Первые лица РИА Новости рассказали о статусе хост-агентства Олимпиады

Подписаться
Освещать Олимпиаду в Сочи хост-агентство собирается со всех сторон и максимально подробно.

ТБИЛИСИ, 31 окт - Новости-Грузия. В здании РИА Новости на Зубовском бульваре корреспондента «Газеты.Ru» встретила не только Светлана Миронюк, главный редактор крупнейшего российского информагентства, но и целая «рабочая бригада» руководителей и шефов. Сразу стало ясно: освещать Олимпиаду в Сочи хост-агентство собирается со всех сторон и максимально подробно.

— Почему именно вас выбрали хост-агентством Олимпиады? Кто и как дает этот статус?

— Этот статус дает МОК, — начала Светлана Миронюк. — Дает не всем. Причем руководствуется целым рядом соображений, в том числе возможностями СМИ страны, где проходят Игры, попасть на олимпийские соревнования. Есть хороший пример Канады. Во время кризиса многие канадские СМИ просто физически не могли попасть на Олимпиаду в Ванкувере.

— Канадские газеты аккредитовали всего три или четыре фотографа, — вступил в разговор первый заместитель главреда Максим Филимонов. — Часть из них просто убили свои фотослужбы, другие экономили деньги. Поэтому хост-агентства стали единственной возможностью получить фотографии с олимпийских мероприятий. За счет большого количества людей эти агентства давали максимальное освещение.

— В чем отличие такого хостера от пула «больших агентств» вроде «Рейтера» или AFP?

С.М.: — Эти агентства освещают Олимпиаду в целом. Наша задача — «русский фокус». Если наш спортсмен занимает восьмое место, об этом точно не напишет «Рейтер», а мы напишем. И про восьмое, и про 15-е, и про 25-е. Это то преимущество, которое получает страна — организатор Игр. Были Олимпиады, где не было национальных хост-агентств и эту функцию на себя брали либо «Рейтер», либо AFP.

Мы выразили желание стать хост-агентством в ноябре 2009 года и с тех пор проделали большую работу.

— Кто еще претендовал на статус хост-агентства?

С.М.: — В тот момент, когда мы начали над этим думать, вообще никто. Поэтому проблема была не в том, чтобы выиграть у кого-то, а в том, чтобы убедить МОК, что хост-агентство России понадобится. И в силу географической диверсификации, и в силу того, что у нас несколько тысяч зарегистрированных СМИ, которые не будут иметь доступа ни к фото, ни к текстам зарубежных агентств. Поэтому определенное время и усилия мы потратили, чтобы показать себя МОК.

М.Ф.: Мы их несколько раз сюда приглашали, чтобы показать все наши процессы, перспективы развития спортивной редакции и фотослужбы. Показали количество наших клиентов, методы распространения информации. Их интересовали наши возможности производства, распространения и донесения до конечной аудитории.

С.М.: — Скажем так, это была во многом история, связанная с нашими технологическими возможностями.

— А интерес к спорту в стране имел значение? Ведь в ряде зарубежных стран намного больше людей читают о спорте, намного больше ходят на стадионы.

С.М.: — Не очень большое. МОК продвигает идеи олимпизма, и хост-агентство должно в первую очередь ориентироваться на их продвижение. А рост интереса к спорту — это наша внутренняя задача. Нет, это не было решающим фактором.

— В чем у хостеров будет преимущество перед другими СМИ?

— Основное преимущество — это количество аккредитаций, более 80 наших журналистов будут работать на олимпийских аренах, — взял слово руководитель редакции «Р-Спорт» Василий Конов. — Здесь не было никакого секрета. В Ванкувере мы только присматривались, а уже в Лондон отправили порядка 40 человек. Уже тогда, на тот момент, это была самая большая олимпийская группа в истории российской прессы.

Такой пик в производстве спортивного контента на волне интереса к Играм позволил агентству «Р-Спорт», входящему в состав группы РИА Новости, выйти на лидирующие позиции в рейтинге цитируемости спортивных СМИ.

Последний год мы прочно удерживаем первое место по цитируемости, потому что наша основная задача — производство новостей. Естественно, Олимпиада в Лондоне дала нам толчок, поскольку то количество информации, которое там производили мы, не производило больше ни одно российское СМИ. С одной стороны, из-за того количества людей, пишущих и снимающих. С другой — это был экзамен перед самими собой и перед МОК, который увидел, как мы можем работать.

