Фархад Мамедов: Сотрудничество Азербайджана, Грузии и Турции - путь в будущее

Подписаться
"Если говорить в целом о видении будущего Азербайджана, о перспективах реализации наших крупных проектов, то Грузия в этих планах занимает одно из центральных мест".

ТБИЛИСИ, 28 мар - Новости-Грузия. Энергетика, экономика и безопасность – по этим вопросам Азербайджан, Турция и Грузия уже давно сотрудничают на двусторонней основе, а с недавних пор - и в трехстороннем формате.

В Тбилиси прошла конференция с участием представителей правительств Грузии, Азербайджана и Турции, а также дипломатов и экспертов. На форуме были представлены европейские, китайские эксперты по вопросам энергетики, транспорта и безопасности. Все больше интересуется регионом Китай - это отправная точка транспортного коридора Восток-Запад.

Об актуальных вопросах трехстороннего сотрудничества рассказывает директор Центра стратегических исследований при президенте Азербайджана Фархад Мамедов. Он уверен, что трехсторонний форум позволяет сформировать платформу для обмена мнениями, обсудить возможности и оценить угрозы. Кроме того, это хороший способ рассказать широкой общественности о перспективах сотрудничества в регионе.

- По-моему, грузинские СМИ не слишком активно обсуждают региональные проекты. Мы в Тбилиси иногда больше информированы о том, что происходит в Москве, а не в соседнем Баку...

- Наши отношения достаточно глубокие и мы уже воспринимаем это как данность, так сказать норму, не придавая должного внимания проектам, которые имеют действительно историческое значение. Между тем, именно эти проекты сотрудничества Турции, Азербайджана и Грузии позволяют нам с уверенностью смотреть в будущее. Если о первом крупном региональном проекте - нефтепроводе Баку-Тбилиси- Джейхан говорили много, то проекту газопровода Баку-Тбилиси-Эрзерум уделялось уже не так много внимания. А ведь именно этот проект стал началом Южного Энергетического Коридора.

18 марта 2015 года с участием президентов Турции, Азербайджана и Грузии состоялась закладка строительства Трансанатолийского газопровода (TANAP) - это продолжение трубопровода Баку- Тбилиси-Эрзерум. Посредством TANAP, а в будущем и трансадриатического газопровода (ТАР), который пройдет по территории Греции, Албании до Италии, Евросоюз получит из Азербайджана через Грузию и Турцию новый источник природного газа. Ежегодно планируется поставлять 6 миллиардов кубометров газа в Турцию и 10 миллиардов кубометров в Европу. В дальнейшем мощность газопровода может быть увеличена до 31 миллиарда кубометров в год.

Еще один важнейший проект – железная дорога Баку-Тбилиси-Карс. В Азербайджане сейчас транспортная тема – одна из самых актуальных и востребованных. Проект железной дороги формирует целые тренды. Например, для обеспечения транспортировки грузов по железной дороге Баку-Тбилиси-Карс, в пригороде Баку строится новый крупнейший международный грузовой порт Алят. Порт сможет принимать до 11,6 миллиона тонн грузов в год. Также строится отдельный грузовой аэропорт, так как нынешний бакинский аэропорт уже не выдерживает трафика. Также будет построен большой индустриальный нопарк.

Президент Ильхам Алиев руководствуется видением развития Азербайджана на десятилетия вперед, для реализации этих планов нужно учитывать роль наших стратегических партнеров.

- Грузия в прошлом году подписала Ассоциацию с Европейским Союзом. Как это может повлиять на наше сотрудничество?
Да, Грузия сейчас вовлекается в таможенное пространство ЕС и мы должны будем строить отношения по новым правилам. Но строить нужно, потому что у нашего сотрудничества с Грузией нет альтернативы. Это сотрудничество естественное – мы соседи. В политологии это называется «географический детерминизм». Сейчас важно закрепить стратегическое партнерство, тогда мы сможем лучше сконцентрироваться на позитивных моментах и преимуществах.

Безусловно, стремление Грузии в европейское таможенное пространство имеет свои плюсы. К примеру: при реализации проекта железной дороги Баку-Тбилиси-Карс, наши товары будут входить в Европейское пространство сразу же на границе с Азербайджаном, то есть, мы экономим одну границу, это повышает конкурентноспособность нашей дороги.

- Что же вас настораживает в подписании Ассоциативного соглашения с ЕС?

При подписании Ассоциации с ЕС мы входим в пространство, где не сможем устанавливать правила. А если завтра ЕС как импортер решит поменять правила в отношении энергоносителей?

Предусматривая такую возможность, Азербайджан стремится работать в направлении подписания с ЕС отдельных соглашений, где мы выступаем в роли равноправного партнера.

