МОСКВА, 25 авг - Новости-Грузия. Вчерашний день для Украины был вдвойне знаменателен – страна отмечала День независимости и вчера же был очередной, последний срок, когда по словам президента Украины Петра Порошенко предполагалось в целом завершить так называемую антитеррористическую операцию (АТО) в Донецкой и Луганской областях. День независимости отметили, а АТО продолжается.
О проблемах Украины в связи с этой двойной датой на вопросы "Россия Сегодня" отвечает предыдущий премьер страны Сергей Арбузов, который, находясь вне Украины, продолжает внимательно следить за происходящими там событиями и анализировать политическую и социально-экономическую ситуацию на своей родине.
Захар Виноградов, МИА "Россия сегодня": Украине, как независимому государству, 23 года. Скажите, как бы вы в общих чертах охарактеризовали это время с точки зрения экономического развития страны?
- Я бы назвал это время - «временем упущенных возможностей». Причем вряд ли я буду в этом оригинален. Думаю, именно так воспринимает прошедшие 23 года большинство тех, кто в 1991 году голосовал за независимость.
Увы, но тот огромный потенциал, который Украина унаследовала от УССР, был во многом растрачен впустую. За все эти годы нам не удалось добиться кардинального улучшения уровня жизни, политического единства нации, построить правовое демократическое государство. По дороге к 2014 году мы потеряли целые отрасли промышленности, не досчитались более 6 миллионов населения.
Причина этого, во многом, в том, что за все время в Украине фактически не было ни одного периода политической стабильности. Одно правительство сменяло другое и всем им, по большому счету, было не до экономики, не до государства, не до людей. Парадоксально, но те реформы, которые нужно было провести еще в начале 90-х, мы были вынуждены начинать в 2010 году. И многие так и не завершили.
В Украине вот уже 23 года мы наблюдаем традиционную для нашей национальной истории «Руину». И, к сожалению, я пока не вижу света в конце туннеля. Это для меня сегодня больше всего омрачает тот большой праздник, которым является День Независимости.
- Сегодня на вашей родине непростая ситуация, идут боевые действия. Подскажите, каким вы видите выход из создавшейся ситуации? Возможно ли его найти?
- Выход есть из любой ситуации. Наше гражданское противостояние не является каким-то уникальным. Мы не первое государство в мире, в котором граждане убивают друг друга из-за ошибок политиков. Как показывает опыт, такой конфликт можно решить силой оружия, заплатив непомерно высокую цену. Но можно сесть и договориться, сохранив для потомков свой общий дом. Верю, что противоборствующим сторонам вполне по силам достичь политического решения, найти некий компромисс, который позволит сложить оружие. Ведь и там, и там, в окопах оказались абсолютно одинаковые, нормальные, вменяемые люди, с теми же проблемами, теми же чаяниями и надеждами.
Я оптимистично смотрю в будущее. Ведь нынешняя ситуация не выгодна и не нужна никому. Война в центре Европы не нужна России, не нужна Украине, не нужна ЕС. Но, прежде всего, она не нужна украинскому народу. Донбасс - это не только территория, это живые люди. И политики ни на минуту не смеют забывать об этом.
- Украина находится в преддверие выборов в Верховную Раду. Каким вам видится ситуация в новом парламенте страны? Что, с вашей точки зрения, новая Рада должна рассмотреть в первую очередь?
- Судя по данным последних соцопросов, в следующей Верховной Раде мы увидим гремучую смесь из популистов и радикалов. Так что вопрос можно поставить немножко по-другому – сможет ли она вообще что-то рассматривать?
Украинский избиратель сейчас дезориентирован. За последнее время на него обрушилось слишком много эмоций, ожиданий и разочарований. Я считаю, что стоило подождать, пока страсти немного поутихнут, не торопиться с выборами. Однако, выбор нынешним президентом уже сделан в пользу проведения голосования в октябре. Наверное, у него на это были свои веские причины…
Есть и еще одна глобальная проблема, о которой сейчас зря стараются не вспоминать. Это вопрос политического представительства юго-восточных регионов. Если не будет возможности провести выборы в Донецкой и Луганской областях, если в других областях несогласные с действиями власти «проголосуют ногами» - попросту не придут на участки, то, кого будет представлять такой парламент? Где будут искать возможность выразить свои взгляды политически активные жители Юго-Востока? В ДНР и ЛНР?
