МОСКВА, 28 апр. На конец апреля пришлось два крайне важных события для определения будущего постсоветского пространства: состоявшийся в Праге 24-25 апреля саммит "Восточного партнерства" и заседание Высшего Евразийского экономического совета в Минскек 29 апреля.
Могут ли проекты "Восточного партнерства" и Евразийского союза найти точки соприкосновения, рассуждает Иннокентий Адясов, член экспертного совета при Комитете по делам СНГ Госдумы РФ:
- "Восточное партнерство" — проект Евросоюза, нацеленный на сближение с шестью странами бывшего СССР: Украиной, Молдавией, Азербайджаном, Арменией, Грузией и Белоруссией. Последние события на Украине укрепили ЕС в правильности политики "Восточного партнерства" как проекта, направленного на выведение бывших союзных республик из под влияния России. Но Москва явно не согласна с такими выводами и готовится к внешнеполитическому наступлению на постсоветском пространстве.
Не будет преувеличением сказать, что драматические, а порой и трагические события на Украине стали катализатором реального создания Евразийского экономического союза (первоначально между Белоруссией, Казахстаном и Россией).
Теперь от Москвы и Брюсселя зависит, смогут ли проекты "Восточного партнерства" и Евразийского союза найти точки соприкосновения, или они обречены на жесткую конкуренцию.
Судя по словам главы МИД России Сергея Лаврова, Москва рассчитывает на сотрудничество. Как заметил Лавров, Москва не противопоставляет евразийский и иные интеграционные проекты, в частности, интеграционную работу, которая проводится в Евросоюзе.
Минск – последняя остановка перед созданием Евразийского союза
Заседание Высшего Евразийского экономического совета (на уровне глав государств) состоится в Минске 29 апреля.
"Президенты Белоруссии, Казахстана и России обсудят основные направления взаимодействия в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства, подведут итоги проделанной правительствами трех стран работы по подготовке проекта
Договора о Евразийском экономическом союзе с целью выхода на его подписание в конце мая 2014 года. Евразийский экономический союз должен заработать с 1 января 2015 года", – сказано в официальном сообщении.
Но краткое официальное сообщение не может передать всей важности, а где-то и драматичности предстоящего заседания.
Встреча Евразийского экономического совета произойдет в период, когда будущее СНГ и всех документов, подписанных в рамках этой организации, находится в тумане неопределенности.
Новые украинские власти взяли курс на выход из Содружества, хотя Киев до сих пор пользуется всеми преференциями зоны свободной торговли СНГ и явно не хочет от этих преференций отказываться.
Для "таможенной тройки" Украина – один из важнейших внешнеэкономических партнеров, и политический и экономический хаос в соседней стране явно не в интересах ни России, ни Таможенного союза в целом.
Возможно, Москве, Минску и Астане наконец-то удастся выработать общий подход к украинскому кризису и предложить Киеву взаимовыгодный алгоритм сотрудничества (можно справедливо сомневаться в легитимности нынешних украинских властей, но экономические вопросы требуют решения).
В конце апреля в Минске окончательно должен решиться и вопрос о присоединении Армении к Таможенному союзу ЕврАзЭС и, возможно, к Евразийскому экономическому союзу. По словам Сергея Лаврова, "в самое ближайшее время вопрос подключения Армении к Евразийскому экономическому союзу будет решен".
Для Еревана это будет действительно историческим решением, которое позволит республике развиваться относительно безопасно и стабильно.
Армения стала получать серьезные экономические льготы еще до официального присоединения к евразийским проектам: Россия снизила для республики цену на природный газ с 270 долларов до 189 за тысячу кубометров. Кроме того, Москва авансом ввела
для Еревана экспортно-импортные преференции и запускает программу для стабильного обеспечения полублокадной республики нефтепродуктами по льготным ценам.
Но самое главное – Армения получает выход на рынок Таможенного союза объемом в 170 миллионов потребителей. То есть армянская экономика получает стабильные перспективы для своего развития.
Еще один важный вопрос – так называемый «нефтяной» –.намерен решить в Минске Александр Лукашенко.
