ТБИЛИСИ, 16 сен - Новости-Грузия.
Сближение Тбилиси и Баку вызывает неприязнь у "врагов Грузии и Азербайджана", и они пытаются спровоцировать стороны на конфликт, заявил в интервью агентству "Новости-Азербайджан" руководитель Клуба политологов «Южный Кавказ» Ильгар Велизаде. По его словам, анализ отношений Тбилиси с Баку и Ереваном показывает, что грузинский политический истеблишмент больше тяготеет к Азербайджану, нежели к Армении.
- На днях Баку посетил премьер-министр Грузии Ираклий Гарибашвили. Ранее с визитом в Азербайджан приезжал президент Турции Эрдоган. Как сообщается, премьер-министры этих двух стран посетят АР 20 сентября для участия в церемонии закладки Южнокавказского газопровода и мероприятии, посвященном 20-летию заключения Контракта века. Как вы оцениваете частые визиты в Азербайджан представителей высшего руководства Турции и Грузии? Можно ли сказать, что сейчас в нашем регионе формируются новые геополитические контуры?
- Столь интенсивный характер уже осуществленных и намечающихся визитов руководителей Турции и Грузии в Азербайджан носит не только символический характер, они также подтверждают предположение о том, что в регионе полным ходом идет модернизация той геополитической архитектуры, которая сложилась в прежние годы с участием Азербайджана, Грузии и Турции. Основные контуры этой модернизации, очевидно, будут в той или иной степени просматриваться в предстоящие месяцы.
Скоро мы будем более определенно говорить о том, что представляет собой турецко-грузино-азербайджанское сотрудничество на современном этапе. Но уже сегодня можно более или менее уверенно утверждать, что визиты представителей политического руководства Турции и Грузии в Азербайджан, в том числе имеют целью оформить новый вектор в отношениях этих трех стран. Посредством этих визитов будут определены конкретные темы, которые будут актуальны в этом формате сотрудничества в следующие 5-7 лет.
- Как вы считаете, какие темы будут затронуты в ходе этих визитов?
- Если оценивать их через призму сегодняшнего дня, то можно сказать, что две основные темы, которые будут обсуждаться неизменно, это тема безопасности, причем не только энергетической, но и военно-политической, и вторая тема, это, конечно, экономическое сотрудничество с акцентом на реализацию энергетических проектов.
Еще одной темой является усиление транзитного значения Азербайджана, Турции и Грузии. При этом, когда мы говорим о транзитном значении, мы должны подразумевать не только экономический транзит, но и военно-политический транзит в частности, реализацию проекта афганского коридора, который в предстоящий год-два будет актуальным, в частности с точки зрения взаимодействия между этими тремя государствами.
- Грузия имеет хорошие отношения и с Арменией, и с Азербайджаном, но карабахский конфликт ставит Грузию перед выбором. Как вы оцениваете отношения Грузии с Азербайджаном с учетом карабахского конфликта?
- У Грузии с Арменией не такие же хорошие отношения, как с Азербайджаном. Хотя Грузия пытается сохранить определенный баланс, но в реальности отношения между Тбилиси и Ереваном кардинально отличаются от грузино-азербайджанских. Речь идет о том, что в Грузии армянская диаспора часто используется в качестве инструмента политического влияния, в отличие от азербайджанской.
К примеру, в местах компактного проживания армян в Джавахетии неоднократно поднимался вопрос об изменении статуса армянского языка, причем этот вопрос приобретал ярко выраженный политический окрас, тогда как азербайджанская община ни разу подобных вопросов не поднимала. Армянская церковь тоже проявляет определенную политическую активность в Грузии. В частности, широко известны претензии армянской церкви к грузинской церкви по поводу принадлежности ряда приходов, расположенных на территории Грузии.
В отношениях с Азербайджаном и азербайджанским населением Грузии таких вопросов не возникает.
Что же касается внешнеполитического контекста, то тут противоречия между двумя странами и вовсе можно увидеть не вооруженным глазом. Так, Армения является союзником России, там же дислоцируется российская военная база, в то же время Грузия является активным участником натовских проектов, что, так или иначе, оказывает влияние на отношения между Грузией и Арменией. Напротив, Азербайджан не является членом ОДКБ, и с Баку у Тбилиси военно-политических противоречий не возникает. Здесь очевидно, что грузинский политический истеблишмент больше тяготеет к Азербайджану.
- В последнее время наблюдаются попытки создания различного рода провокаций, направленные на ухудшение грузино-азербайджанских отношений. Что вы можете сказать по этому поводу?
- Подобные попытки имеют место. Вспомним хотя бы две последние. Одна во время футбольного матча, где была вывешена карта с территориальными претензиями в отношении некоторых северных районов Азербайджана, вторая – в городе Кабулети, где компактно проживает многочисленная армянская диаспора, где была совершена провокация, направленная против открытия медресе. Причем в обоих случаях провокация была осуществлена руками самих же грузин.
В обоих случаях официальный Тбилиси жестко отреагировал на эти инциденты, и в обоих случаях грузинское руководство, назвав их провокацией, пообещало самым тщательным образом в них разобраться. Это говорит о том, что дальнейшее сближение Тбилиси и Баку вызывает неприязнь у врагов Грузии и Азербайджана, и они пытаются спровоцировать стороны на конфликт. Вполне возможно, что во время встречи президента Азербайджана с премьер-министром Грузии этот вопрос отдельно поднимался, и обе стороны выражали решимость бороться с этими проявлениями совместными усилиями.
http://www.newsazerbaijan.ru/politic/20140916/300923056.html