К сожалению, я не вижу у нынешних властей понимания опасности ситуации, которая может сложиться. Наоборот, вижу желание монополизировать власть. Сейчас много говорят о запрете Коммунистической партии, тех политсил, на которые вешают ярлык «пророссийских», продолжаются попытки преследования под надуманными предлогами представителей предыдущего Кабмина. Все прекрасно понимают, что, если будет указание сверху, суды послушно запретят все, что угодно. Такова, увы, особенность украинской судебной системы, на которую так повлияла смена власти. Да, можно запретить партии, можно запретить баллотироваться отдельным политикам, но нельзя запретить те миллионы избирателей, которые за них голосуют. Это путь в никуда – к дальнейшей эскалации гражданского противостояния.
- Экономическая ситуация на Украине ухудшается с каждым днем. Какие советы вы могли бы дать своим бывшим коллегам на Украине, чтобы остановить казалось бы неминуемый коллапс экономики?
- Нет никакого смысла давать советы пока свистят пули, пока Донбасс – главный промышленный регион страны, остается полем битвы бессмысленной и никому не нужной войны. Знаете, что только за июль в Украине промышленность обвалилась на 12,1 % к предыдущему месяцу? В Донецкой и Луганской областях - на 28,5 % и 56,0 %. Машиностроение в целом по стране упало на 23,8%, химпром на 22,2%, добыча угля снизилась на 28,8%. А ведь если не прекратить войну, дальше будет только хуже. Скоро на тепловых электростанциях нечем будет топить, а приближается зима. Тут уже понадобятся советы не экономиста, а эксперта по экстремальному выживанию.
Но если вы спрашиваете о советах, то, прежде всего, я бы посоветовал членам нового Кабмина прекратить шараханье из стороны в сторону и выяснение отношений друг с другом. У нынешней власти есть все возможности, чтобы работать эффективно. Сейчас в Украине сложилась уникальная ситуация, которой не было ни у одного правительства – политическая однородность. В стране, де-факто, нет оппозиции. Партия регионов деморализована, Компартия почти запрещена. Появился шанс проводить любые, даже самые непопулярные реформы – и те, которые они в свое время не дали провести нам. Пожалуйста, делайте! Но, прежде всего, нужно остановить войну.
А затем прекратить антироссийскую истерию и начать выстраивать нормальные отношения с РФ. Как бы кому-то не хотелось, Украина не может в один миг отказаться ни от российских потребителей нашей продукции, ни от кооперации с российскими производителями, ни от российского газа. Если мы собираемся, конечно, строить современную европейскую экономику, а не ездить всей страной собирать яблоки в Польшу…
Торговый оборот с Россией у Украины больше, чем с любой другой страной. В прошлом году он составил порядка $38 млрд. Замены этому рынку нет и не может быть. Об этом мы говорили осенью прошлого года. Но нас тогда не слышали. Теперь это же, спустя почти год, это начинают публично признавать и представители новой власти, стыдливо откладывая ратификацию Соглашения об ассоциации с ЕС. Экономика сама заставляет их забывать о политике!
Поэтому нужно договариваться, договариваться и еще раз договариваться. В каком угодно формате – двухстороннем, трехстороннем с участием ЕС или еще каком-либо. От успеха этих переговоров, без преуменьшения, зависит выживание государства под названием Украина.
- Что вы делаете сейчас для Украины? Какие планы на ближайшее будущее?
- Сейчас это, прежде всего, научная работа. Недавно в Санкт-Петербурге состоялась учредительная конференция некоммерческой организации Ассоциация Центр исследований экономического и социокультурного развития стран СНГ, Центральной и Восточной Европы. Она занимается самой насущной проблемой - формированием стратегии конструктивного сотрудничества, поиском выхода из конфликтных ситуаций. Вместе с учеными и экономистами-практиками из Польши, России, Украины, других государств Европы мы пытаемся найти долгосрочные цели, которые могут нас объединить и помогут устранить те сиюминутные проблемы, которые нас разделяют.
А еще я потихоньку собираю вещи, поскольку верю, что недалек тот час, когда смогу вернуться на Родину, не подвергая опасности свою жизнь и жизнь моих близких. «Революционная» истерия в Украине постепенно стихает, и, наконец, приходит понимание того, о чем я говорил год и полгода назад. Что проблемы экономики не решаются криками на майданах, что нужна кропотливая работа, профессиональный подход. Нужны знания и опыт. И такие знания и опыт у меня есть.
Я многим обязан Украине – она сформировала меня как успешного экономиста-практика, как государственного деятеля. Я благодарен украинскому народу за то, что в сложный период он доверил мне пост главы Центробанка, а затем пост главы правительства, позволил получить опыт управления финансовой системой европейского государства в условиях экономического и политического кризиса. Думаю, в мире найдется немного людей в 38 лет с подобным послужным списком. Я готов делиться этим опытом, делиться своими знаниями, умениями. И верю, что мое желание приносить практическую пользу родной стране скоро осуществится.