Обзор прессы: Инаугурация только с одним президентом, отношения с Россией и гомофобия в Грузии

Подписаться
Грузинские газеты сходятся во мнении о низком уровне представительства зарубежных стран на инаугурации нового президента Грузии Георгия Маргвелашвили и пытаются найти причину. Среди актуальных тем внешней политики - вновь отношения с Россией. Социальная тематика - вновь проблема гомофобии и отношения к сексуальным меньшиствам в грузинском обществе.

ТБИЛИСИ, 17 ноя - Новости-Грузия. Грузинские газеты сходятся во мнении о низком уровне представительства зарубежных стран на инаугурации нового президента Грузии Георгия Маргвелашвили и пытаются найти причину. Среди актуальных тем внешней политики - вновь отношения с Россией. Социальная тематика - вновь проблема гомофобии и отношения к сексуальным меньшиствам в грузинском обществе.


РЕЗОНАНСИ: "Единственный гость-президент на инаугурации Маргвелашвили"

Несмотря на предварительное заявление министерства иностранных дел, что на инаугурации нового президента страны 17 ноября будут присутствовать иностранные гости высокого ранга, выяснилось, что на церемонии инаугурации будет присутствовать только один президент – президент Литвы Даля Грибаускайте. Остальные иностранные делегации представлены, в основном, на уровне вице-спикеров парламента, министров и заместителей министров. По сравнению с двумя предыдущими инаугурациями президента Михаила Саакашвили, уровень нынешних делегаций явно гораздо ниже. Газета "Резонанси" попробовала найти причины такой разницы.

Политолог Сосо Цинцадзе указал на "простую логику" в дипломатических отношениях – гости высшего ранга приезжают на инаугурацию политика высшего ранга, а так как в Грузии первым лицом государства стал премьер-министр страны, то соответственно иностранные делегации также составлены не из первых лиц стран. По его мнению, церемонию инаугурации вообще не нужно было проводить, достаточно было бы просто устроить прием в резиденции президента.

Политолог Корнели Какачия напоминает, что даже во время второй инаугурации Саакашвили в 2008 году, когда уже появились определенные вопросы в отношении его власти, он все равно заслуживал хорошую оценку от международного сообщества, сохранялась положительная эмоция "революции роз", в стране проводились реформы, да и у него самого были хорошие личные контакты, что обусловило приезд в Тбилиси гостей высокого ранга как на первой, так и на второй инаугурации. Но сегодня, помимо того, что у президента уже довольно ограничены полномочия, структура власти пока довольно нечеткая, пока не видно четкой политики. Кроме того, как премьер Иванишвили, так и новый президент Маргвелашвили для Запада незнакомые политики, они и личных контактов не имеют. Также западные партнеры пока не уверены во внешнеполитическом курсе новых властей. Все это обусловило осторожный подход к церемонии инаугурации.

Председатель Кавказского института мира, демократии и развития Гия Нодия также не удивлен составом иностранных делегаций. По его словам, согласно новой Конституции, президент страны уже не является такой важной фигурой, как раньше, и на международной арене такой факт учитывается. Кроме того, на фоне определенных позитивных изменений в стране у западных партнеров имеются вопросы о верности новых властей демократии и западному выбору. Нодия кажется, что новые власти пока менее активны и их сигналы о внешней политике страны не достаточно четкие.

 

WEEKEND/ 24 СААТИ: "Инфантильная политика для оккупанта"

Газета поместила два, практически, идентичных материала, где авторы критикуют заявления представителей власти по вопросу отношений с Россией.

В четверг в эфире телеканала "Табула" специальный представитель премьер-министра Грузии по вопросам отношений с Россией Зураб Абашидзе заявил, что предыдущие власти в отношении России вели инфантильную, иррациональную, неправильную политику, что довело страну до войны в 2008 году. Автор публикации Ираклий Маргвелашвили отвечает Зурабу Абашидзе через газету, что власти Михаила Саакашвили в 2004-2008 годах в отношении России вели не инфантильную, а реальную политику.

Как пишет автор, России не понравились действия тогдашних новых властей уже в мае 2004 года, когда был свергнут режим сепаратистского лидера Аджарии Аслана Абашидзе, и после этого Грузия реально начала строить государство и реально начала двигаться в направлении североатлантических структур. Власти не могли смириться с разгулом российских спецслужб на территории Грузии, и с тем, чтобы силовых министров Грузии назначали бы из Москвы, как это было во время правления Шеварднадзе, одним из представителей которой был и сам Зураб Абашидзе, пишет автор статьи.  Подобный курс, разумеется, не мог понравиться Москве и Владимир Путин уже в начале 2007 года утвердил военный план против Грузии. "Геополитическая активность Грузии была причиной обострения отношений с Россией, а не то, что "политика была инфантильной", - пишет Маргвелашвили.