С.М.: — Что еще очень важно, МОК, выбирая нас хост-агентством, руководствовался нашими возможностями отдавать новостной контент другим СМИ. Поэтому для нас на этом этапе цитируемость, востребованность новостей «Р-Спорта» в других изданиях на порядок важнее собственной посещаемости.

— РИА Новости еще не так давно весьма трепетно относилось к проблеме плагиата, некорректного цитирования. Теперь политика изменилась?

С.М.: — В этом мы проходили разные этапы. Если вы сейчас поговорите с идеологами «антипиратского» закона, то они назовут РИА Новости в числе структур, которые активно противостоят ужесточению антипиратского законодательства. Мы с Алексеем Венедиктовым буквально ворвались в рабочую группу администрации президента Володина, чтобы не дать возможность правообладателям (это странно звучит, мы же когда-то боролись против пиратства) до такой степени монетизировать любое использование прав на информацию, чтобы не убить совсем рынок других СМИ.

Вот так интересно жизнь повернулась. Когда-то мы начинали этот процесс, а теперь поняли, что он может задушить даже такие большие агентства, как мы. Или, во всяком случае, сделать жизнь сложнее.

Когда за любой пользовательский контент в виде комментариев без выверенного правообладания можно заблокировать ресурс — какую армию модераторов нужно иметь, чтобы с этим справиться?!

Понимая наши функции как хост-агентства, мы часть контента в виде текстов, инфографики и значительный объем фото, будем отдавать зарегистрированным подписчикам бесплатно.

— Бесплатно?!

С.М.: — Да. И нам бы хотелось, чтобы об этом больше рассказывали.

Мы создали систему, где можно зарегистрироваться и уже за неделю до Олимпиады начинать получать бесплатный контент, но российские СМИ реагируют на это довольно вяло.

Возможно, все, как обычно, откладывают на последний день. Но, повторюсь, это некоммерческое использование. Зарегистрируйся на photo-sochi2014.rsport.ru как «Урюпинская правда» — и забирай.

— И никаких дополнительных соглашений?

С.М.: — Нет, нужно просто зарегистрироваться на ресурсе в качестве СМИ, предварительно ознакомившись с правилами использования контента.

— Чему сейчас «Р-Спорт» уделяет особое внимание?

В.К.: — Сейчас все внимание на эстафете, которая присутствует у нас в колоссальном объеме, и текстовом, и визуальном. Ни одно другое СМИ так не освещает это мероприятие. Во многом потому, что у нас два человека постоянно в этом караване — от и до. И работают круглосуточно.

Причем если позиция фотографа у нас сменная, то пишущий журналист Толя Самохвалов с 7 октября до 25 февраля будет в разъездах. Он с эстафетой приезжает в Сочи, там остается на Олимпиаду, потом на 10 дней вернется перевести дух в Москву и поедет на Паралимпиаду.

— Отдельные российские СМИ еще за год до Олимпиады отправляли людей в Сочи, чтобы они там жили и собирали информацию...

В.К.: — Мы сделали то же самое. У нас есть два корреспондента на месте. Ульяна Гребенникова закрывает все, что связано с администрацией города. Непосредственно по спорту у нас год работает на месте Лена Дьячкова, приехавшая из Москвы специально, чтобы освещать все тестовые турниры. А когда там проходили крупные мероприятия, мы отправляли на подмогу пишущих ребят и фотографов.

В таком же формате мы отработаем Кубок Первого канала, чемпионат России по фигурному катанию и все мероприятия, которые проходят по официальной линии.

— А что насчет освещения негативных моментов? Во время эстафеты факел гас уже много раз, а на сайте «Р-Спорт» осветили только первый инцидент, с Шаваршем Карапетяном.

С.М.: — Понимаете, история с факелом заставила нас глубже изучить историю эстафет, обсудить это с комиссией МОК, и выяснилось, что факелы гаснут у всех. Для этого и существуют хранители огня с лампадками. В этом нет большой драмы.

М.Ф.: — Гаснущий факел – это в некотором смысле рутина, факелы гасли всегда, а учитывая размах нашей эстафеты, количество участников и количество факелов, то чисто статистически вероятность того, что он погаснет, гораздо выше, чем на более скромных эстафетах. Надо отличать ситуации, когда он просто погас от того, что было, скажем, в эстафетой перед Пекином, когда факелоносцев все время атаковали люди, выступавшие за свободу Тибета, с водой, огнетушителями. Там это была большая политическая история, когда разные политические силы пытались на близости к Олимпиаде привлечь внимание к своим требованиям. у нас этого нет.

