Торговые связи и векторы грузинской политики

Подписаться
... Экономическое положение Грузии является гораздо более сложным из-за хронического внешнеторгового дефицита, сравнительно низкого душевого ВВП, нехватки товаров с большим экспортным потенциалом.

ТБИЛИСИ, 11 янв - Новости-Грузия.

автор - Никита Мендкович, портал "Россия - Грузия: экспертный диалог"

... Обсуждая внешнеполитические пристрастия старого и нового руководства Грузии и возможные векторы интеграции страны, из поля зрения часто упускают объективные экономические и финансовые факторы. Для российских специалистов это объясняется инерцией сознания, так как в силу экономической развитости Россия сама во многом формирует внешнеэкономическую конъюнктуру и может достаточно свободно выбирать между различными международными интеграционными проектами, да и просто формировать независимую повестку дня.

Экономическое положение Грузии является гораздо более сложным из-за хронического внешнеторгового дефицита, сравнительно низкого душевого ВВП, нехватки товаров с большим экспортным потенциалом. В купе с абсолютно иной «весовой категорией», демографической и экономической, республика значительно более зависима от сформированной извне конъюнктуры, чем современная Россия. Внешняя политика Грузии вынуждена в большем числе случаев идти туда, куда можно попасть, в не туда, куда ведет субъективный геополитический или «цивилизационный» выбор.

Учитывая этот фактор, хотелось бы оценить систематическую проевропейскую ориентацию Тбилиси последнего десятилетия, которая, в конечном итоге, привела к принятию соглашения об ассоциированном членстве с ЕС. Чтобы понять этот грузинский политический вектор рассмотрим национальную статистику внешней торговли.

Валовой экспорт Грузии составляет примерно 2,6 млрд. долл. (за первые 11 месяцев 2013-го), что сравнительно немного по международным меркам, но является достаточно заметной суммой для самой Грузии. Посмотрим, как этот товарный поток распределяется между иностранными партнерами Грузии. (Здесь и далее все статистические данные приводятся по информации Национального Статистического Управления Грузии).

Таблица 1. Доли грузинского экспорта в различные иностранные государства 2007-2013 гг. (%).


2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013*

Таможенный Союз

6,9

4,2

4,9

6,5

10,1

6

11,2

-в т.ч. Россия

3,7

1,9

1,8

2

1,7

1,9

6,2

Европейский Союз

21,8

22,4

21

18,5

19,4

14,9

20,6

США

12

6,8

3,3

11,2

6,6

9,5

4,7

Азербайджан

11,2

13,6

14,6

15,3

19,5

26,4

24,2

Армения

9

8,3

7,9

9,9

10,2

11

11

Турция

13,9

17,6

19,9

12,9

10,4

6

6,5

*С января по ноябрь.

Как видно из представленных данных, вплоть до недавнего времени российско-грузинский торговый оборот непрерывно сокращался и оставался крайне незначительным. Даже совокупный товарный поток из Грузии в страны Таможенного Союза составлял очень незначительный процент от годового экспорта. В течение большей части рассматриваемого периода – торговля с ТС занимала последнее по значению места среди группы стран, представленных в таблице 1.

Ситуация изменилась лишь в 2013 году, после отмены Москвой ряда ограничений для поставок грузинских товаров в Россию, что привело к значительному росту экспорта вина и минеральной воды из Грузии. Это несколько увеличило политический и экономический вес России в глазах Тбилиси, особенно на фоне сокращения торговли с Турцией и США. Однако и в 2013-м главными потребителями грузинских товаров оставались страны ЕС и Азербайджан, на которые приходится почти 45% грузинского экспорта. Совокупная доля стран НАТО из приведенного выше списка – более 30% экспорта. Очевидно, что в таких условиях Россия просто не может уравновесить экономическое влияние западных блоков на Тбилиси.

Страны ТС, с 11,2% от экспорта, явно находятся во «втором эшелоне» по политическому влиянию вместе с Арменией, обладающей 11%. В 2004 году доля одной только России в валовом экспорте превышала 16%, однако возвращение к этому уровню уже маловероятно в ближайшее время. По мнению автора, это потребует открытия принципиально новых направлений в области торгового партнерства, в т.ч. в сфере металлургии, что даже при наличии двусторонней политической воли потребует нескольких лет работы.

Теперь обратим внимание на импорт иностранных товаров в Грузию. Его денежное выражение за первые 11 месяцев 2013 года составило более 7 млрд. долл., что, как уже отмечалось, несколько превосходит национальный экспорт.

Статистика импорта товаров в Грузию из представленной выше группы стран представлена в таблице 2.

Таблица 2. Доли грузинского импорта из различных иностранных государств 2007-2013 гг. (%).


