ТБИЛИСИ, 30 июн - Новости-Грузия. "Больно, но эффективно" - так сами грузины говорили о реформах, которые провела страна. Провела и потихоньку теряет. Через что прошли, и что получилось у Грузии, к опыту которой сейчас активно присматриваются и у нас, в Украине - прямо сейчас.
"Минда", - говорит старенькая бабушка Тамара. По-грузински означает "Хочу". Она хочет в Европу. Хотя, честно признается, мало что в этом понимает. Чтобы "открыть окно в Европу" - семья Кубадзе собирается возле телевизора. "Welcom to Europe" сказали им в Брюсселе.
После подписания соглашения Нана надеется, что ее мандарины, наконец, попробуют и европейцы. А заодно и грузинское вино, и Боржоми сделают прорыв в Европу.
Нана Кубадзе, жительница села Чакви:
- Теперь рынок будет большой.
Это соглашение с Евросоюзом Грузии далось нелегко. Как и Украину, Москва пытается не выпустить ее из своей орбиты влияния. ЗА день до подписания оккупированная Южная Осетия решила провести референдум о присоединении к России. В Грузии никто не сомневался, дирижирует Кремль.
Леван Мачавариани, заместитель начальника патрульной службы МВД Грузии:
- Или ты сделаешь так, как я говорю, или у тебя последствия, которые я сейчас. Это Абхазия, это Осетия.
В Тбилиси подписали соглашение после "холодного душа", так грузины называют реформы, которые прошли в стране.
Тамара Нуцубидзе, политический обозреватель телеканала "Рустави 2":
- Сразу и быстро. Не было, чтобы на годы растягивалось. Не было, чтобы увольняли по одному человеку. Сразу многих.
Команда президента Саакашвили вывернула Грузию как перчатку. Самая коррумпированная республика бывшего СССР, здесь всегда царили кумовство и мафия увольняла чиновников, судей и полицейских просто пачками. Многие попали за решетку.
Самой радикальной оказалась реформа полиции. Уволить всех и набрать персонал с нуля. Это рецепт от грузинских реформаторов. Мы отправляемся на патрулирование посмотреть, как он работает. Патрульная служба здесь занимается всем - и границей, и дорогой, и уголовными расследованиями. "Гаишники" - вообще исчезли как класс.
За один день только из ГАИ уволили 15 тысяч человек. В это сложно поверить, но полицейские в Грузии взятки не берут.
Леван Циклаури, офицер патрульной службы:
- У нас нет элементарного мотива брать взятки. У нас есть нормальная зарплата, страхование.
Нормальная зарплата это около 1000 долларов. На плече у полицейского всегда видеокамера, так что получить взятку, в принципе, невозможно. Все отделения полиции - стеклянные, все видно, как на ладони.
Леван Мачавариани, заместитель начальника патрульной службы МВД Грузии:
- О грузинской полиции нет ни одного анекдота
На реформирование полиции у Грузии ушло 2 года.
А вот так теперь выглядит то, что раньше было паспортными столами, БТИ и Загсами. Теперь это - Дом юстиции. Оформить документы можно даже в кафе. Здесь подают сразу два меню. В одном перечень блюд, во втором - список услуг. Фактически, можно заказать и кофе, и паспорт - одновременно. Без взяток, без волокиты и нервов. Скоро тут откроют так называемый джастдрайв, по аналогии с Макдрайвом в Макдональдсе. За документом можно будет подъехать даже на машине к специальному окошку. Начало графики. На перекраивание системы юстиции у Грузии ушло три года.
А еще была медицинская реформа.
Нукри Думбадзе, житель с. Чакви:
- 15 тысяч страховка есть. Это министерство дает. А если не хватит, добавляешь из кармана.
И налоговая. Это заняло еще 2 года.
Зураб Джапаридзе, депутат парламента Грузии, политический секретарь партии "Национальное единство":
- У нас было 23 налога мы дошли до 5 налогов. Каждый раз, когда мы убирали какой-то налог, на следующий год в госбюджет поступало больше денег.
Но сейчас грузинские реформы забуксовали. Политические дрязги и борьба за власть взяли верх над реформаторским пылом сначала одного президента, потом второго.
Нино Бурджанадзе, спикер парламента Грузии (2001-2008):
- Две трети населения живут за гранью бедности. Вы это знаете? В Грузии пенсия она меньше 100 долларов. Когда как наши министры получали премии 80 тысяч лари - это примерно 60 тысяч долларов. О какой справедливости, о каких идеальных реформах мы говорим?
О том, что Грузия нажала стоп-кран, особенно ощущают здесь.
В студенческом общежитии, где уже 20 лет живут беженцы из Абхазии. Ободранные стены - это все, что может дать страна.
Важа Сартания, беженец из Абхазии:
- Толку от этих реформ. Это нам не разрешено брать взятки. А там наверху прекрасно берут взятки.
Даже после масштабных реформ безработица - 15%. Для сравнения в Украине только официально всего около 8%. Посиделки, обычная картина для Грузии.
В разгар дня мужчины играют в карты или домино. Работы просто нет. Для них Евросоюз - это прежде всего, рабочие места. Слово-за-слово. И разговор сводится к самому больному для любого грузина вопросу.
Они понимают: чтобы стать европейцами, придется пройти еще через не один "холодный душ" реформ. Но также понимают, что жить,как жили, они уже просто не смогут. Поэтому Грузия празднует. На главной площади Тбилиси собрались тысячи людей - собрались отметить подписание соглашения.