И совсем не хочется, чтобы погасший из-за ветра факел заслонял собой радость людей, которых собирает эстафета вокруг себя по всей стране.

С.М.: Да и вообще наша любовь к самокритике кажется несколько излишней.

В.К.: — Никакой проблемы на самом деле нет. Тему с погасшим факелом мы отработали достаточно оперативно. Когда же произошла вторая серьезная ситуация, факел загорелся в Костроме, мы тоже сразу дали информацию. А писать о текучке, что «сегодня факел погас два раза, а сегодня — три», как-то странно. В первый раз будет интересно написать о задержке в театре, но, когда это происходит каждый день, это уже перестает быть новостью.

— Зато появляется повод для аналитики. Почему это задержки в театре каждый день…

М.Ф. — Аналитика возможна только после того, как что-либо скажет производитель. А он пока ничего рассказать не может. Всем обещали, что это будет уникальный факел, который никогда ни при каких обстоятельствах не потухнет, но, видимо, они ведут какую-то свою работу по исправлению технических неполадок. Если что-то скажут — мы напишем. А делать статистику потуханий не наш бизнес.

— В целом вы планируете какую-то спортивную аналитику во время Игр? Не новости и статистику, а именно мнения. Я знаю, блог у вас завел один из участников «Чуда на льду» Джим Крейг.

В.К.: — У нас есть редакционный блог, есть блог эстафеты огня, где автор может написать все что угодно. Только в конце будет фраза «Мнение автора может не совпадать с позицией редакции».

М.Ф.: — Что касается Джима, мы поставили задачу нашим коллегам из США — найти известного спортсмена зимних Игр, чтобы дать американский взгляд на Олимпиаду.

Нашли Крейга, человека, который стоял напротив Третьяка во время того знаменитого матча в 1980 году. Это будет, наверное, единственный такой блог с иностранными спортсменами.

В.К.: — А россиян мы не планировали привлекать к блоговым записям, потому что в большей степени все они будут принимать участие в качестве приглашенных экспертов. Не только в хоккее, но и, скажем, в биатлоне и фигурном катании.

— Вы уже попробовали себя в качестве хост-агентства Универсиады. Как оцените итоги турнира для команды «Р-Спорт»?

С.М.: — Это был важный элемент подготовки к ОИ. Удалось отработать технологии, попрактиковать команду на спортивных соревнованиях сравнимого уровня, правда, не зимних, а летних.

М.Ф.: — У нас было две контрольные точки, по которым мы, что называется, сняли температуру по больнице. В Лондоне мы поняли, как работать большими командами, а в Казани — что нужно делать, чтобы удовлетворять тем техническим и количественным требованиям, которые мы сами к себе предъявляем. В частности, на Универсиаде мы ввели в эксплуатацию систему передачи фотографий «Блиц», которая позволяет достигать беспрецедентной даже для мировых агентств скорости передачи.

С момента события до момента попадания в базу, где фотография доступна для клиентов, проходит всего полторы минуты!

Разрабатывать эту систему мы начали благодаря спорту, но использовать ее будем везде. И уже на последующих мероприятиях нам удалось сократить это время до 45–50 секунд.

С.М.: — Мы очень сильно этим гордимся, потому что тайминг мировых агентств составляет, как правило, больше трех минут.

М.Ф.: — И это еще нужно учитывать, что все фотографии идут с описанием. Без описания их можно было бы выкладывать вообще за 10–15 секунд.

— У так называемой серьезной журналистики есть некоторые предубеждения против спортивной. Считается, что это журналистика как бы второго порядка… Как относятся к спорту РИА Новости и лично вы?

С.М.: — Как я могу относиться к спорту? (Смеется.) Сейчас для РИА Новости это вызов, но я уступила право руководства всем этим блоком людям, которые лучше меня разбираются в спорте и любят его.

А если серьезно, это один из стратегических таргетов развития РИА в последние три года точно. Спортивная редакция выросла с 12 до почти 70 человек.

В.К.: — При этом мы задействуем регионы. У нас корреспонденты в Краснодаре, Казани, Санкт-Петербурге, Сочи, Омске, Магнитогорске. Все спортивные регионы у нас «закрыты». Это во многом связано с тем, что после Олимпиады будет чемпионат мира по футболу, где также будут задействованы эти города.