Далее автор критикует политику нынешних властей в отношении России и именно эту политику называет инфантильной, так как невозможно совместить российскую геополитику и интересы грузинского государства. Для описания политики нынешных властей он в заключение цитирует бывшего замминистра иностранных дел Нико Вашакидзе. 

"Это письмо хочу закончить вопросами господина Нико Вашакидзе, которые можно считать и моими вопросами: "Каким образом возможно в официальные документы вносить и защищать такие идеи, как, например, "деоккупация мягкой риторикой", "бесшумная активность на международной арене", "европейская и евроатлантическая интеграция по модели Армении", "урегулирование отношений с Россией в условиях оккупации", "укрепление роли и места Грузии в мире путем исключения из глобальных процессов" и т.д.?", - пишет автор статьи.

WEEKEND/ 24 СААТИ: "Время" теплой беседы

Другой автор газеты, Эка Квеситадзе откликнулась на интервью будущего президента страны Георгия Маргвелашвили российскому "Первому каналу", где он несколько раз указал, что источником проблем в грузино-российских отношениях является Михаил Саакашвили и очень скоро этой проблемы не станет. Автор отвечает будущему президенту, что проблемой для России был не Саакашвили, или какой-либо из президентов Грузии, в том числе, не будет и будущий президент Маргвелашвили, а проблемой была и будет попытка грузинского государства освободиться от влияния России. А Саакашвили потому стал врагом номер один для Кремля, что он больше других смог оторваться от российской орбиты и приблизиться к Западу.

Как пишет автор, страна, которая стала на путь модернизации и начала приближаться к западным институтам, представляла угрозу для Кремля, как модель и пример для остальных постсоветских стран. Соответственно, любое правительство и лидер государства, которые продолжат такой путь, автоматически станут неприемлемыми для путинской России независимо от его фамилии или биографии. По ее словам, Россия от подчиненных себе лидеров требует не только отказа от Запада, а предъявляет такие требования, которые не смогли выполнить даже президент Беларуси Лукашенко, желающий объединиться в одно государство с Россией, и открыто пророссийский президент Украины Янукович. Россия также не делает встречные шаги в ответ на серьезные уступки. Пример – Молдова, которая на уровне конституции объявила нейтралитет и отказалась от НАТО в надежде помощи России по урегулированию проблемы Приднестровья, но совершенно безрезультатно. Сегодня Молдова уже пытается максимально приблизиться к Евросоюзу.

"Так что, в отношении России существует две политики – или ты принципиально стоишь на своей позиции и непоколебимо защищаешь ее, или полностью, беспрекословно соглашаешься на все предложения России – так, как это делает Армения, которая совсем недавно по требованию России отказалась от Евросоюза и решила войти в таможенный союз", - пишет автор. Поэтому Квеситадзе считает, что подобными интервью, как дал Маргвелашвили российскому телевидению, Грузия ничего не выиграет, а вот России даст повод думать, что новые грузинские власти готовы на все ради потепления отношений.

 

РЕЗОНАНСИ: "Закон не запрещает "Идентичности" открыть приют"

Неправительственная организация "Идентичность", которая занимается тематикой прав людей и групп с отличной идентичностью, в том числе защищает права ЛГБТ лиц, планировала открыть приют для бездомных, где могли бы содержать 15-30 человек, в том числе детей, не имеющих жилья. Против подобной инициативы резко выступила грузинская церковь, представители Патриархии заявили, что ни в коем случае нельзя доверять судьбу детей организации, которая защищает права сексуальных меньшинств.

Инициативу косвенно не поддержало также министерство здравоохранения. Министр Давид Сергеенко заявил, что такой подход НПО противоречит международным декларациям и конвенциям. В итоге НПО "Идентичность" пришлось отказаться от своей инициативы.

Правозащитники и юристы негативно отнеслись к такому подходу к инициативе НПО, которая вынуждена отказаться от доброго поступка. Как заявила газете исполнительный директор НПО "Международная прозрачность – Грузия" Эка Гигаури, закон не подразумевает контроль доброты, ни у кого не может быть монополии - делать добро. По ее словам, открыть подобный приют может любой человек, право включиться в благотворительность, имеет каждый человек и каждая организация, такую инициативу только должны приветствовать, а не бороться с этим. Юрист Нази Джанезашвили также говорит, что подобные инициативы государство должно приветствовать и поощрять. А то, что в осуществлении идеи мешают той организации, которая занимается проблемами сексуальных меньшинств, она называет проявлением гомофобии. По ее словам, конкретно данный вопрос не регулируется законом, а подобную инициативу государство должно поощрять, так как она не выходит за рамки закона.

Все упирается в то, что с подобной инициативой выходит организация, которая занимается проблемами сексуальных меньшинств, и любое хорошее начинание от этой организации все равно воспринимается негативно и оценивается отрицательно, что плохо характеризует общество. А отрицательная оценка от представителя власти еще больше разжигает гомофобские настроения, которые и без того существуют в обществе.

Лента новостей
0