2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013*

Таможенный Союз

12,8

81,4

7,6

8

6,9

8,2

8,3

-в т.ч. Россия

11

6,7

6,5

5,5

5,5

6

7,3

Европейский Союз

29,5

27,8

29,7

27,9

29,1

31

29,1

США,

3,9

5,7

5,1

3,4

3,5

2,7

3,4

Азербайджан

7,3

9,6

9,1

9,2

8,7

8,1

7,7

Армения

1,1

1,1

0,9

0,9

0,8

0,9

2,3

Турция

14

14,9

17,5

16,9

18

17,8

17

*С января по ноябрь.

Здесь мы видим несколько иной расклад сил. Одним из наиболее крупных торговых партнеров остается ЕС, однако роль Азербайджана менее значительна. Вообще ключевыми импортерами оказываются страны дальнего зарубежья, а страны СНГ из указанных в таблице обладают долей менее 19% от валового импорта (совокупная доля всех стран СНГ на 2013 года – 26,9%). Доля стран ТС в импорте несколько выросла в 2012-2013 гг., однако это было достигнуто почти исключительно за счет активизации торговли с Россией, а совокупное представительство в импорте сравнимо с азербайджанским.

Подобное положение вещей во многом определяется спецификой грузинской внешнеэкономической деятельности. Национальная экономика во многом зависима от иностранных валютных кредитов и грантов, предоставляемых западом, что создает с кредитной точки зрения в стране массу дешевой валюты. А это – стимулирует импорт из стран-кредиторов, который во многом вытесняет с рынка даже национальную продукцию. (Фактически в случае Грузии мы имеем дело с определенной разновидностью «голландской болезни»).

Сейчас поступления из стран ЕС составляют более 37% от валовых иностранных инвестиций или 260 млн. долл. (первые 3 квартала 2013). Инвестиционный же баланс с Россией стал в течение уходящего года – отрицательным (отток капитала в 1,1 млн.). Это очевидным образом сказывает и на внешнеторговом обороте. (Тема влияния платежного баланса на внешнюю политику Грузии будет нуждаться в некоторых уточнениях, но к ней я надеюсь вернуться в будущих работах).

Из представленных данных видно, что у Грузии сформировалась хроническая зависимость от поставок из Турции и стран ЕС, что во многом предопределяет действия Тбилиси во многих политических вопросах. Текущая внешняя политика без развития торговли с другими международными игроками, по сути, становится безальтернативной.

Нельзя исключать, что попытки новых властей Грузии наладить торговые отношения с Россией диктуются сознательным желанием сократить зависимость от ЕС и расширить свободу действий в диалоге с Западом, однако на текущий момент успехи в этом направлении невелики.

Разумеется, предыдущий грузинский режим располагал в этом вопросе большей свободой рук, однако команда Саакашвили сознательно ориентировала страну на партнерство со странами Запада. После событий 2008 года, когда страну от экономического коллапса спасли только политически мотивированные кредиты и инвестиции, политическая ориентация превратилась в финансовую зависимость. Нарушение торговых отношений с партнерами из стран СНГ только усугубляли эту проблему.

Подчеркнем, что ситуация с торговым оборотом является такой же и на уровне рынков отдельных товарных групп. В отличие от стран дальнего зарубежья государства Таможенного Союза пока не контролируют каких-либо стратегически важных направлений во внешней торговле Грузии. Исключение составляет рынок зерна, где большая часть грузинского импорта поступает из России и Казахстана, однако и там наличествует фактор украинской конкуренции. Опыт недавнего замораживания российского импорта зерна из-за погодных проблем показал, что Грузия теоретически может обходить без российского зернового импорта при условии сохранения поставок двух других партнеров.

Экономические отношения находят отражения в других сферах. Бизнес, заинтересованный в партнерстве с иностранным государством, может инвестировать определенные средства в поддержку межкультурного диалога, финансирования своих НПО за рубежом. Разумеется, все это не отменяет большой подготовительной работы в сфере «мягкой силы» в Грузии со стороны США и ЕС, однако по мере развития торговых контактов частично подобная работа может осуществляться за счет средств частных инвесторов.

Кроме того, торговый оборот стимулирует языковые программы. И при развороте рынков в сторону дальнего зарубежья естественным является процесс роста значения английского языка в ущерб русскоязычному образованию. Особенно – если в течение долгих лет «дерусификация» поощрялась на официальном уровне.

Автор не хотел бы призывать к «вульгарному экономизму» в вопросах международной политики, однако в случае Грузии роль торговых и финансовых факторов в формировании национальной внешней политики – недооценивается. Изначально, конечно, уверенный безальтернативный разворот на Запад правительства Саакашвили мог диктоваться волюнтаристскими решениями правящей элиты, однако после 9 лет подобной политики – страна попадает в экономическую ловушку, из которой ни одно правительство не может выйти одним лишь волевым решением.

Этот фактор нужно учитывать при анализе грузинской внешнеполитической позиции и ее прогнозировании.

автор - Никита Мендкович, портал "Россия - Грузия: экспертный диалог"

мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Лента новостей
0