К тому же РИА Новости сейчас единственный официальный партнер оргкомитета чемпионата мира 2018 года. Поэтому, учитывая то количество спортивных мероприятий, которые пройдут в стране в ближайшее время, необходимо было укрепляться и развиваться. Как мне кажется, с этой задачей мы справились.

— А посещаемость вас вообще интересует? Или исключительно цитируемость?

В.К.: — Безусловно, интересует. Но здесь нужно сделать скидку на то, что, когда мы выходили в интернет-сегмент, рынок был практически поделен. Очевидно, что такие монстры, как «Спортбокс» за счет видеоконтента, Sports.ru за счет своей истории и блоговой системы и «Чемпионат» при поддержке «СУПа», на данный момент вне конкуренции.портивного события России. →

Но два года назад мы не фигурировали ни в каких рейтингах в принципе, а сейчас сайт стабильно входит в десятку посещаемых спортивных ресурсов.

Хотелось бы входить в тройку, но в любом случае динамика положительная. В связи с этим мы немножко уходим в сторону от спорта как такового, запустили проект Sport Stories, где спортсмены присутствуют в жизненных ситуациях, а голы-очки-секунды полностью отсутствуют.

С.М.: — Олимпиада закончится, а ресурс должен жить. Поэтому главный таргет для нас — сохранив функционал производства новостей для других СМИ, развивать собственный массовый сегмент. Он будет уже второй волной.

— То есть на ЧМ-2018 все не закончится?

С.М.: — Ох, вы так далеко планируете (смеется). Сейчас бы до февраля дожить.

В.К.: — Событий много. Впервые в России пройдет чемпионат мира по водным видам спорта, к нам возвращается ЧМ по хоккею. Опять же никто не отменял такие крупные мероприятия, как чемпионат мира в Бразилии с участием сборной России.

— Светлана, не могу не спросить про скандал со Sports.ru. Медиакомиссия Олимпийского комитета России под вашим председательством отказалась выдавать сочинские аккредитации журналистам этого издания.

С.М.: — Sports.ru не зарегистрирован в качестве СМИ на территории России. И наше решение вызвано ровно теми же правовыми вопросами в области антипиратства, про которые мы говорили в самом начале. Sports.ru использует в том числе и пользовательский контент.

На общем голосовании медиакомиссии ОКР этот вопрос обсуждался, говорили и про огромную аудиторию Sports.ru… Я сама встречалась с Дмитрием Навошей и предложила ему зарегистрировать «дочку» под названием, допустим, «Sports.ru. Олимпиада».

Для нас это было достаточным основанием, чтобы называть их зарегистрированным СМИ, а не набором блогов.

— Но ведь будет очень странно, если Sports.ru, один из самых популярных спортивных порталов в России, не сможет послать корреспондентов в Сочи.

С.М.: — Правильно. Просто для того, чтобы называться спортивным изданием, они должны быть зарегистрированы. Точка.

— А кто установил эти правила? Ведь МОК таких требований не предъявляет.

М.Ф.: — Вопрос о распределении аккредитаций МОК отдает на усмотрение олимпийского комитета страны-хозяйки. В нашей стране для этого необходимо быть зарегистрированным СМИ. На страну было выделено порядка 300 аккредитаций.

Одно дело, когда ты выбираешь из 5 тыс. зарегистрированных СМИ, и совсем другое — если из сотен тысяч блогеров. Как мы будем отсекать? По аудитории?

— По аудитории и направленности, возможно. Чтобы отсеять неспортивных блогеров.

М.Ф.: — Но дело в том, что у нас все законодательство, касающееся защиты авторских прав, защиты от экстремизма, завязано на статусе СМИ.

С.М.: Мало того, эта проблема известна полтора года. Первый разговор вообще был прошлой зимой. Аккредитацию для Sports.ru мы до последнего держали в резерве, думая, что они воспользуются одним из наших предложений.

— То есть злого умысла с вашей стороны не было?

С.М.: — Нет, здесь нет никакого конфликта интересов. Мы наименее заинтересованная структура, потому что у нас нет ни одной аккредитации, попадающей под российскую квоту. Мы заинтересованы максимально честно распределить аккредитации.

М.Ф.: — К тому же одна аккредитация, полученная «Спортсом», не может ни прибавить, ни убавить в качестве освещения Игр. Олимпиада — такое огромное событие, что это даже не даст эффекта присутствия.

