Об интеграции на фоне военных действий - "Россия сегодня"

Подписаться
Последний год в мире только ленивый не говорит о Третьей мировой. Расхождение лишь: завершится ли она, как началась, в форме войны гибридной, или все же перерастет в ядерное столкновение сверхдержав?

МОСКВА, 14 мар - Новости-Грузия. 1-го января 2015 года вступил в силу Договор о создании Евразийского экономического союза. Закономерный результат четырех непростых лет (решение о создании ЕАЭС было принято в декабре 2010 года). Самым тяжелым был последний – 2014-й.

Точка зрения - Ростислав Ищенко, президент Центра системного анализа и прогнозирования:

- В принципе и раньше было известно, что США не в восторге от любой реинтеграции  постсоветского пространства. Хиллари Клинтон даже (назвав это «восстановлением СССР») официально предупреждала, что Вашингтон не допустит подобного развития событий. Но вряд ли кто-то предполагал в 2010 году, что США рискнут развертыванием полномасштабных военных действий в центре Европы – на Украине (пусть и в формате гражданской войны) для срыва интеграционных процессов.

Рискнули. Последний год в мире только ленивый не говорит о Третьей мировой. Расхождение лишь: завершится ли она, как началась, в форме войны гибридной, или все же перерастет в ядерное столкновение сверхдержав? Пока есть основания надеяться на лучшее – от худшего человечество прикрывает сражающийся Донбасс.

На этом фоне как-то в стороне осталась судьба единственного региона, которому посчастливилось избежать проблем, связанных с государственным переворотом в Киеве –  Крыма. А между тем, если в военном и геополитическом плане от Крыма сейчас мало что зависит – полуостров надежно укреплен, неатакуем, да и сам ни для кого угрозы не представляет, то в плане экономическом и, главное, морально-политическом фактор Крыма трудно переоценить.

В Крыму Россия демонстрирует миру свою способность предложить альтернативу изжившей себя, построенной по американским лекалам политической и экономической модели.

Все начинается с малого. От того, насколько быстро и эффективно будет реформирован Крым, зависит привлекательность российского глобального предложения.

Крым в российской политической системе

Год назад полуостров Крым еще не стал российским, к референдуму только готовились, но он уже точно не был украинским. И по интернету уже разгуливал крымский кот, вовсю благодаривший «вежливых людей» за то, что он «больше не кіт».

На Перекопе еще стояли казаки и севастопольский «Беркут», а крымские чиновники из старой обоймы, плавно и последовательно перекочевывавшие в команды в команду едва ли не со времен президентства Мешкова и всегда поддерживавшие «курс президента Украины (неважно какого) на евроинтеграцию», уже набрасывали на плечи российский триколор и готовились к борьбе не на живот, а на смерть с украинским национализмом и американским гегемонизмом.

Волна «русской весны» еще только накатывалась на Киев, последовательно заливая Донецк, Луганск, Харьков, Днепропетровск, Одессу, Запорожье и даже Николаев с Херсоном. Путчисты в Киеве еще ждали с минуты на минуту официального вступления на территорию Украины российских войск.

Впереди были сожженные в доме профсоюзов одесситы, рассаженные по тюрьмам, трижды бравшие облгосадминистрацию харьковчане, задавленные террором Коломойского денепропетровцы, почти год воюющие Донецк и Луганск...

Крымчане еще не знали, что они – особенные и «самые русские», что их ждет другая судьба.

Тогда еще не только в Донецке или в Севастополе, но и в Киеве многие верили, что разворачивавшееся народное восстание сметет не успевший укрепиться нацистский режим.

И ведь все действительно могло пойти иначе. Если бы не тотальное предательство руководящих кадров Партии регионов, из которых единицы оказались в эмиграции, а большинство не только не возглавили протест, но пошли на сговор с нацистами, предали своих избирателей, попытались (в некоторых случаях небезуспешно) дать народному возмущению «выход в свисток».

Сегодня все по-разному

Донецк и Луганск воюют. Считают жертвы, пытаются восстанавливать регулярно вновь разрушаемую инфраструктуру, постепенно освобождают свои земли от нацистской оккупации и перемалывают на фронте наиболее активную живую силу нацистских боевиков, как лицемерно вздыхают киевские волонтеры, «генофонд украинской нации».

В Харькове, Одессе и Днепропетровске с Запорожьем борется подполье.

В Киеве, где, пытаясь сохранить видимость приличий, режим до сих пор не хватал и не убивал публично своих критиков, еще осталась полузадушенная легальная оппозиция. Однако ее представители уже понимают, что их час настал: кто не спрятался – нацисты не виноваты. Осталось два пути: либо бежать, пока еще не окончательно закрылись границы, либо переходить на нелегальное положение. Иначе вырежут. И очень скоро. Потому что моментальный захват Киева освободителями пока не просматривается, а если у нацистов останется до бегства хоть пара дней, они постараются использовать время с толком. Тем более что терять им уже нечего – тысячей трупов меньше, тысячей больше – ответственность одна и та же.

А вот в Крыму проблемы другие. Годовщину счастливого избавления от опасности стать Донецком и Одессой в одном лице Крым встречает радостным – от того, что ему удалось избежать худшего. А судя по тому, как развиваются события на Украине, худшего мы еще не видели.