- И все-таки почему Азербайджан пока не торопится идти по пути официального сближения с Европой?

Присоединение к любому таможенному пространству рассматривается в Азербайджане через три призмы – политическая независимость, экономическая целесообразность и конфликт в Нагорном Карабахе. Поэтому нам важно отношение крупных региональных государств к этим вопросам. К тому же, мы не хотим какого-либо влияния извне на внутреннюю политику.

Наша страна, как и Грузия, стремится к тому, чтобы наша территория не становилась пространством для борьбы крупных мировых держав.
Вот например, есть Афганистан, где 40 лет сталкиваются мировые державы. Или Украина, где возник внутриполитический кризис, который, после вмешательства внешних игроков с Востока и с Запада, перерос в конфликт в самом обществе, а затем и в межгосударственный конфликт.

- Каких внешних игроков вы имеете в виду?

С одной стороны, помощник главы госдепартамента США Виктория Нуланд раздавала пирожки на Майдане, с другой - Януковича увезли в Россию. Так вот, в Баку считают, что если Евросоюз имеет свое видение по нашему региону, то он должен, как минимум, считаться и с нашей точкой зрения.

К примеру - процесс подготовки документов для подписания ассоциации с ЕС проходил параллельно в Азербайджане и в Армении. В документе, который был предусмотрен для подписания в Армении, в пункте по урегулированию конфликта ЕС отмечал «право народов на самоопределение», а в аналогичном документе с Азербайджаном отмечалась приоритетность «принципа территориальной целостности».

Но, даже после того как Армения отказалась подписывать Соглашение, до сих пор ЕС не продемонстрировал проект документа, чтобы показать как они планировали отметить оккупированные территории и Нагорный Карабах. Такие двойные стандарты не находят понимания у азербайджанской стороны.

Еще один пример: в отношении России, из-за Крыма, Запад задействовал экономические санкции, также были применены санкции против руководителей сепаратистского режима Крыма, кроме того, гражданам Европы и США было запрещено въезжать на эту территорию и инвестировать в Крым.

Мы знаем, что ЕС признает территориальную целостность Азербайджана. Мы считаем, что это тождественно признанию факта агрессии со стороны Армении. Существуют документы, где ЕС и Европарламент это признают. Но никаких санкций в отношении Армении, против руководителей сепаратистского режима Нагорного Карабаха мы не видим. Они свободно ездят в Европу и США с паспортами Республики Армения, лоббирует в парламентах создания групп дружбы, организуют визиты ангажированных политиков на оккупированные территории. А когда азербайджанский МИД заявляет ноту протеста, то нам говорят, что «это свободные люди и они могут ездить, куда хотят».

Конечно же, это оставляет осадок в наших отношениях с ЕС. Но мы будем сотрудничать с ЕС, мы открыты для сотрудничества по тем темам, которые считаем для себя нужными.

- Грузию в ЕС привлекает в том числе перспектива выхода на большой и стабильный европейский рынок. Что об этом направлении думают в Азербайджане?

Конечно, большой плюс Европы – это их самый платежеспособный рынок. Но вот есть пример Болгарии, где присоединение к европейскому рынку привело к проблемам в их промышленности. Так что само по себе членство в ЕС не решает всех проблем. Нужна диверсификация рынков сбыта.

Сегодня перед Азербайджаном стоит задача – развитие не нефтяного сектора экономики. Мы вкладываем деньги в свою промышленность – легкую, тяжелую, перерабатывающую. В настоящее время доля экспортных не нефтяных товаров в нашей экономике всего 1,8 миллиардов долларов – это очень мало. К 2020 году есть планы поднять эту цифру до 10 миллиардов долларов. Это значит, что в ближайшие 5-6 лет мы должны будем найти рынок сбыта для своей продукции.

В принципе, экспорт в 10 миллиардов – это около двух тысяч наименований товаров. Мы можем решить эту проблему и на уровне двусторонних договоров. Поэтому для нас на данном этапе неактуально вступление в какой-либо таможенный союз. У каждого государства есть свои приоритеты развития.

Азербайджан и Грузия - маленькие страны, нам достаточно занять в мире нишу всего лишь в нескольких сферах. Все в мире знают про чилийское вино, про ликер «Бэйлис», про хорошие автомобили. Мы должны выбрать для наших стран сферы, 5-10 направлений, наименований товаров, которые составят ядро экспорта. Затем нужно провести модернизацию, создать производителей, стать конкурентоспособными и найти рынок сбыта. Будет ли это Европа, или поднимающийся Афганистан, или восстанавливающийся Ирак – все равно.