— Sports.ru претендовал всего на одну аккредитацию?!

М.Ф.: — На три — одну для фотографа и две текстовые.

С.М.: — Но, повторюсь, мы не оцениваем качество или количество материалов на сайте. У нас есть четыре критерия, по которым мы отбирали издания. Проходишь по ним — получаешь аккредитацию. Один из них — регистрация в качестве СМИ. Чисто формальная линия отсечения.

— РИА Новости готовит в Сочи собственный пресс-центр…

— Он будет функционировать точно так же, как будет работать основной медиацентр для аккредитованной прессы, — вступила в беседу руководитель Международного мультимедийного пресс-центра РИА Новости Ольга Колева. — Это будет медиацентр как раз для них.

С.М.: — Грубо говоря, Sports.ru может и должен аккредитоваться там, приехать в этот пресс-центр и получать трансляции, пресс-конференции, рабочие места и все остальное.

О.К.: — Причем круглосуточно. Точно так же, как будет работать основной медиацентр для аккредитованной прессы. Мы планируем перенести в Сочи весь технический функционал, который мы имеем здесь, только сделать это в глобальном масштабе — 24 часа в сутки, семь дней в неделю. Мало того, мы открываемся еще за неделю до Олимпиады. Нужно заполнить анкету на сайте медиацентра sochimediacenter.ru, выслать сопроводительные письма. Выдача бейджей всем зарегистрированным СМИ начинается с 13 января 2014 года в пресс-центре РИА Новости на Зубовском...

— И туда могут приехать даже блогеры?

С.М.: — Безусловно. Мы всех будем рады видеть. Нужно будет только аккредитоваться в этом пресс-центре для неаккредитованных, как бы странно это ни звучало.

О.К.: — Только услуг по размещению мы не предоставляем — это, к сожалению, выше наших сил. А в остальном мы будем использовать все возможные форматы: брифинги, телемосты, подключения ко всем городам мира, кинопоказы, творческие вечера, встречи с ветеранами. И во время Олимпийских, и во время Паралимпийских игр. Словом, приглашаем, будет интересно.

— Давайте проясним. Я не получил аккредитации. Что мне делать?

О.К.: — Вы можете прийти к нам на сайт и пройти регистрацию, заполнив анкету и прикрепив сопроводительные файлы. Для представителей иностранных СМИ действуют специальные условия пребывания на территории Российской Федерации. Получаете аккредитацию совершенно элементарно и приезжаете к нам работать, разумеется, позаботившись о жилье.

— Сколько людей у вас будет работать на Олимпиаде?

В.К.: — У нас 85 «моковских» аккредитаций для работы на олимпийских объектах. Плюс к этому значительная часть контента будет производиться здесь, поскольку это проще с экономической точки зрения. Кроме того, в пресс-центре у нас будет работать редакционная команда: и пишущая, и снимающая.

С.М.: — То есть суммарно складывали количество людей, вовлеченных в эту работу, и у нас получается около 215–220 человек и в Сочи, и в Москве.

— На все это вам выделяли какие-то дополнительные деньги?

С.М.: — Конечно. Государство нам дало на три года бюджет на подготовку фотохоста, потому что команда фотокорреспондентов, которых мы отбирали по всей стране и учили их спортивной фотожурналистике, — это фактически сборная России.

Естественно, самому агентству такая большая команда не по зубам. Да она и не нужна. Конечно, определенные дополнительные финансовые затраты возникали, и федеральный бюджет это профинансировал. На 2013 год на создание фотохоста мы получили 75 млн рублей. А «Р-Спорт» существует за счет наших собственных средств.

— Есть желание отбить и собственные затраты, и государственные?

С.М.: — Информационное агентство — это не прибыльный бизнес. Если только оно не обрастает дополнительными сервисами или возможностями. Либо массовостью аудитории, каким путем и пошло РИА Новости.

Вокруг стержня под названием «информационное агентство» выросло около 40 новостных ресурсов, которые дают общую аудиторию около 20 млн человек в месяц.

Это и есть наш хлеб, который оправдывает вложения государства. Таким же путем мы хотим пойти и со своим спортивным направлением под Олимпиаду.

— А сейчас «Р-Спорт» является прибыльным проектом?

С.М.: — По итогам Олимпиады мы практически выходим в нули. Для третьего года существования ресурса без рекламы, считаю, очень хороший результат.

Источник: Газета.ru

Лента новостей
0