Но Крым встречает годовщину и встревоженным. И дело не только в блокаде, не в том, что этот курортный сезон будет не лучше предыдущего, а предыдущий, хоть и не стал провальным, все же был далек от идеала.

К вопросу о смене команд

Крым не просто был самым русским регионом Украины. Крым сейчас самый украинский регион России. А надо сказать, что, несмотря на все крики украинских оранжевых о «рабской России» и «гражданственной, европейской Украине», гражданское общество в России развито куда сильнее.

В России граждане действительно самоорганизуются и успешно (причем в рамках закона) противостоят и чиновничьему произволу, и иным нарушениям своих прав. Законы не идеальны, исполнители тоже, но граждане РФ (кроме, возможно, совсем уж медвежьих углов) знают, что в случае противостояния чиновника и общественности (реальной, а не «болотной», и по реальному, а не по «болотному делу»), в 90% случаях будет уволен чиновник. Граждане России пишут жалобы, обращаются в суды, проводят общественные обсуждения и проявляют иную гражданскую активность именно потому, что знают – будет результат.

Граждане Украины привыкли к иной ситуации. Закон может быть тысячу раз на твоей стороне, но ты ровным счетом ничего не добьешься, пока не придет прямое указание от президента. Граждане Украины также привыкли к тому, что меняющиеся в результате выборов и переворотов лидеры готовы пачками увольнять чиновников просто потому, что те «работали при предыдущем режиме», и назначать на их места непрофессионалов, но –  идеологически близких.

Сегодня в Крыму многие спрашивают: почему не разогнали всю сервильную прошлую команду? Почему остались те же люди на тех же местах? Почему на должности не назначены герои Севастопольского восстания и обороны Перекопа?

Люди не понимают, а власть, как местная (в той ее части, которая пользуется у населения авторитетом), так и федеральная не удосужились разъяснить, что «герой Перекопа», безусловно, заслужил орден или медаль (наверное, их стоило бы дать всем), но это не значит, что он может руководить городом, районом, прокуратурой или хотя бы хлебозаводом. Для этого, помимо соответствующего образования, надо обладать еще и опытом соответствующей службы. И новых чиновников для Крыма Россия не может привезти с Камчатки. Те не знакомы с местными условиями, а ведь Крым еще и переходный период переживает – украинское законодательство и украинские органы власти продолжают меняться на российские.

Приходится обходиться тем, что есть, пока не вырастут новые кадры. А вот какими эти новые кадры будут, зависит, в том числе, и от населения Крыма.

Федеральный центр заинтересован в сохранении стабильности на полуострове. При этом Керченский мост собираются построить до 2019 года, а зарплаты и пенсии уже стали российскими. Существенно изменить экономическую ситуацию, по сравнению с тем, что уже сделано, невозможно. На период в два-четыре года основные возможности федеральной власти на полуострове исчерпаны. Какие-то точечные изменения происходить могут, но они вряд ли будут заметны основной массе крымчан, а переход количества в качество наступит не завтра.

Таким образом, стабильность может поддерживаться только за счет доверия народа к власти. Своей харизмой Кремль с Симферополем уже поделился. Здесь тоже больше отдать нечего.

Чиновник и человек

Пряники закончились. Дальше авторитет крымской власти можно поддерживать только при помощи порядка. Причем движение здесь должно быть двусторонним. С одной стороны, крымчане должны научиться пользоваться арсеналом прав и свобод, достаточно хорошо освоенным российским гражданским обществом. Чиновник должен как огня бояться конфликта с гражданами, а для этого граждане должны, во-первых, проявлять активность. Но должно быть и во-вторых.

Во-вторых, правительство в Симферополе и федеральная власть должны всячески поддерживать гражданскую активность населения полуострова. Она в любом случае никуда не денется. Только в случае налаживания эффективной обратной связи эта активность будет направлена в конструктивное русло, к тому же помогающее власти быстро выявлять и заменять неэффективных чиновников и не пользующихся авторитетом политиков.

Если же общественный запрос провиснет, то ожидания крымчан (и без того завышенные) окажутся неудовлетворенными.

Спасение от украинской опасности быстро забудется, ежедневные проблемы будут занимать все внимание, а медленный темп перемен станет восприниматься гипертрофированно трагично.

И тогда Крым из самого недовольного региона Украины может превратиться в самый недовольный регион России. Разница будет только в том, что Украина не вкладывала в Крым ни копейки, а Россия будет щедро его финансировать.

К тому же, за тем, как справится Россия с Крымом внимательно и заинтересованно наблюдают ее партнеры по Евразийскому экономическому союзу и другие соседи и союзники (потенциальные и реальные). Это серьезный вызов, и от того, как Россия с ним справится, будет не в последнюю очередь зависеть оценка перспектив сотрудничества с ней во всех постсоветских столицах.

В Крыму виртуальные реформы не пройдут (слишком пристально внимание и слишком велики ожидания). Необходим прорыв. И чем сложнее быстро организовать экономическое чудо, тем более необходимо чудо административно-политическое. -0-

 Источник: РИА Новости - "Россия-сегодня"

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

Лента новостей
0