция или мирная дипломатия, мы все должны помнить, что Иран пристально наблюдает за тем, что происходит в Сирии. Их ядерная программа не сворачивается.

- А теперь, так сказать, о роли личности в дипломатии. Что конкретно зависит от посла? Ведь, его дело, в принципе, выполнять предписания правительства, МИДа. В чем посол может повлиять на ситуацию?

- Мы все - люди. Конечно, я служу правительству Израиля, работать начал давно, при Рабине, Пересе. Скажу, что подобная работа без патриотизма невозможна. Я не дипломат конкретно до 5 вечера, я работаю и дома. Естественно, у меня как у всех, имеются свои интересы и увлечения – литература, спорт, музыка, наука. Что очень важно – могу запросто говорить с людьми. Я ведь не всегда был послом, да и так ли необходим статус при живом общении? Как-то в Местия мы с коллегами сидели в кафе, там было много израильтян. На стенах заведения были оставлены автографы на многих языках. В том числе и на иврите – «Израильтяне, ведите себя хорошо! Помните, что вы все – послы Израиля!» И это действительно так: все мы - дипломаты.

- С чего Вы начнете свой рассказ о Грузии, когда вернетесь на Родину?

- Я знаю, с чего начну рассказ сегодня, а вот когда вернусь? Я скажу, что Грузия - прекрасная страна, но не только ее природа впечатляет, а, прежде всего, люди. Для меня большая честь находиться здесь столь долгое время.

Лента новостей
0