Сейчас Белоруссия беспошлинно получает около 20 млн тонн нефти из России. Примерно 9 млн тонн идет на внутренний рынок , остальное – на экспорт в виде нефтепродуктов. Сейчас Минск возвращает экспортную пошлину Москве, но хочет эту пошлину оставлять себе (в год – примерно 3-3,5 млрд долларов).
Президент Белоруссии так объясняет свою позицию: "У нас два мощнейших в Европе нефтеперерабатывающих завода. Если мы купили в России нефть – а мы имеем право по внутренним ценам, принятым в России, Казахстане и у нас, – если мы купили 20 млн тонн, то это наш товар. Мы что хотим, то и будем делать из него, и продавать, и получать деньги в наш бюджет".
Для России, которая из-за замедления роста экономики может в этом году столкнуться с дефицитом федерального бюджета, выпадение из доходов 3-3,5 млрд долларов весьма ощутимо. Если Москва пойдет ради создания Евразийского союза на столь существенные уступки Минску, то и она вправе рассчитывать, что белорусские власти в рамках создаваемого интеграционного объединения, по крайней мере, снимут препятствия для российского капитала, в частности, позволят российским компаниям участвовать в приватизации НПЗ Белоруссии.
"Восточное партнерство" – подведение итогов пятилетки
А 25 апреля в Праге завершился двухдневный саммит "Восточного партнерства". Он планировался еще до острой стадии украинского кризиса, но вполне ожидаемо, что события на Украине стали самыми обсуждаемыми.
Присутствовавшие на саммите представители пяти бывших советских республик: Азербайджана, Армении, Грузии, Молдавии и Украины, а также нескольких стран ЕС в итоговом документе сделали ряд рекомендаций, в первую очередь касающихся деэскалации конфликта на Украине.
МИД Чехии по итогам саммита предложил себя в качестве посредника в переговорах между Москвой и Киевом. Маловероятно, что Чехия сделала такое предложение без согласования с ЕС.
Брюссель явно хочет превратить площадку "Восточного партнерства" (на фоне усиливающегося кризиса СНГ) в основной инструмент определения будущего постсоветского пространства. И, судя по всему, на этом пространстве ЕС не хочет видеть Россию в качестве равноправного партнера (хотя справедливости ради надо отметить, что итоговые документы саммита не содержат откровенно антироссийских моментов).
Сейчас мало кто помнит, но одной из основных целей "Восточного партнерства" определялась интеграция газотранспортных систем стран СНГ в "единый газовый рынок Европы", то есть задачей было резкое уменьшение влияния России на транзитные маршруты доставки своего газа в Европу.
И весьма показательно, что на фоне обсуждения перспектив "Восточного партнерства" в Праге в Словакии начались украинско-словацкие переговоры о реверсе газа из ЕС на Украину ("Газпром" сразу выразил свое несогласие с идеей поставлять российский газ из Словакии по реверсной схеме на Украину).
Но, судя по всему, идея "уменьшения зависимости Украины от поставок российского газа" становится на данном этапе чуть ли не основной для "Восточного партнерства".
Причем нынешние украинские власти уже выразили фактическое согласие на передачу ГТС Украины (под видом реконструкции) в управление европейским и американским компаниям.
Создается впечатление, что пять лет назад российская дипломатия явно недооценила настрой ЕС системно продвигать проект "Восточного партнерства", посчитав его очередной пропагандисткой инициативой Брюсселя.
Но надо отдать должное ЕС – он смог реанимировать полуживой проект и достаточно успешно продвигать его в последние два года в странах СНГ и Грузии.
И за этой внешнеполитической настойчивостью Брюсселя стоит настоятельная необходимость в расширении рынков сбыта и контроля за поставками углеводородов из республик бывшего СССР, прежде всего из России.
Сможет ли теперь российская дипломатия нейтрализовать те моменты "Восточного партнерства", которые направлены, по сути, на уменьшение влияния России на постсоветском пространстве, и найти точки взаимодействия с ЕС? Решение этого вопроса в значительной степени будет зависеть от успешности проекта Евразийского экономического союза.
мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции.