ТБИЛИСИ, 19 апр - Новости-Грузия. Благодатный огонь, символизирующий нерукотворный свет Воскресения Христова, о котором говорил еще апостол Петр, загорелся в субботу в храме Гроба Господня в Иерусалиме по молитвам о ниспослании чуда патриарха Иерусалимского Феофила III и десятков тысяч паломников, передает РИА Новости.
Благодатный огонь считается святыней для верующих, а его появление в канун православной Пасхи по молитвам православного духовенства и паломников, несмотря на регулярность, называют чудом.
Огонь появился, как и в предыдущие годы, в Кувуклии — часовне внутри храма Гроба Господня, над каменным ложем, на котором покоилось в Великую субботу погребенное тело Христа. Именно там по многовековой традиции молится о схождении Благодатного огня православный патриарх. Согласно древнему церемониалу, перед входом в Кувуклию одеяния патриарха Феофила III и сама часовня были тщательно осмотрены на предмет наличия каких либо средств для искусственного получения огня.
Перед тем как патриарх Феофил в одном подряснике зашел в Кувуклию, где молился о схождении Благодатного огня, все свечи и светильники в храме были потушены.
Патриарх Феофил передал огонь собравшимся в храме.
Ожидание огня после входа патриарха в Кувуклию длится разное время, но последние годы, как правило, не более получаса. В этом году верующие ждали сошествия огня не более 10 минут.
Прихожане в переполненном храме, обрадованные появлением святого огня, стали умывать им лицо (первое время огонь обладает удивительным свойством — он не обжигает) и поздравлять друг друга с Пасхой.
Самое раннее упоминание о схождении святого огня в канун Воскресения Христова (Пасхи) датируется IV веком. В наши дни церемония получения Благодатного огня (литания) начинается с раннего утра и состоит из целого ряда ритуалов, включая осмотр и опечатывание Кувуклии. Раньше это делали турецкие стражники, теперь — полиция.
Старшины православной арабской молодежи, сидя на плечах друг у друга и скандируя "нет веры, кроме веры православной, Христос — истинный бог", просят Господа даровать верующим Благодатный огонь. Считается, что Спаситель приемлет и такое, несдержанное, по-детски наивное, но чистосердечное обращение.
Внутри храма также проходят торжественные процессии армянского, коптского и сирийского духовенства. Их традиционно сопровождают каввасы — стражники в турецкой форме, которые с древнейших времен нанимались для охраны христианских процессий. По мере продвижения сквозь толпу каввасы стучат специальными посохами о каменные плиты храма. Их действия, наряду с шумным поведением православных арабов, создают неповторимую атмосферу ритуального праздника.
В полдень от Иерусалимской патриархии начинается Крестный ход к Гробу Господню, который завершается перед входом в Кувуклию. В нее вносят большую лампаду, в которой должен возгореться огонь, и 33 свечи (по числу лет земной жизни Спасителя).
Иерусалимский патриарх традиционно входит внутрь Кувуклии в одном полотняном подряснике — чтобы было видно, что он не проносит с собой в пещеру спички или что-либо еще, при помощи чего можно добыть огонь. Затем вход в часовню опечатывают — и наступает напряженная тишина в ожидании схождения Благодатного огня. В народе существует предание: если огонь не сойдет, это станет ужасным предзнаменованием для всего человечества, а те, кто находится в храме, погибнут.
Как правило, ожидание чуда длится от нескольких минут до нескольких часов. На это время в храме гасится свет. Держа в руках незажженные пасхалы (большие праздничные свечи), присутствующие молятся, каются в своих грехах и просят Господа даровать Благодатный огонь. По свидетельствам очевидцев, некоторое время спустя в храме появляются необъяснимые всполохи света, которые как бы стекают по стенам и колоннам вниз, а из отверстия в куполе храма на Гроб Господень опускается вертикальный широкий столб света.
Вскоре в Кувуклии появляется Благодатный огонь, о чем радостными возгласами свидетельствуют стоящие рядом с ней верующие, выходит патриарх Иерусалимский и передает огонь (от свечи к свече) собравшимся в храме. Верующие, стоящие в первых рядах, зажигают свои свечи — и огонь молниеносно передается от одного человека другому. Иногда, по свидетельствам очевидцев, лампады и свечи в руках молящихся загораются сами собой.
Большинство держат в руках по несколько свечей, каждая из которых подобна факелу, так что вскоре весь храм начинает буквально сиять огнем. Людей охватывает эйфория — и многие умываются Благодатным огнем.