ТБИЛИСИ, 16 июн — Sputnik. Более четырехсот человек с начала боевых действий в Сирии покинули Чечню, чтобы примкнуть к международной террористической группировке "Исламское государство"; более 100 из них погибли, десятки находятся под следствием, судьба большинства из них неизвестна, сообщает РИА Новости.
Среди ушедших в ряды ИГ и тех, кто собирался это сделать, есть женщины и совсем юные девушки. В последние дни получила широкий резонанс история 19-летней студентки МГУ Варвары Карауловой, которая втайне от родителей оформила загранпаспорт и бежала в Стамбул, но была задержана на турецко-сирийской границе в составе группы граждан, собиравшихся примкнуть к "Исламскому государству", и вернулась в Москву.
Обещанный рай
"Около месяца назад мне поздно ночью позвонил неизвестный мужчина и попросил помочь найти племянницу, которую "увезли в неизвестном направлении". Я тут же кинулась обзванивать все телефоны, которые у меня имеются в поисках пропавшей", — рассказала РИА Новости член СПЧ при главе республики Хеда Саратова, которая не понаслышке знакома с проблемой "игиловских беглецов".
Семнадцатилетняя девушка и две ее спутницы нашлись буквально за считанные минуты в Заводском РОВД Грозного, куда их доставили после получения оперативной информации о том, что они собираются в ближайшие дни уехать в Сирию. Паспорта для поездки у них были готовы, дорога проплачена "покровителями".
Разговорив одну из задержанных, правозащитница выяснила, что целью поездки было намерение выйти замуж за "воина Аллаха", который обещал ей "сады Рая" в загробной жизни.
"Ей было известно только имя жениха, который представлялся неким Абу-Бакром, спутницы также намеревались стать женами и вдовами "шахидов", — отметила Саратова. Главную вербовщицу, которая агитировала девушек отправиться в опасное путешествие, оперативники задержали позже.
"Всего в группе, которая собиралась отправиться в Сирию, было пять девушек, вместе с наставницей и все они имели виртуальных женихов, с которыми должны были воссоединиться по прибытии на место", — рассказала Саратова. Оперативники прервали планы путешественниц, с ними проводится профилактическая работа с участием родителей и духовенства.
Маму жалко
Правозащитница предоставила видеозапись своей беседы с одной из задержанных девушек. На записи молодая женщина, одетая в черное с головы до ног, представляется, затем противоречиво и сбивчиво отвечает на вопросы на чистом русском языке.
— Почему ты хотела уехать в Сирию?
— Там шариат.
— А тебе кто-то мешает дома соблюдать требования шариата, молиться?
— Тут никто молиться не мешает, и я не против, просто Коран — это законы Аллаха, а конституция — их законы.
— Ты считаешь, что здесь не соблюдают требования Корана?
— Нет, я так не думаю, я рада, что тут уважают Коран
— Почему ты поверила тем, кто далеко от тебя, а не родным и близким? Тебе не жалко маму, папу?
— Я вижу, что маме плохо, конечно, я их жалею.
— О своем поступке жалеешь?
— Да.
— Вы рады, что вас остановили?
— Аллах так предопределил.
Борьба с угрозой
Правоохранительные органы Чечни ведут интенсивную работу по предотвращению ухода жителей республики в ряды ИГ.
"Мы каждый день работаем в этом направлении. У нас имеется достоверная информация о контактах, каналах отъезда, прибытия, перемещений. Часто люди сами обращаются к нам за помощью, мы помогаем им остановить, вернуть детей на правильный путь. Большую роль играет в этой работе духовенство", — рассказал РИА Новости заместитель главы МВД по Чечне Апти Алаудинов.
"Начинают обрабатывать молодой неокрепший ум. Это все равно, что взять чистый лист бумаги и написать там, все что хочется. Так же и с молодежью", — говорит Алаудинов. Он подчеркнул, что есть случаи, когда им удавалось вернуть ушедших, которые через родственников просились помочь в возвращении, осознав суть происходящего. Алаудинов отметил, что в последнее время к ним все чаще за помощью обращаются и жители других регионов.
"Мы стараемся помочь всем по мере возможности", — сказал замминистра.
Всего, по данным МВД, с начала военных действий в Сирии из Чечни уехало 405 человек, 104 из них погибли. Вернулись обратно 44 человека, возбуждено 88 уголовных дел. Есть уже осужденные и отбывшие положенный законом срок. Судьба остальных неизвестна.