Готова ли Россия к федерализации Украины?

Подписаться
Вхождение Крыма и Севастополя в состав России неизбежно усилит процессы федерализации собственно в материковой Украине, считает Иннокентий Адясов.

МОСКВА, 19 мар - Новости-Грузия.  Политологи активно анализируют события, разворачивающиеся вокруг Украины, и пытаются прогнозировать дальнейшее развитие событий.

Точка зрения Иннокентия Адясова, члена экспертного совета при Комитете по делам СНГ Госдумы РФ:

- Вхождение Крыма и Севастополя в состав России неизбежно усилит процессы федерализации собственно в материковой Украине. Ее регионы активно ищут свой новый статус, который  позволил бы им выйти из системного кризиса, накрывшего страну.

Моментами появляются совсем уж экзотические предложения, но в целом общественное мнение –не только на Востоке и Юге Украины, но и в центре страны – склоняется к мысли, что будущее за федеративной или даже конфедеративной моделью (а история Украины, надо отметить, богата самыми разнообразными прецедентами территориального устройства).

Крах унитарной Украины

В последние недели часто можно слышать, что Украина как государствопотерпела крах  (употребляется такое определение как "failledstate" – "провалившеесягосударство").Но, скорее, речь идет о крахе проекта унитарной Украины.

Этот проект активно внедрялся с первого же момента получения бывшей УССР независимости в конце 1991 года, и разговоры о его пагубности всегда воспринимались крайне негативно внутри правящего класса Украины (несмотря на часто меняющиеся фамилии в этом руководстве).

По официальной и моментами крайне агрессивной идеологии, украинским патриотом мог быть только тот, кто считал, что жесткая унитарная власть, даже без учета минимальных региональных различий, – единственный   вариант управления и развития государства Украина.

Только в Киеве на Печерских холмах (причем при самом активном участии представителей самозваного украинского "центра духовности"– Галичины) знали, какие экономические  проблемы и как решать, на каком языке говорить, какие праздники отмечать городам и селам, какую историю изучать.

Ясно, что такая политика агрессивного и совершенно безапелляционного унитаризма (на ее бесперспективность указывала и ОБСЕ) заложила фундамент возможного раскола государства.

После начала фактической дезинтеграции Украины новые власти в Киеве стали осторожно заявлять о возможности "децентрализации" (слово "федерализация", похоже, все еще под запретом) экономики и политики страны.

Но украинское общество явно уже не устроят полумеры.

Попытки силовым путем подавить настроения за федерализацию на Востоке и Юге Украины неизбежно приведут к резкой радикализации настроений в регионах, что может привести к окончательной утрате управляемости этих территорий Киевом.

Назад, к Донецко-Криворожской республике?

Сейчас основой федералистских настроений (наряду с желанием повысить статус русского языка) служит стремление украинских регионов (прежде всего, восточных областей) оставлять у себя большую часть доходов, а за федеральным центром в лице Киева оставить лишь строго очерченный список полномочий, под осуществление которых регионы и переводили бы часть налогов.

Кроме того, промышленные регионы Украины стараются сохранить в условиях нарастающего кризиса кооперационные связи как внутри страны, так и с соседними регионами России.

На многочисленных митингах на Востоке Украины все чаще можно видеть флаги Донецко-Криворожской республики (флаг ДКР отличается от российского триколора верхней черной полосой).

ДКР была провозглашена в феврале 1918 года, в момент фактического краха центральной власти в Киеве. Причем создание республики было вызвано в первую очередь экономическими мотивами.

Донецко-Криворожская республика включала в себя территорию нынешних Донецкой, Луганской, Днепропетровской, Запорожской, Харьковской областей и частично  территории нынешних Сумской, Николаевской и Херсонской областей Украины. Весьма примечательно, что все указанные области, кроме Сумской, еще в конце 2004 года выразили желание стать частями Юго-Восточной Автономной Украинской Республики. История повторяется?

В Донецке сейчас все популярнее мнение, что никакого официального решения  о ликвидации ДКР не принималось, и эта республика продолжает существовать де-юре.

Федерализация как ключ к решению языковой проблемы

Кроме экономического фактора, резкому росту федералистских настроений на Востоке и Юге способствовало  крайне провокационное решение Верховной Рады об отмене так называемого "закона о региональных языках" (объективности ради надо отметить, что и.о. президента Украины, бывший заведующий отделом агитации и пропаганды Днепропетровского обкома комсомола Александр Турчинов это скандальное постановление ВРУ подписывать не стал).

Но жители Востока и Юга уже требуют не просто сохранения русского как регионального языка в их областях, но и придания русскому языку статуса официального в будущей федеративной Украине.

Опыт столь любимой в Киеве Европы показывает, что именно федерация наиболее успешно решает языковые проблемы.

Тут можно привести два примера: формальную конфедерацию Швейцарии (хотя это давно уже федерация), где государственными признаны четыре языка – немецкий, французский, итальянский, ретороманский (на последнем говорит всего около 40 тысяч граждан).И Королевство Бельгия – в 1993 г. Бельгия была официально разделена на регионы, являющиеся субъектами федерации, где официальными языками признаны нидерландский (фламандский), французский, немецкий.

Если новые власти в Киеве объявили приоритетом своей деятельности приближение к европейским ценностям, то почему бы им не начать с решения языкового вопроса на примере европейских федераций?

Такую евроинтеграцию точно готово поддержать большинство граждан Украины.

К чему готова Россия?

Ситуация на столь близкой для России Украине меняется очень быстро, и ситуация эта, к сожалению, становится все более тревожной.

Готова ли российская внешняя  политика к тому, что процесс федерализации пойдет на распадающейся Украине стихийно?

Пока МИД России призвал украинскую сторону ускорить разработку новой Конституции Украины, которая должна закрепить за страной статус федерации, и гарантировать  русскому языку официальный статус.

Но начавшиеся процессы каждый день будут ставить экономические и многие другие вопросы (доступ товаров из различных регионов Украины на рынок России, вопросы производственной кооперации, оплата поставок российского газа в промышленные регионы и многие другие).

Напомним, что глава МИД РФ Сергей Лавров на встрече в Лондоне с госсекретарем США Джоном Керри выдвинул следующую "дорожную карту" по преодолению системного кризиса на Украине:

1. Незамедлительное выполнение соглашения, подпиcанного Януковичем c европейcкими дипломатами 21 февраля (изъятие нелегального оружия, проведение раccледования актов наcилия в декабре 2013 – феврале 2014 гг. и т.д.).
2. Cозывконcтитуционногоcобрания c равным предcтавительcтвомвcехукраинcких регионов для подготовки новой федеративной конcтитуции.
3. Конcтитуцияпринимаетcя на вcенародном референдуме, cразупоcле чего проходят общенациональные выборы выcших органов гоcударcтвеннойвлаcти Украины и выборы органов законодательной и иcполнительнойвлаcти в каждом cубъекте федерации.
4. Результаты крымcкого референдума от 16 марта признаютcя легитимными.

Отдельным пунктом Москва предлагает закрепить внеблоковый статус Украины. Москва заявляет, что при выполнении данной "дорожной карты" будет готова оказать регионам Украины самую широкую экономическую и финансовую помощь.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.

Материал предоставлен к публикации агентством РИА Новости

Лента новостей
0