ТБИЛИСИ, 11 янв - Новости-Грузия.
автор - Никита Мендкович, портал "Россия - Грузия: экспертный диалог"
... Обсуждая внешнеполитические пристрастия старого и нового руководства Грузии и возможные векторы интеграции страны, из поля зрения часто упускают объективные экономические и финансовые факторы. Для российских специалистов это объясняется инерцией сознания, так как в силу экономической развитости Россия сама во многом формирует внешнеэкономическую конъюнктуру и может достаточно свободно выбирать между различными международными интеграционными проектами, да и просто формировать независимую повестку дня.
Экономическое положение Грузии является гораздо более сложным из-за хронического внешнеторгового дефицита, сравнительно низкого душевого ВВП, нехватки товаров с большим экспортным потенциалом. В купе с абсолютно иной «весовой категорией», демографической и экономической, республика значительно более зависима от сформированной извне конъюнктуры, чем современная Россия. Внешняя политика Грузии вынуждена в большем числе случаев идти туда, куда можно попасть, в не туда, куда ведет субъективный геополитический или «цивилизационный» выбор.
Учитывая этот фактор, хотелось бы оценить систематическую проевропейскую ориентацию Тбилиси последнего десятилетия, которая, в конечном итоге, привела к принятию соглашения об ассоциированном членстве с ЕС. Чтобы понять этот грузинский политический вектор рассмотрим национальную статистику внешней торговли.
Валовой экспорт Грузии составляет примерно 2,6 млрд. долл. (за первые 11 месяцев 2013-го), что сравнительно немного по международным меркам, но является достаточно заметной суммой для самой Грузии. Посмотрим, как этот товарный поток распределяется между иностранными партнерами Грузии. (Здесь и далее все статистические данные приводятся по информации Национального Статистического Управления Грузии).
Таблица 1. Доли грузинского экспорта в различные иностранные государства 2007-2013 гг. (%).
|
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013* |
Таможенный Союз |
6,9 |
4,2 |
4,9 |
6,5 |
10,1 |
6 |
11,2 |
-в т.ч. Россия |
3,7 |
1,9 |
1,8 |
2 |
1,7 |
1,9 |
6,2 |
Европейский Союз |
21,8 |
22,4 |
21 |
18,5 |
19,4 |
14,9 |
20,6 |
США |
12 |
6,8 |
3,3 |
11,2 |
6,6 |
9,5 |
4,7 |
Азербайджан |
11,2 |
13,6 |
14,6 |
15,3 |
19,5 |
26,4 |
24,2 |
Армения |
9 |
8,3 |
7,9 |
9,9 |
10,2 |
11 |
11 |
Турция |
13,9 |
17,6 |
19,9 |
12,9 |
10,4 |
6 |
6,5 |
*С января по ноябрь.
Как видно из представленных данных, вплоть до недавнего времени российско-грузинский торговый оборот непрерывно сокращался и оставался крайне незначительным. Даже совокупный товарный поток из Грузии в страны Таможенного Союза составлял очень незначительный процент от годового экспорта. В течение большей части рассматриваемого периода – торговля с ТС занимала последнее по значению места среди группы стран, представленных в таблице 1.
Ситуация изменилась лишь в 2013 году, после отмены Москвой ряда ограничений для поставок грузинских товаров в Россию, что привело к значительному росту экспорта вина и минеральной воды из Грузии. Это несколько увеличило политический и экономический вес России в глазах Тбилиси, особенно на фоне сокращения торговли с Турцией и США. Однако и в 2013-м главными потребителями грузинских товаров оставались страны ЕС и Азербайджан, на которые приходится почти 45% грузинского экспорта. Совокупная доля стран НАТО из приведенного выше списка – более 30% экспорта. Очевидно, что в таких условиях Россия просто не может уравновесить экономическое влияние западных блоков на Тбилиси.
Страны ТС, с 11,2% от экспорта, явно находятся во «втором эшелоне» по политическому влиянию вместе с Арменией, обладающей 11%. В 2004 году доля одной только России в валовом экспорте превышала 16%, однако возвращение к этому уровню уже маловероятно в ближайшее время. По мнению автора, это потребует открытия принципиально новых направлений в области торгового партнерства, в т.ч. в сфере металлургии, что даже при наличии двусторонней политической воли потребует нескольких лет работы.
Теперь обратим внимание на импорт иностранных товаров в Грузию. Его денежное выражение за первые 11 месяцев 2013 года составило более 7 млрд. долл., что, как уже отмечалось, несколько превосходит национальный экспорт.
Статистика импорта товаров в Грузию из представленной выше группы стран представлена в таблице 2.