Благодаря железной дороге у нас появляется роскошная возможность найти торговых партнеров в любом из направлений Север-Юг и Восток-Запад. Азербайджан – член организации «Исламского сотрудничества», где много больших и густонаселенных стран, стран с развивающейся экономикой.

Президент Азербайджана неоднократно заявлял, что мы не до конца используем потенциал развития отношения с мусульманскими и азиатскими странами. Азербайджан старается развивать Восточное направление, чтобы не зависеть от правил рынков европейских стран.

Есть огромные страны и они не так уж и далеко. Мы привыкли летать в Европу, но до Лондона лететь шесть часов, а в Китай можно долететь за пять с половиной. В Париж лететь пять часов - такое же время занимает полет до Дели. Безусловно, эти страны не такие платежеспособные как Европа, но они развиваются.

- Как сегодня можно сформулировать роль и задачи Азербайджана в регионе Южного Кавказа?

Азербайджан для соседей – это предсказуемая страна - это очень важно в современной внешней политике. Мы видели непредсказуемость Армении, которая в течение нескольких лет заявляла о стремлении подписать Ассоциацию с ЕС и потом за один день отказалась в пользу Евразийского союза.

Политика Азербайджана направлена на то, чтобы страны Южного Кавказа перестали быть угрозой друг для друга и чтобы весь наш регион перестал быть источником угрозы для соседей.

И у Грузии, и у Азербайджана есть оккупированные территории, сотни тысяч беженцев, несмотря на это, мы смогли достичь высокого уровня сотрудничества. И сейчас это нужно оценить, проанализировать и синхронизировать нашу политику.

Что касается России, то для Азербайджана Россия также стратегический партнер, таким образом мы демонстрируем свою конструктивность.

Мы также предполагаем участие Армении в разных региональных проектах в случае, если она откажется от своей агрессивной политики. Для нас важно, чтобы в регионе был мир. Каждая страна должна надеяться, что ее сосед будет успешен, потому что бедная страна порождает агрессию.

Если говорить в целом о видении будущего Азербайджана, о перспективах реализации наших крупных проектов, то Грузия в этих планах занимает одно из центральных мест. Грузия – наш стратегический партнер, посредством государственных и частных компаний мы уже вложили в вашу экономику несколько миллиардов долларов. Грузия обеспечивает транспортировку наших энергоресурсов на мировые рынки и это страна, которая всегда поддерживает нашу территориальную целостность и не предпринимает никаких шагов против интересов Азербайджана.

Говоря о безопасности, восстановлении территориальной целостности, урегулировании конфликтов, мы исходим из принципа, что на нашей стороне историческая справедливость и нормы международного права, об этом не раз говорил президент Ильхам Алиев. Турция также последовательно поддерживает территориальную целостность наших стран. Однако, отношения с Грузией – не единственный трехсторонний формат для Азербайджана. На сегодня у нас три трехсторонних формата стратегического партнерства, который мы реализуем вместе с Турцией – это с Грузией, Ираном и Туркменистаном.

ЦИФРЫ И ФАКТЫ:

Азербайджанская компания «Сокар» - самый крупный налогоплательщик в Грузии.

Азербайджан предоставил Грузии кредит под 0,1% на 725 млн долларов для строительства грузинского участка железной дороги Баку-Тбилиси-Карс.

Тестовый поезд из Азербайджана уже дошел до Тбилиси.

В 2016 году железная дорогая Баку- Тбилиси-Карс начнет работу, на полную мощность ее загрузка намечена на 2018 год, как раз к этому времени будет готов новый международный торговый порт в Алятах. Новая железная дорога сократит время пути между городами в несколько раз. К транспортному коридору в регионе в ближайшем будущем планируют подключиться Туркмения с портом Туркменбаши и Казахстан с модернизированным портом в Актау. В Азербайджане в 2015 году пройдут первые в истории Европейские игры – аналог Олимпийских игр для Европейского континента.

В 2014 году в Нахичевани прошли первые военные учения на уровне штабов и встреча министров обороны Азербайджана, Турции и Грузии. Следующая встреча министров обороны трех стран пройдет в Тбилиси в апреле 2015 года.

6 марта 2015 года в Батуми прошел форум предпринимателей и встреча министров экономик Грузии, Азербайджана и Турции для обсуждения углубления взаимоотношений.

Интервью записано на международной конференция с участием Грузии, Турции и Азербайджана «Будущее трехстороннего сотрудничества: новые перспективы и вызовы» на этой неделе в Тбилиси. Это уже второй форум по вопросам регионального сотрудничества. Первая конференция состоялась в прошлом году в Баку, третья намечена на будущий год в Турции.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Лента новостей
0