Таблица 2. Доли грузинского импорта из различных иностранных государств 2007-2013 гг. (%).
|
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013* |
Таможенный Союз |
12,8 |
81,4 |
7,6 |
8 |
6,9 |
8,2 |
8,3 |
-в т.ч. Россия |
11 |
6,7 |
6,5 |
5,5 |
5,5 |
6 |
7,3 |
Европейский Союз |
29,5 |
27,8 |
29,7 |
27,9 |
29,1 |
31 |
29,1 |
США, |
3,9 |
5,7 |
5,1 |
3,4 |
3,5 |
2,7 |
3,4 |
Азербайджан |
7,3 |
9,6 |
9,1 |
9,2 |
8,7 |
8,1 |
7,7 |
Армения |
1,1 |
1,1 |
0,9 |
0,9 |
0,8 |
0,9 |
2,3 |
Турция |
14 |
14,9 |
17,5 |
16,9 |
18 |
17,8 |
17 |
*С января по ноябрь.
Здесь мы видим несколько иной расклад сил. Одним из наиболее крупных торговых партнеров остается ЕС, однако роль Азербайджана менее значительна. Вообще ключевыми импортерами оказываются страны дальнего зарубежья, а страны СНГ из указанных в таблице обладают долей менее 19% от валового импорта (совокупная доля всех стран СНГ на 2013 года – 26,9%). Доля стран ТС в импорте несколько выросла в 2012-2013 гг., однако это было достигнуто почти исключительно за счет активизации торговли с Россией, а совокупное представительство в импорте сравнимо с азербайджанским.
Подобное положение вещей во многом определяется спецификой грузинской внешнеэкономической деятельности. Национальная экономика во многом зависима от иностранных валютных кредитов и грантов, предоставляемых западом, что создает с кредитной точки зрения в стране массу дешевой валюты. А это – стимулирует импорт из стран-кредиторов, который во многом вытесняет с рынка даже национальную продукцию. (Фактически в случае Грузии мы имеем дело с определенной разновидностью «голландской болезни»).
Сейчас поступления из стран ЕС составляют более 37% от валовых иностранных инвестиций или 260 млн. долл. (первые 3 квартала 2013). Инвестиционный же баланс с Россией стал в течение уходящего года – отрицательным (отток капитала в 1,1 млн.). Это очевидным образом сказывает и на внешнеторговом обороте. (Тема влияния платежного баланса на внешнюю политику Грузии будет нуждаться в некоторых уточнениях, но к ней я надеюсь вернуться в будущих работах).
Из представленных данных видно, что у Грузии сформировалась хроническая зависимость от поставок из Турции и стран ЕС, что во многом предопределяет действия Тбилиси во многих политических вопросах. Текущая внешняя политика без развития торговли с другими международными игроками, по сути, становится безальтернативной.
Нельзя исключать, что попытки новых властей Грузии наладить торговые отношения с Россией диктуются сознательным желанием сократить зависимость от ЕС и расширить свободу действий в диалоге с Западом, однако на текущий момент успехи в этом направлении невелики.
Разумеется, предыдущий грузинский режим располагал в этом вопросе большей свободой рук, однако команда Саакашвили сознательно ориентировала страну на партнерство со странами Запада. После событий 2008 года, когда страну от экономического коллапса спасли только политически мотивированные кредиты и инвестиции, политическая ориентация превратилась в финансовую зависимость. Нарушение торговых отношений с партнерами из стран СНГ только усугубляли эту проблему.
Подчеркнем, что ситуация с торговым оборотом является такой же и на уровне рынков отдельных товарных групп. В отличие от стран дальнего зарубежья государства Таможенного Союза пока не контролируют каких-либо стратегически важных направлений во внешней торговле Грузии. Исключение составляет рынок зерна, где большая часть грузинского импорта поступает из России и Казахстана, однако и там наличествует фактор украинской конкуренции. Опыт недавнего замораживания российского импорта зерна из-за погодных проблем показал, что Грузия теоретически может обходить без российского зернового импорта при условии сохранения поставок двух других партнеров.
Экономические отношения находят отражения в других сферах. Бизнес, заинтересованный в партнерстве с иностранным государством, может инвестировать определенные средства в поддержку межкультурного диалога, финансирования своих НПО за рубежом. Разумеется, все это не отменяет большой подготовительной работы в сфере «мягкой силы» в Грузии со стороны США и ЕС, однако по мере развития торговых контактов частично подобная работа может осуществляться за счет средств частных инвесторов.
Кроме того, торговый оборот стимулирует языковые программы. И при развороте рынков в сторону дальнего зарубежья естественным является процесс роста значения английского языка в ущерб русскоязычному образованию. Особенно – если в течение долгих лет «дерусификация» поощрялась на официальном уровне.
Автор не хотел бы призывать к «вульгарному экономизму» в вопросах международной политики, однако в случае Грузии роль торговых и финансовых факторов в формировании национальной внешней политики – недооценивается. Изначально, конечно, уверенный безальтернативный разворот на Запад правительства Саакашвили мог диктоваться волюнтаристскими решениями правящей элиты, однако после 9 лет подобной политики – страна попадает в экономическую ловушку, из которой ни одно правительство не может выйти одним лишь волевым решением.
Этот фактор нужно учитывать при анализе грузинской внешнеполитической позиции и ее прогнозировании.
автор - Никита Мендкович, портал "Россия - Грузия: экспертный диалог"
мнение автора может не совпадать с позицией редакции